Статья
Тенденции в производстве обуви

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей обуви.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10 и ТОП-500). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-500 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей обуви в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей обуви в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-500 в последние три года находятся на относительно высоком уровне и имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-500 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-500 в 2015 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 45% от суммарной выручки компаний ТОП-500. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-500 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-500

В целом за десятилетний период наблюдается увеличение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей обуви в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей обуви в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей обуви в 2008 – 2017 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей обуви в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-500 увеличиваются, при этом средний размер чистого снижается. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-500 в 2015 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-500 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей обуви в 2008 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей обуви в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились в основном на относительно высоком уровне с тенденцией к снижению (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей обуви в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей обуви в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей обуви в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей обуви в 2008 – 2017 годах

Малый бизнес
91% компаний ТОП-500 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 46%, что значительно выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-500 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 64 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-500 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-500 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-500 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-500 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-500 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-500 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности Глобас

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в производстве обуви в течение 2018 – 2019 годов наблюдается тенденция к увеличению показателей индекса производства (Рисунок 14).

Рисунок 14. Индексы производства обуви в 2018 – 2019 г.г., (%) Рисунок 14. Индексы производства обуви в 2018 – 2019 г.г., (%)

По тем же сведениями доля производителей обуви в объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по стране за 2018 год составила 0,02%.

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей обуви, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли положительных тенденций (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up5
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки up10
Уровень конкуренции / монополизации down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций down-5
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов down-10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% up10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Индекс промышленного производства up5
Среднее значение факторов up4,0

Up — положительная тенденция (фактор), Down — отрицательная тенденция (фактор).

Рэнкинг
Срочная ликвидность производителей обуви

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей обуви. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту срочной ликвидности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Коэффициент срочной ликвидности (х) - показатель платежеспособности предприятия в краткосрочном и среднесрочном периоде, характеризующий возможность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства за счет наиболее ликвидных активов: денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений. Рекомендуемое значение коэффициента - от 0,5 до 0,8.

Слишком высокое значение коэффициента может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. Это может быть связано с медленной оборачиваемостью средств, вложенных в запасы и ростом дебиторской задолженности. Низкий уровень показателя означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности не покрывают текущие долговые обязательства предприятия.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, финансовые обязательства, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских производителей сельскохозяйственной продукции (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка от продаж, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Коэффициент срочной ликвидности (x), от 0,5 до 0,8 Индекс платёжеспособности Глобас
2016 2017 2016 2017 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8
НАО ЕГОРЬЕВСК-ОБУВЬ
ИНН 5011017647
Московская область
up3289,9 down2910,1 up541,1 down436,6 up3,44 up4,28 156 Наивысший
НАО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ МОДЕРАМ
ИНН 7816057195
Санкт-Петербург
up1323,8 down1165,8 down2,8 up3,3 up0,16 up0,23 214 Высокий
ООО СТЕПТРЕЙД
ИНН 6901034920
Тверская область
up1072,5 up1130,6 down10,9 down8,8 down0,10 up0,15 273 Высокий
НАО ПАРИТЕТ
ИНН 5020080885
Московская область
down825,3 up2110,7 down3,1 up10,5 down0,04 up0,13 236 Высокий
НАО МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБУВНАЯ ФАБРИКА ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
ИНН 7705032967
г. Москва
up1839,4 up1994,5 down11,8 down9,4 up0,06 up0,08 237 Высокий
НАО РАЛЬФ РИНГЕР
ИНН 7718160370
г. Москва
up4911,7 up5578,0 up570,5 down224,1 down0,02 up0,04 205 Высокий
ООО ГРУППА КОМПАНИЙ АВАНГАРД СЭЙФЕТИ
ИНН 7721753959
г. Москва
up1909,7 up1948,5 up95,9 down41,3 down0,01 up0,03 249 Высокий
ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА ЛЕЛЬ
ИНН 4329004775
Кировская область
up1050,6 up1157,7 up139,2 down114,9 down0,06 down0,01 175 Наивысший
НАО ОБУВНАЯ ФИРМА ЮНИЧЕЛ
ИНН 7448008453
Челябинская область
up2992,7 up3137,9 up109,9 up126,1 down0,00 up0,01 184 Наивысший
ООО БРИС-БОСФОР
ИНН 7705344035
Краснодарский край
В отношении компании подан иск о банкротстве
up2472,9 up2473,2 down12,7 up14,1 up0,01 down0,00 350 Удовлетворительный
Итого по компаниям ТОП-10 up21688,3 up23606,9 up1498,0 down989,0    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up2168,8 up2360,7 up149,8 down98,9 up0,39 up0,50
Среднее отраслевое значение down59,8 up70,9 up4,2 down3,4 up0,17 down0,16

Up — улучшение показателя к предыдущему периоду, Down — ухудшение показателя к предыдущему периоду.

Средний показатель коэффициента срочной ликвидности ТОП-10 значительно выше среднего отраслевого. Ни одна из компаний в 2017 году не показала результатов в интервале рекомендуемого значения коэффициента.

Рисунок 1. Коэффициент срочной ликвидности и выручка крупнейших российских производителей обуви (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент срочной ликвидности и выручка крупнейших российских производителей обуви (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента срочной ликвидности имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента срочной ликвидности российских производителей обуви в 2008 – 2017 годах) Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента срочной ликвидности российских производителей обуви в 2008 – 2017 годах)