Статья
Сможет ли Крым стать импульсом экономического роста?

21 марта 2014 года Совет федерации одобрил закон о процедуре вхождения Крыма и Севастополя в состав России и утверждения переходного периода для плавной интеграции двух новых субъектов.

Безусловно, включение Крыма и Севастополя в состав России историческое событие, однако мнения о том, как это событие повлияет на экономическое развитии страны в целом, и новых субъектов в частности, диаметрально противоположные.

Одни утверждают, что возможные экономические санкции за «приобретения Крыма» слишком велики, особенно в условиях низкого экономического роста. В этом случае страшны скорее, так называемые, негласные санкции, такие как рекомендации иностранному бизнесу прекратить возможное сотрудничество с Россией или понижение рейтинга российских компаний со стороны иностранных рейтинговых агентств. Также не следует забывать о затратах на интеграцию новых субъектов в состав РФ. Хотя сегодня говорить о конкретных цифрах рано, но по самым нескромным подсчетам только в текущем году общие затраты на присоединение региона могут достичь 150 млрд рублей.

Поскольку процесс интеграции достаточно деликатный и требует взвешенных и рациональных решений, то предполагается, что переходный период продлится до конца текущего года. По словам Дмитрия Медведева, вплоть до окончания переходного периода на территории Крыма и Севастополя будут действовать социальные выплаты, в соответствии с украинским законодательством, однако выплачиваться они будут в рублях, исходя из курса на момент присоединения к России (3,8 рубля за украинскую гривну). Кроме того, премьер отметил, что приводить социальные выплаты до общероссийского уровня необходимо постепенно, чтобы снизить инфляционные риски.

Одним из острых вопросов является зависимость Крыма от снабжения энергией и водой из Украины. Руководство страны рассматривает в качестве возможных вариантов решения данной проблемы присоединение полуострова к объединенной энергосистеме России через Керченский пролив, либо строительство в республике двух мощных электростанций. Вице-премьер Крыма Руслан Темиргалиев заявил, что решить проблему с перебоями электроэнергии в среднесрочной перспективе позволит возведение девяти мобильных парогазовых электростанций.

Главной целью, которую ставит перед собой правительство в долгосрочной перспективе, является всестороннее развитие региона с постепенным превращением из дотационного, которым он являлся ранее, в регион-донор.

Сегодня предлагается множество различных путей развития Крыма. Это и развитие традиционных направлений, таких как туризм и виноделие, и освоение новых, таких как добыча газа на шельфе. Вице-премьер Дмитрий Козак, которому было поручено курировать республику Крым в правительстве, заявил, что к 15 апреля текущего года должен быть подготовлен план по созданию особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории Крыма. После наделения полуострова статусом ОЭЗ будет создана специальная корпорация, основной задачей которой будет исполнение государственных проектов и привлечения частных инвестиций. По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, сегодня российские инвесторы готовы вложить в проекты Крыма около 5 млрд долларов.

Вместе с тем, премьер предложил рассмотреть вариант введения «налоговых каникул» на переходном периоде для предприятий, перешедших в российскую юрисдикцию и платящих налоги в Крыму. Кроме того, многие эксперты прогнозируют создание налоговых льгот и для крупных инвесторов, пришедших в Крым.

Эксперты прогнозируют, что одним из возможных вариантов развития Крыма как ОЭЗ может стать создание нашей «Силиконовой долины», т.е. соединение туристического центра и центра развития высоких технологий. При том, что мировой опыт говорит об эффективности подобных слияний, как пример, Силиконовая долина в США и Лазурное побережье во Франции.

Кроме того Крым может послужить отличной моделью для развития других территорий и внедрения новой модели развития страны в целом, ориентированной не на сырьевой сектор экономики, а на развитие инновационных технологий и промышленности.

Присоединение Крыма и Севастополя – безусловно событие вошедшее в историю, но для того чтобы в полной мере оценить его экономические последствия потребуется время. Для начала необходимо завершить переходный период, окончание которого сможет прояснить, какие отрасли требуют приоритетного развития. Кроме того очень важно развивать регион не обособленно, а как часть всего российского Причерноморья. Только при взвешенных решениях со стороны руководства страны и выбора верной стратегии развития региона, Крым может стать импульсом общеэкономического роста.

Статья
Новый кодекс корпоративного управления

Правительство РФ утвердило новый Кодекс корпоративного управления, предыдущий кодекс 2001 года безнадёжно устарел, что давно отмечали в экспертном сообществе.

Большое внимание в новых правилах уделено вопросам политики вознаграждения топ-менеджмента. Так называемые «золотые парашюты» необходимо ограничивать до разумных пределов, особенно в компаниях, где основным акционером является государство. В качестве примера можно привести денежную компенсацию, которую получил при увольнении бывший глава Ростелекома Александр Провоторов в сумме 230 млн рублей, проработавший в качестве генерального директора всего три года, что стало рекордом в отечественной практике подобных выплат. Кодекс вводит фиксированную компенсацию при увольнении, но не выше двух годовых заработков; кроме того, фиксироваться должны и сами ежегодные вознаграждения в зависимости от объема обязанностей или сложности выполняемой работы.

Рекомендации кодекса придется учитывать компаниям, ценные бумаги которых допущены к торгам на бирже. Для организаций, претендующих на высокий уровень листинга своих ценных бумаг, вводится ряд требований, в том числе к числу независимых членов совета директоров, которых должно быть не менее двух в руководстве фирмы. Публичные компании должны стать примером для всего предпринимательства страны.

Документ в целом положительно воспринят в бизнес-кругах, однако имеет существенный минус – он носит рекомендательный характер и не может восприниматься как призыв к действию. Учитывая это, Правительство РФ предложило начать внедрение корпоративных правил с госкомпаний, за которыми, по идее, должны последовать все остальные. Но со всей уверенностью можно утверждать, что введение этих правил кодекса потребует длительного времени и положительной практики в реальных рыночных условиях.