В настоящее время основными федеральными законами, регулирующими госзакупки в России, являются:
- «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ от 05 апреля 2013 года, в ред. от 13.07.2015);
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№223-ФЗ от 18 июля 2011 года, в ред. от 29.06.2015).
223-ФЗ по своей сути и требованиям к правилам госзакупок более лоялен, чем 44-ФЗ. Например, последний серьезным образом ограничивает способы проведения торгов; суммы и объемы закупок товаров, работ и услуг; требует обосновать начальную цену контракта; полностью описывать функциональные характеристики товаров, работ и услуг. Причинами принятия 44-ФЗ являлись неурегулированность отношений, возникших в процессе использования предыдущего закона, связанного с госзакупками; возросший уровень коррупции; развитие предпринимательства в России. 223-ФЗ, например, не требует обоснования госзакупки, начальной цены контракта, возможность внесения изменения в уже заключенный контракт. Другие отличия 223-ФЗ представлены в таблице 1.
Наименование положения закона | 223-ФЗ | 44-ФЗ | |
---|---|---|---|
1 | План закупок | Можно изменять. По своей сути проще и заказчик определяет его структуру и содержание | Требуется годовой план-график и трехлетний план закупок для госучреждений |
2 | Обоснование закупки | Не требуется | Обязательное |
3 | Описание закупки | Может быть любым, в т.ч. с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну, происхождение | Нейтральное, объективное, без торговых наименований |
4 | Источник финансирования | Самостоятельно заработанные средства | Трансферты (субсидии), выданные на выполнение госзаданий |
5 | Условия договора | Можно менять | Ограничено менять |
6 | Заключение договора с победителем | Не является обязательством | Только с победителем |
7 | Условия закупки | Определяет заказчик | Жесткая регламентация |
8 | Перечень случаев закупки у единственного поставщика | Определяет заказчик | Ограничен |
9 | Способы закупки | Любые на выбор заказчика | Ограничены |
Практика анализа реализации 223-ФЗ показывает, что ряд госкомпаний используют лояльность закона в своих корыстных интересах, например, в десятки раз завышая цены закупок, в результате увеличение затрат приближается к 100%. При нарушениях 223-ФЗ участник закупки может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). К нарушениям могут относится: не размещенные данные о закупке в единой информационной системе; предоставленные недостоверные сведения о ней; предъявление дополнительных требований к поставщикам. Тем не менее, как оказалось этого не достаточно, поэтому правительство РФ приняло решение усилить контроль за закупками госкомпаний.
Согласно постановлению правительства №1139 внесены изменения в деятельность Федеральной антимонопольной службы. С 1 ноября 2015 года ФАС наделена контрольно-надзорными функциями в сфере закупок «отдельных видов юридических лиц» по 223-ФЗ. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия с долей государства свыше 50%. Кроме того, ФАС получила возможность принимать решение о приостановке реализации планов закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших гостиничных сетей России.
Для рэнкинга был составлен список Топ-10 компаний по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.), ранжированный по убыванию годового оборота; кроме того, приведены данные по динамике выручки организаций относительно предыдущего периода, коэффициенту общей ликвидности и индексу платежеспособности ГЛОБАС-i® (см. табл. 1).
Коэффициент общей ликвидности - характеризует способность предприятия обеспечить свои краткосрочные обязательства по наиболее легко реализуемой части активов – оборотным средствам. Рекомендуемые значения: от 1,0 до 2,0.
Коэффициент равный 1, предполагает равенство текущих активов и пассивов. Чрезмерно высокие значения могут свидетельствовать о неудовлетворительном управлении активами предприятия, потерю их первоначальной ликвидности с учетом фактора времени. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
№ | Наименование | Регион | Выручка, млн руб., 2014 г. | Прирост выручки, % | Коэффициент общей ликвидности, % | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ООО Хотэл Менеджмент Компани (Hilton, Starwood, Wyndham, Carlson Rezidor, IHG, Marriott, Accor и Louvre) ИНН 7710578737 |
г. Москва | 2 081,2 | -13,4 | 0,8 ниже нормы |
300 удовлетворительный |
2 | ООО Домодедово эссет менеджмен (Аэротель) ИНН 5009096987 |
Московская область | 2 070,2 | 7,3 | 0,6 ниже нормы |
322 удовлетворительный |
3 | ООО Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» ИНН 7702347870 |
г. Москва | 1 959,7 | 76,3 | 0,5 ниже нормы |
280 высокий |
4 | ЗАО Туристские Гостиничные Комплексы Измайлово ИНН 7719017101 |
г. Москва | 1 698,5 | -3,1 | 2,8 выше нормы |
161 наивысший |
5 | ОАО «Красная поляна» ИНН 2320102816 |
Краснодарский край | 1 641,6 | 920,9 | 0,1 ниже нормы |
306 удовлетворительный |
6 | ОАО Гостиничный комплекс «Космос» ИНН 7717016198 |
г. Москва | 1 456,6 | -5,8 | 5,6 выше нормы |
184 наивысший |
7 | ЗАО «Шеротель (Новотель Аэропорт Шереметьево) ИНН 7712014856 |
Московская область | 1 405,4 | 5,4 | 4,9 выше нормы |
249 высокий |
8 | ООО Славянская гостиница и деловой центр (Radisson Slavyanskaya Hotel) ИНН 7730001183 |
г. Москва | 1 387,3 | -3,8 | 6,0 выше нормы |
197 наивысший |
9 | ЗАО «Грандъ-Отель (Марриотт Грандъ-Отель) ИНН 7707172215 |
г. Москва | 1 381,7 | -12,5 | 0,7 ниже нормы |
259 высокий |
10 | ООО Сокотель (Sokos Hotel) ИНН 7841338200 |
г. Санкт-Петербург | 1 324,2 | -2,3 | 2,1 выше нормы |
273 высокий |
Коэффициент общей ликвидности крупнейших гостиничных сетей России не укладывается в рекомендуемые нормативные значения, как по нижней, так и по верхней границе. В первом случае речь идет о превышении текущих пассивов над активами, что может привести компанию к финансовому кризису по причине невозможности расплатиться с обязательствами. Во втором – о нерациональной структуре капитала, т.к. возрастает риск утраты определенной доли ликвидности, если его не пустить в оборот.
Рисунок 1. Выручка и коэффициент общей ликвидности крупнейших гостиничных сетей России (Топ-10)
Годовая выручка компаний списка Топ-10 гостиничных сетей по итогам 2014 г. составила 16,4 млрд рублей, что выше суммарного показателя этих же компаний в предыдущем отчетном периоде на 12,3%.
Развитие гостиничного бизнеса в России претерпевает значительное изменение. Рост курса доллара и евро влияет на количество посетителей отелей. Владельцы вынуждены удешевлять номера с целью привлечения туристов.
Внешнеполитическая ситуация России и воздействие зарубежных средств массовой информации негативно сказывается на активности путешествий в Санкт-Петербург, Москву и другие города страны. Имидж «страны – агрессора» снизил популярность экскурсий по стране. Стоимость номера в гостинице упала в среднем на 8 %. Отели вынуждены изменить условия аренды в связи со снижением деловой активности в регионах России.
Рост курса повлиял и на выбор людей. Теперь больше останавливаются в дешевых гостиницах, где не хуже уровень обслуживания, но расположены они, как правило, дальше от центра. Да и уровень инфраструктуры на порядок ниже люксовых номеров в центре города. По мнению экспертов, наполняемость отелей до 70% является сегодня отличным показателем для владельцев гостиничного бизнеса.