Тенденции в производстве обуви
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей обуви.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10 и ТОП-500). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-500 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).
 Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей обуви в 2008 – 2017 годах
 Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей обуви в 2008 – 2017 годахДоли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-500 в последние три года находятся на относительно высоком уровне и имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).
 Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-500 в 2015 – 2017 годах
 Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-500 в 2015 – 2017 годахВыручка от реализации
 Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 45% от суммарной выручки компаний ТОП-500. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли.
 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-500
 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-500В целом за десятилетний период наблюдается увеличение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).
 Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей обуви в 2008 – 2017 годах
 Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей обуви в 2008 – 2017 годахПрибыль и убытки
 В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 5).
 Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей обуви в 2008 – 2017 годах
 Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей обуви в 2008 – 2017 годахЗа трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-500 увеличиваются, при этом средний размер чистого снижается. (Рисунок 6).
 Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-500 в 2015 – 2017 годах
 Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-500 в 2015 – 2017 годахОсновные финансовые коэффициенты
 За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
 Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей обуви в 2008 – 2017 годах
 Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей обуви в 2008 – 2017 годахВ течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились в основном на относительно высоком уровне с тенденцией к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
 Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей обуви в 2008 – 2017 годах
 Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей обуви в 2008 – 2017 годахКоэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).
 Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей обуви в 2008 – 2017 годах
 Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей обуви в 2008 – 2017 годахМалый бизнес
 91% компаний ТОП-500 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 46%, что значительно выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).
 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %
 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %Основные регионы деятельности
 Компании ТОП-500 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 64 регионах. Наибольшие доли объема их выручки сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).
 Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-500 по регионам России
 Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-500 по регионам РоссииСкоринг бухгалтерской отчетности
 Оценка финансового положения компаний ТОП-500 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 12).
 Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-500 по скорингу бухгалтерской отчетности
 Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-500 по скорингу бухгалтерской отчетностиИндекс платежеспособности Глобас
 Наибольшей части компаний из ТОП-500 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).
 Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности Глобас
 Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-500 по Индексу платежеспособности ГлобасИндекс промышленного производства
 По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в производстве обуви в течение 2018 – 2019 годов наблюдается тенденция к увеличению показателей индекса производства (Рисунок 14).
 Рисунок 14. Индексы производства обуви в 2018 – 2019 г.г., (%)
 Рисунок 14. Индексы производства обуви в 2018 – 2019 г.г., (%)По тем же сведениями доля производителей обуви в объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по стране за 2018 год составила 0,02%.
Вывод
 Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей обуви, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли положительных тенденций (Таблица 1).
| Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % | 
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов |  10 | 
| Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов |  5 | 
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки |  10 | 
| Уровень конкуренции / монополизации |  -10 | 
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) |  10 | 
| Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 |  10 | 
| Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 |  10 | 
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности |  10 | 
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций |  -5 | 
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов |  -10 | 
| Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% |  10 | 
| Региональная концентрация |  -10 | 
| Финансовое положение (наибольшая доля) |  5 | 
| Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) |  10 | 
| Индекс промышленного производства |  5 | 
| Среднее значение факторов |  4,0 | 
  — положительная тенденция (фактор),
 — положительная тенденция (фактор),  — отрицательная тенденция (фактор).
 — отрицательная тенденция (фактор).
Срочная ликвидность производителей обуви
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей обуви. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) предприятия (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту срочной ликвидности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент срочной ликвидности (х) - показатель платежеспособности предприятия в краткосрочном и среднесрочном периоде, характеризующий возможность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства за счет наиболее ликвидных активов: денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений. Рекомендуемое значение коэффициента - от 0,5 до 0,8.
Слишком высокое значение коэффициента может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. Это может быть связано с медленной оборачиваемостью средств, вложенных в запасы и ростом дебиторской задолженности. Низкий уровень показателя означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности не покрывают текущие долговые обязательства предприятия.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
| Наименование, ИНН, регион | Выручка от продаж, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Коэффициент срочной ликвидности (x), от 0,5 до 0,8 | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
| 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| НАО ЕГОРЬЕВСК-ОБУВЬ ИНН 5011017647 Московская область |  3289,9 |  2910,1 |  541,1 |  436,6 |  3,44 |  4,28 | 156 Наивысший | 
| НАО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ МОДЕРАМ ИНН 7816057195 Санкт-Петербург |  1323,8 |  1165,8 |  2,8 |  3,3 |  0,16 |  0,23 | 214 Высокий | 
| ООО СТЕПТРЕЙД ИНН 6901034920 Тверская область |  1072,5 |  1130,6 |  10,9 |  8,8 |  0,10 |  0,15 | 273 Высокий | 
| НАО ПАРИТЕТ ИНН 5020080885 Московская область |  825,3 |  2110,7 |  3,1 |  10,5 |  0,04 |  0,13 | 236 Высокий | 
| НАО МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБУВНАЯ ФАБРИКА ПАРИЖСКАЯ КОММУНА ИНН 7705032967 г. Москва |  1839,4 |  1994,5 |  11,8 |  9,4 |  0,06 |  0,08 | 237 Высокий | 
| НАО РАЛЬФ РИНГЕР ИНН 7718160370 г. Москва |  4911,7 |  5578,0 |  570,5 |  224,1 |  0,02 |  0,04 | 205 Высокий | 
| ООО ГРУППА КОМПАНИЙ АВАНГАРД СЭЙФЕТИ ИНН 7721753959 г. Москва |  1909,7 |  1948,5 |  95,9 |  41,3 |  0,01 |  0,03 | 249 Высокий | 
| ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА ЛЕЛЬ ИНН 4329004775 Кировская область |  1050,6 |  1157,7 |  139,2 |  114,9 |  0,06 |  0,01 | 175 Наивысший | 
| НАО ОБУВНАЯ ФИРМА ЮНИЧЕЛ ИНН 7448008453 Челябинская область |  2992,7 |  3137,9 |  109,9 |  126,1 |  0,00 |  0,01 | 184 Наивысший | 
| ООО БРИС-БОСФОР ИНН 7705344035 Краснодарский край В отношении компании подан иск о банкротстве |  2472,9 |  2473,2 |  12,7 |  14,1 |  0,01 |  0,00 | 350 Удовлетворительный | 
| Итого по компаниям ТОП-10 |  21688,3 |  23606,9 |  1498,0 |  989,0 | |||
| Среднее значение по компаниям ТОП-10 |  2168,8 |  2360,7 |  149,8 |  98,9 |  0,39 |  0,50 | |
| Среднее отраслевое значение |  59,8 |  70,9 |  4,2 |  3,4 |  0,17 |  0,16 | |
  — улучшение показателя к предыдущему периоду,
 — улучшение показателя к предыдущему периоду,  — ухудшение показателя к предыдущему периоду.
 — ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Средний показатель коэффициента срочной ликвидности ТОП-10 значительно выше среднего отраслевого. Ни одна из компаний в 2017 году не показала результатов в интервале рекомендуемого значения коэффициента.
 Рисунок 1. Коэффициент срочной ликвидности и выручка крупнейших российских производителей обуви (ТОП-10)
 Рисунок 1. Коэффициент срочной ликвидности и выручка крупнейших российских производителей обуви (ТОП-10)В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента срочной ликвидности имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).
 Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента срочной ликвидности российских производителей обуви в 2008 – 2017 годах)
 Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента срочной ликвидности российских производителей обуви в 2008 – 2017 годах)