Статья
Большие проблемы малого бизнеса

Сможет ли правительственная поддержка оживить стагнирующую отрасль?

Несмотря на действующие меры государственной помощи, малый бизнес продолжает находиться в кризисе. Как результат, все большее количество предпринимателей приходят к выводу: заниматься бизнесом в России не выгодно.

Кто есть кто? В соответствии с действующим законодательством, к малому бизнесу относятся предприятия с численностью персонала до 100 человек и предельным уровнем годовой выручки до 800 млн руб. Информация о предприятиях малого бизнеса содержится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), который начал свою работу 1 августа 2016 г. Ведение Реестра осуществляется Федеральной налоговой службой. Кроме предприятий малого бизнеса, в нем отражены сведения о средних предприятиях (численность персонала до 200 человек, годовая выручка до 2 млрд руб.) и микропредприятиях (численность персонала до 15 человек, годовая выручка до 120 млн руб.). Всего на данный момент в Едином реестре субъектов МСП зарегистрировано более 5,7 млн хозяйствующих субъектов (в том числе 3 млн индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих рабочие места для 18 млн граждан. В основном малый бизнес сосредоточен в сферах торговли и услуг. Доля МСП в российском ВВП составляет порядка 20%.

Льготы не для всех. В качестве причин нынешней негативной ситуации представители малого бизнеса называют и удорожание кредитов, и влияние санкций, но, в первую очередь, предприниматели указывают на низкую эффективность мер государственной поддержки. По мнению предпринимателей, предоставляемые льготы зачастую тут же нивелируются принятием новых нормативных актов, влекущих за собой увеличение налоговой нагрузки, необходимость ежемесячно отчитываться перед Пенсионным фондом и тратить ресурсы на оспаривание кадастровой стоимости. Лишь частично работают некоторые льготы, как, например, выделение малому бизнесу квоты в 10% в объеме закупок госкомпаний и 15% в госзакупках. Так, в госзакупках успешно участвуют компании техобслуживания транспорта, которым помогают крупные международные мероприятия, форумы, спортивные соревнования, а компании оптовой торговли и IT чаще других жалуются на непрозрачность и сложность процедур в закупках госкомпаний, из-за которых формально действующими льготами воспользоваться невозможно. Льготная аренда помещений, продвигаемая как антикризисная мера, также эффективна не для всех.

Слово за Правительством. В июне Минэкономики представило Стратегию развития МСП до 2030 г., а совсем недавно Проектный офис Правительства представил новый нацпроект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утвержден 5 декабря), курировать который будет первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ранее для поддержки отрасли была создана Федеральная корпорация по развитию МСП. Стратегия развития МСП направлена на упрощение доступа бизнеса к капиталу, а также снижение административной нагрузки. План мероприятий, направленных на реализацию стратегии, состоит из 45 пунктов, всего три из которых предусматривают выделение дополнительного финансирования (расширение грантовой поддержки, внесение имущественного взноса в Корпорацию по развитию МСП для повышения доступности лизинга, развитие центров компетенций в инновационной сфере). Целью стратегии является удвоение доли МСП в ВВП – до 40%, что соответствует уровню развитых стран. Нацпроект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является уточнением Стратегии развития МСП и программы деятельности Федеральной корпорации по развитию МСП на ближайшее время. По планам Правительства, проект должен быть реализован в срок до марта 2019 г. Критериями его успешности станут рост числа субъектов МСП, а также рост доли кредитов малому бизнесу в общем портфеле кредитов банков. Реализация проекта предусматривает различные меры поддержки индивидуальных и малых предпринимателей. В частности, благодаря расширению доступа субъектов хозяйствования к закупкам крупнейших заказчиков, годовой объем их закупок у индивидуальных и малых предпринимателей в 2018 г. должен составить не менее 17,5%. Кроме того, в рамках реализации проекта запланировано развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индивидуального и малого предпринимательства, что должно повысить информированность предпринимателей о существующих возможностях для создания и развития бизнеса и уровень их экономической и финансовой грамотности.

Выживание сегодня ради процветания в будущем. В нынешних условиях экономической стагнации именно субъекты малого бизнеса могли бы стать тем источником экономического роста, который способствует подъему всех остальных отраслей. Однако сегодня на повестке дня субъектов МСП стоит вопрос не процветания, а выживания. В условиях растущей конкуренции и снижения спроса малые предприниматели вынуждены снижать издержки, сокращать зарплату персонала, увеличивать время его работы и диверсифицировать бизнес. Низкая эффективность государственной поддержки и дорогие кредитные средства являются важными, но не единственными причинами стагнации МСП. Нельзя забывать о проблемах в сферах госзакупок и контрольно-надзорной деятельности, с которыми ежедневно сталкивается бизнес – сообщество, и которые препятствуют осуществлению эффективной деятельности, в первую очередь, именно малых предприятий (см. Статью от 06.10.2016, а также Статью от 19.10.2016). Инициативы государства в решении данных вопросов есть, остается ждать их эффективной реализации. И, судя по всему, представители малого бизнеса надеются на положительный эффект от последних правительственных шагов: предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее, рассчитывая достигнуть докризисных показателей 2013 г. уже в течение ближайших двенадцати месяцев. Ряд экспертов дают более осторожные прогнозы, однако и они соглашаются с тем, что докризисного уровня можно будет достичь в 2018 г.

Статья
Условия использования общедоступной информации, размещаемой в Интернете в форме открытых данных

Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства 19 сентября 2016 года утверждены новые Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных.

Согласно документу, открытыми данными является информация, помещаемая в Интернете ее обладателями в целях повторного использования и в формате, пригодном для автоматизированной обработки без каких-либо промежуточных изменений в ручном режиме.

В соответствии с п. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы и органы местного самоуправления размещают в Интернете общедоступную информацию о своей деятельности в форме открытых данных для использования неограниченным кругом лиц. В отношении такой информации не предусматривается каких-либо ограничений по ее использованию и не требуется специальных соглашений или лицензий.

Кроме этого государственные органы, размещающие открытые данные в Интернете, должны гарантировать их достоверность, актуальность и общедоступность. Открытые данные не должны относиться к сведениям, составляющим государственную тайну, а их использование не должно нарушать права третьих лиц.

Пользователи не могут быть ограничены в праве использовать открытые данные в коммерческих и некоммерческих целях и могут свободно вести поиск, получать, передавать и распространять открытые данные. Однако, пользователи при этом обязаны оперировать открытыми данными исключительно в целях, не противоречащих законодательству, а также ссылаться на источник получения открытых данных.

В настоящее время системообразующим элементом открытых данных страны является Портал открытых данных Российской Федерации. Оператор портала – Министерство экономического развития. На портале сосредоточены актуальные сведения об открытых данных федеральных органов власти, органов региональной и местной власти, других организаций. В числе этих сведений: документированные наборы данных, ссылки и метаданные наборов данных, информация о программных продуктах и информационных услугах, созданных на основе опубликованных данных. По состоянию на 2 декабря 2016 года на портале размещено 11176 наборов открытых данных. При этом их число продолжает увеличиваться за счет органов региональной власти. Только в третьем квартале 2016 года впервые разместили свои открытые данные 16 регионов. Продолжает расти и востребованность данных, которые применяются в разработке создаваемых новых сервисов для населения и бизнеса. Количество скачиваний наборов данных увеличилось в 1,4 раза по сравнению с первым кварталом 2016 года. По числу опубликованных наборов данных лидерами являются Томская, Новгородская, Тульская, Ярославская и Амурская области. Из федеральных ведомств, по итогам третьего квартала 2016 года, лидируют Министерства энергетики, экономического развития, культуры, Федеральная налоговая служба и Росавиация.

Зарубежный опыт показывает, что открытые данные позволяют всем желающим разработчикам создавать сервисы в Интернете, а государству - стимулировать развитие современного IT-бизнеса и совершенствовать инструменты общественного контроля над деятельностью надзорных органов как одного из важнейших направлений улучшения бизнес-климата в целом.

В Информационно-аналитической системе Глобас-i, предназначенной для комплексной информационной и аналитической поддержки бизнеса используется более 100 официальных источников информации, в числе которых, в том числе, открытые данные.