Тенденции в производстве обуви
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей обуви.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10 и ТОП-500). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-500 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей обуви в 2008 – 2017 годахДоли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-500 в последние три года находятся на относительно высоком уровне и имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).
Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-500 в 2015 – 2017 годахВыручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 45% от суммарной выручки компаний ТОП-500. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли.
Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-500В целом за десятилетний период наблюдается увеличение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).
Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей обуви в 2008 – 2017 годахПрибыль и убытки
В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 5).
Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей обуви в 2008 – 2017 годахЗа трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-500 увеличиваются, при этом средний размер чистого снижается. (Рисунок 6).
Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-500 в 2015 – 2017 годахОсновные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей обуви в 2008 – 2017 годахВ течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились в основном на относительно высоком уровне с тенденцией к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей обуви в 2008 – 2017 годахКоэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей обуви в 2008 – 2017 годахМалый бизнес
91% компаний ТОП-500 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 46%, что значительно выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).
Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %Основные регионы деятельности
Компании ТОП-500 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 64 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).
Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-500 по регионам РоссииСкоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-500 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 12).
Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-500 по скорингу бухгалтерской отчетностиИндекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-500 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).
Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности ГлобасИндекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в производстве обуви в течение 2018 – 2019 годов наблюдается тенденция к увеличению показателей индекса производства (Рисунок 14).
Рисунок 14. Индексы производства обуви в 2018 – 2019 г.г., (%)По тем же сведениями доля производителей обуви в объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по стране за 2018 год составила 0,02%.
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей обуви, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли положительных тенденций (Таблица 1).
| Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | 10 |
| Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | 5 |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | 10 |
| Уровень конкуренции / монополизации | -10 |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | 10 |
| Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | 10 |
| Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | 10 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | 10 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | -5 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов | -10 |
| Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% | 10 |
| Региональная концентрация | -10 |
| Финансовое положение (наибольшая доля) | 5 |
| Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
| Индекс промышленного производства | 5 |
| Среднее значение факторов | 4,0 |
— положительная тенденция (фактор),
— отрицательная тенденция (фактор).
Срочная ликвидность производителей обуви
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей обуви. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту срочной ликвидности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент срочной ликвидности (х) - показатель платежеспособности предприятия в краткосрочном и среднесрочном периоде, характеризующий возможность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства за счет наиболее ликвидных активов: денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений. Рекомендуемое значение коэффициента - от 0,5 до 0,8.
Слишком высокое значение коэффициента может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. Это может быть связано с медленной оборачиваемостью средств, вложенных в запасы и ростом дебиторской задолженности. Низкий уровень показателя означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности не покрывают текущие долговые обязательства предприятия.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
| Наименование, ИНН, регион | Выручка от продаж, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Коэффициент срочной ликвидности (x), от 0,5 до 0,8 | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
| 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| НАО ЕГОРЬЕВСК-ОБУВЬ ИНН 5011017647 Московская область |
3289,9 |
2910,1 |
541,1 |
436,6 |
3,44 |
4,28 |
156 Наивысший |
| НАО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ МОДЕРАМ ИНН 7816057195 Санкт-Петербург |
1323,8 |
1165,8 |
2,8 |
3,3 |
0,16 |
0,23 |
214 Высокий |
| ООО СТЕПТРЕЙД ИНН 6901034920 Тверская область |
1072,5 |
1130,6 |
10,9 |
8,8 |
0,10 |
0,15 |
273 Высокий |
| НАО ПАРИТЕТ ИНН 5020080885 Московская область |
825,3 |
2110,7 |
3,1 |
10,5 |
0,04 |
0,13 |
236 Высокий |
| НАО МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБУВНАЯ ФАБРИКА ПАРИЖСКАЯ КОММУНА ИНН 7705032967 г. Москва |
1839,4 |
1994,5 |
11,8 |
9,4 |
0,06 |
0,08 |
237 Высокий |
| НАО РАЛЬФ РИНГЕР ИНН 7718160370 г. Москва |
4911,7 |
5578,0 |
570,5 |
224,1 |
0,02 |
0,04 |
205 Высокий |
| ООО ГРУППА КОМПАНИЙ АВАНГАРД СЭЙФЕТИ ИНН 7721753959 г. Москва |
1909,7 |
1948,5 |
95,9 |
41,3 |
0,01 |
0,03 |
249 Высокий |
| ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА ЛЕЛЬ ИНН 4329004775 Кировская область |
1050,6 |
1157,7 |
139,2 |
114,9 |
0,06 |
0,01 |
175 Наивысший |
| НАО ОБУВНАЯ ФИРМА ЮНИЧЕЛ ИНН 7448008453 Челябинская область |
2992,7 |
3137,9 |
109,9 |
126,1 |
0,00 |
0,01 |
184 Наивысший |
| ООО БРИС-БОСФОР ИНН 7705344035 Краснодарский край В отношении компании подан иск о банкротстве |
2472,9 |
2473,2 |
12,7 |
14,1 |
0,01 |
0,00 |
350 Удовлетворительный |
| Итого по компаниям ТОП-10 | 21688,3 |
23606,9 |
1498,0 |
989,0 |
|||
| Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 2168,8 |
2360,7 |
149,8 |
98,9 |
0,39 |
0,50 |
|
| Среднее отраслевое значение | 59,8 |
70,9 |
4,2 |
3,4 |
0,17 |
0,16 |
|
— улучшение показателя к предыдущему периоду,
— ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Средний показатель коэффициента срочной ликвидности ТОП-10 значительно выше среднего отраслевого. Ни одна из компаний в 2017 году не показала результатов в интервале рекомендуемого значения коэффициента.
Рисунок 1. Коэффициент срочной ликвидности и выручка крупнейших российских производителей обуви (ТОП-10)В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента срочной ликвидности имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).
Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента срочной ликвидности российских производителей обуви в 2008 – 2017 годах)