Статья
Федеральная контрактная система: новая игра по старым правилам?

Достаточно известный 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», получивший много нареканий за свою непродуманность и неэффективность, когда конкурсы выигрывают фирмы, предложившие меньшую цену, а не лучшее качество, с 1 января 2014 уступит место Федеральной контрактной системе. 

По действующему законодательству, изначально заложен принцип неравенства заказчика и поставщика товара, услуг. Так неустойка в случае просрочки или ненадлежащего исполнения контракта для заказчика установлена фиксировано (точно) в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, тогда как для поставщика – не менее 1/300 ставки рефинансирования, без ограничения верхнего порога. На практике это означает, что заказчик может требовать неустойку, превышающую сумму контракта, что само по себе является экономическим нонсенсом, который никак не смутил в свое время законодателя. Нетрудно предположить, что многие потенциальные фирмы-контрагенты государственного или муниципального заказчика, ответственно относящиеся к своим финансам, лишний раз подумают, стоит ли им ввязываться в подобную «авантюру». В итоге получилось так, что конкурсы выигрывают подчас «свои» поставщики, для которых подобные санкции носят скорее декларативный характер, и в случаях неисполнения ими обязательств, организуются новые конкурсы, заключаются дополнительные соглашения и подобные процедуры, освобождающие их от экономической ответственности. 

Министерство финансов, разработало новые правила, которые будут действовать в Федеральной контрактной системе, согласно нововведениям госзаказчик сможет оштрафовать в определенных случаях поставщика на сумму до 100% от цены контракта за продажу товара с недостатками, в свое время максимальный размер ответственности самого заказчика может составить 20% от цены контракта. Неравенство заказчика и поставщика вновь сохранено, но, по крайней мере, обозначен верхний порог суммы неустойки, которая ограничена ценой контракта.

Информацию по государственным контрактам, а также срокам их исполнения можно получить из ежедневно обновляемой базы данных Глобас-i® информационного агентства Credinform.

Рэнкинг
Рентабельность активов российских производителей часов

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг рентабельности активов российских производителей часов. Для исследования были выбраны крупнейшие по обороту за последний имеющийся в Статистическом реестре период (2012 год) компании данной отрасли. Далее предприятия первой десятки по обороту были ранжированы по убыванию значения рентабельности активов.

Рентабельность активов – это финансовый показатель, который рассчитывается делением чистой прибыли и процентов к уплате на величину совокупных активов компании и показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов. Нормативных или рекомендуемых значений для показателей рентабельности не предусмотрено, т.к. их значения сильно варьируются в зависимости от отрасли.

Несмотря на широкое распространение смартфонов, планшетов и других гаджетов, привычные часы не теряют своей популярности. Производство часов – это сложный многоэтапный процесс, требующий серьезных капитальных вложений, особенно если речь идет о часах, выполненных на заказ или с использованием драгоценных камней и металлов. Традиционно самыми качественными считаются японские часы, однако швейцарские наручные часы до сих пор остаются классикой, являясь атрибутом делового человека и демонстрируя высокий статус своего владельца. Отечественные предприятия стараются конкурировать с зарубежными производителями, ежегодно расширяя свой модельный ряд, охватывая различные сегменты рынка. Лидеры российского рынка представлены в таблице.

Рентабельность активов и индекс платежеспособности крупнейших по обороту производителей часов в России, топ-10
Наименование ИННРегионОборот 2012, млн руб.Рентабельность активов, %Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ООО Восток-Амфибия ИНН 1652005589 Республика Татарстан (Татарстан) 206 25,95 161 (наивысший)
2 ООО ВолМакс ИНН 7709368044 г. Москва 39 2,93 254 (высокий)
3 ЗАО Часовой завод Полет ИНН 7709210360 г. Москва 24 2,65 216 (высокий)
4 ООО Часовой завод Ника ИНН 7727510127 г. Москва 2 377 2,36 234 (высокий)
5 ЗАО Часовой завод Салют ИНН 5404203823 Новосибирская область 25 1,28 269 (высокий)
6 ОАО Челябинский часовой завод Молния ИНН 7453006148 Челябинская область 90 1,09 270 (высокий)
7 ЗАО Часовая Компания Романофф ИНН 7709596121 г. Москва 25 1,05 237 (высокий)
8 ООО Часовой Завод Мактайм ИНН 7723117740 г. Москва 110 0 239 (высокий)
9 ОАО Ростовский Часовой Завод ИНН 6152001095 Ростовская область 32 -6,09 293 (высокий)
10 ОАО Златоустовский часовой завод ИНН 7404003024 Челябинская область 99 -6,12 290 (высокий)


Первую строчку рэнкинга занимает вторая по обороту компания отрасли ООО Восток-Амфибия с показателем рентабельность активов 25,95%, т.е. каждый рубль, вложенный в активы организации, приносит ей дополнительные 25,95 копеек. Также предприятию, единственному из топ-10, присвоен наивысший индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что характеризует компанию как финансово устойчивую.

На второй и третьей строчках рэнкинга расположились ООО ВолМакс и ЗАО Часовой Завод Полет, со значениями коэффициента рентабельности 2,93 и 2,65% соответственно. Несмотря на то, что компании существенно отстают от лидера исследования им присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит о способности компаний своевременно и в полном объеме погашать свои финансовые обязательства.

Рентабельность активов производителей часов в России, топ-10

Рентабельность активов производителей часов в России, топ-10

 

Лидер отрасли по обороту ООО Часовая компания Ника заняла лишь четвертую строчку рэнкинга, что связанно с высокой себестоимостью выпускаемой продукции.

Компания ООО Часовой завод Мактайм завершила 2012 год с показателем рентабельности активов равный 0, а две другие компании рэнкинга ОАО Ростовский часовой завод и ОАО Златоусовский часовой завод продемонстрировали отрицательные значения рентабельности активов, что свидетельствует о низком качестве управления капиталом и неспособности предприятий генерировать прибыль без учета структуры их капитала.

Так как рентабельность активов для капиталоемких отраслей обычно ниже, чем для компаний сферы услуг, не требующих больших финансовых вложений, то результаты рэнкинга являются вполне предсказуемыми. Однако следует помнить, что для полной и объективной оценки предприятия необходимо рассматривать совокупность финансовых показателей.