Статья
ФАС наделена контрольно-надзорными функциями в сфере закупок по 223-ФЗ

В настоящее время основными федеральными законами, регулирующими госзакупки в России, являются:

  • «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ от 05 апреля 2013 года, в ред. от 13.07.2015);
  • О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№223-ФЗ от 18 июля 2011 года, в ред. от 29.06.2015).

223-ФЗ по своей сути и требованиям к правилам госзакупок более лоялен, чем 44-ФЗ. Например, последний серьезным образом ограничивает способы проведения торгов; суммы и объемы закупок товаров, работ и услуг; требует обосновать начальную цену контракта; полностью описывать функциональные характеристики товаров, работ и услуг. Причинами принятия 44-ФЗ являлись неурегулированность отношений, возникших в процессе использования предыдущего закона, связанного с госзакупками; возросший уровень коррупции; развитие предпринимательства в России. 223-ФЗ, например, не требует обоснования госзакупки, начальной цены контракта, возможность внесения изменения в уже заключенный контракт. Другие отличия 223-ФЗ представлены в таблице 1.

Таблица 1. Принципиальные отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ
 Наименование положения закона223-ФЗ44-ФЗ
1 План закупок Можно изменять. По своей сути проще и заказчик определяет его структуру и содержание Требуется годовой план-график и трехлетний план закупок для госучреждений
2 Обоснование закупки Не требуется Обязательное
3 Описание закупки Может быть любым, в т.ч. с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну, происхождение Нейтральное, объективное, без торговых наименований
4 Источник финансирования Самостоятельно заработанные средства Трансферты (субсидии), выданные на выполнение госзаданий
5 Условия договора Можно менять Ограничено менять
6 Заключение договора с победителем Не является обязательством Только с победителем
7 Условия закупки Определяет заказчик Жесткая регламентация
8 Перечень случаев закупки у единственного поставщика Определяет заказчик Ограничен
9 Способы закупки Любые на выбор заказчика Ограничены

Практика анализа реализации 223-ФЗ показывает, что ряд госкомпаний используют лояльность закона в своих корыстных интересах, например, в десятки раз завышая цены закупок, в результате увеличение затрат приближается к 100%. При нарушениях 223-ФЗ участник закупки может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). К нарушениям могут относится: не размещенные данные о закупке в единой информационной системе; предоставленные недостоверные сведения о ней; предъявление дополнительных требований к поставщикам. Тем не менее, как оказалось этого не достаточно, поэтому правительство РФ приняло решение усилить контроль за закупками госкомпаний.

Согласно постановлению правительства №1139 внесены изменения в деятельность Федеральной антимонопольной службы. С 1 ноября 2015 года ФАС наделена контрольно-надзорными функциями в сфере закупок «отдельных видов юридических лиц» по 223-ФЗ. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия с долей государства свыше 50%. Кроме того, ФАС получила возможность принимать решение о приостановке реализации планов закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рэнкинг
Общая ликвидность крупнейших гостиничных комплексов России

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших гостиничных сетей России.

Для рэнкинга был составлен список Топ-10 компаний по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.), ранжированный по убыванию годового оборота; кроме того, приведены данные по динамике выручки организаций относительно предыдущего периода, коэффициенту общей ликвидности и индексу платежеспособности ГЛОБАС-i® (см. табл. 1).

Коэффициент общей ликвидности - характеризует способность предприятия обеспечить свои краткосрочные обязательства по наиболее легко реализуемой части активов – оборотным средствам. Рекомендуемые значения: от 1,0 до 2,0.

Коэффициент равный 1, предполагает равенство текущих активов и пассивов. Чрезмерно высокие значения могут свидетельствовать о неудовлетворительном управлении активами предприятия, потерю их первоначальной ликвидности с учетом фактора времени. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Выручка, коэффициент общей ликвидности и индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших гостиничных сетей России (Топ-10)
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2014 г.Прирост выручки, %Коэффициент общей ликвидности, %Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ООО Хотэл Менеджмент Компани (Hilton, Starwood, Wyndham, Carlson Rezidor, IHG, Marriott, Accor и Louvre)
ИНН 7710578737
г. Москва 2 081,2 -13,4 0,8
ниже нормы
300
удовлетворительный
2 ООО Домодедово эссет менеджмен (Аэротель)
ИНН 5009096987
Московская область 2 070,2 7,3 0,6
ниже нормы
322
удовлетворительный
3 ООО Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор»
ИНН 7702347870
г. Москва 1 959,7 76,3 0,5
ниже нормы
280
высокий
4 ЗАО Туристские Гостиничные Комплексы Измайлово
ИНН 7719017101
г. Москва 1 698,5 -3,1 2,8
выше нормы
161
наивысший
5 ОАО «Красная поляна»
ИНН 2320102816
Краснодарский край 1 641,6 920,9 0,1
ниже нормы
306
удовлетворительный
6 ОАО Гостиничный комплекс «Космос»
ИНН 7717016198
г. Москва 1 456,6 -5,8 5,6
выше нормы
184
наивысший
7 ЗАО «Шеротель (Новотель Аэропорт Шереметьево)
ИНН 7712014856
Московская область 1 405,4 5,4 4,9
выше нормы
249
высокий
8 ООО Славянская гостиница и деловой центр (Radisson Slavyanskaya Hotel)
ИНН 7730001183
г. Москва 1 387,3 -3,8 6,0
выше нормы
197
наивысший
9 ЗАО «Грандъ-Отель (Марриотт Грандъ-Отель)
ИНН 7707172215
г. Москва 1 381,7 -12,5 0,7
ниже нормы
259
высокий
10 ООО Сокотель (Sokos Hotel)
ИНН 7841338200
г. Санкт-Петербург 1 324,2 -2,3 2,1
выше нормы
273
высокий

Коэффициент общей ликвидности крупнейших гостиничных сетей России не укладывается в рекомендуемые нормативные значения, как по нижней, так и по верхней границе. В первом случае речь идет о превышении текущих пассивов над активами, что может привести компанию к финансовому кризису по причине невозможности расплатиться с обязательствами. Во втором – о нерациональной структуре капитала, т.к. возрастает риск утраты определенной доли ликвидности, если его не пустить в оборот.

Выручка  и коэффициент общей ликвидности крупнейших гостиничных сетей России

Рисунок 1. Выручка и коэффициент общей ликвидности крупнейших гостиничных сетей России (Топ-10)

Годовая выручка компаний списка Топ-10 гостиничных сетей по итогам 2014 г. составила 16,4 млрд рублей, что выше суммарного показателя этих же компаний в предыдущем отчетном периоде на 12,3%.

Развитие гостиничного бизнеса в России претерпевает значительное изменение. Рост курса доллара и евро влияет на количество посетителей отелей. Владельцы вынуждены удешевлять номера с целью привлечения туристов.

Внешнеполитическая ситуация России и воздействие зарубежных средств массовой информации негативно сказывается на активности путешествий в Санкт-Петербург, Москву и другие города страны. Имидж «страны – агрессора» снизил популярность экскурсий по стране. Стоимость номера в гостинице упала в среднем на 8 %. Отели вынуждены изменить условия аренды в связи со снижением деловой активности в регионах России.

Рост курса повлиял и на выбор людей. Теперь больше останавливаются в дешевых гостиницах, где не хуже уровень обслуживания, но расположены они, как правило, дальше от центра. Да и уровень инфраструктуры на порядок ниже люксовых номеров в центре города. По мнению экспертов, наполняемость отелей до 70% является сегодня отличным показателем для владельцев гостиничного бизнеса.