Во всех субъектах Российский Федерации приняты региональные бюджеты на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг. Бюджет каждого региона состоит из доходной и расходной части. Бюджет по доходам формируется налогами, а также межбюджетными трансфертами. Расходная часть бюджета складывается из доходов и источников финансирования дефицита в случае, если расходы превышают доходы.
Наибольший интерес представляет именно расходная часть бюджета, поскольку от ее размера зависит объем финансирования транспортной инфраструктуры, социального обеспечения, образования, здравоохранения и т.д.
Экономические возможности каждого региона отличаются. В лучшем положении оказываются сырьевые регионы, а также столицы. Москва удерживает лидерство среди всех территорий России по объему финансирования: расходная часть бюджета в 2020 г. составит рекордные 3 150 млрд руб., увеличившись на 15% по сравнению с бюджетом 2019 г. (см. таблицу 1).
Большие объемы финансирования приносят результат. Москва заметно преображается: бурно развивается транспорт, городская среда, дорожная инфраструктура. Основный источник финансового благополучия столицы – это налоги: 41% совокупных доходов города формируется за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ), еще 35% дают поступления от налога на прибыль организаций.
На втором месте по объему расходной части бюджета Санкт-Петербург. В 2020 г. в северной столице планируется потратить 728 млрд руб., это на 9% больше, чем в 2019 г.
Самая скромная расходная часть бюджета из 85 субъектов у Еврейской автономной области: 11,8 млрд руб., что в 267 раз меньше, чем в Москве.
Бюджет Санкт-Петербурга меньше бюджета Москвы в 4,3 раза. Исходя из разной численности населения, корректнее сравнивать экономические возможности каждого региона путем деления расходной части бюджета на число проживающих там жителей: в Москве расходы бюджета на душу населения в 2020 г. составят 250 тыс. руб. на человека, в городе на Неве 135 тыс. руб. на человека. Таким образом, в столице на 1 жителя будет потрачено в 1,9 раза больше, чем в Петербурге.
В Чукотском АО расходы бюджета на душу населения выросли до 810 тыс. руб., что является максимальным значением в целом по стране. Минимальный показатель в Волгоградской области – 44 тыс. руб., в 18 раз меньше, чем у лидера.
Цифры демонстрируют, что проблема регионального неравенства сохраняется. В то же время, за исключением нескольких регионов-лидеров, большая часть территорий имеет сопоставимые экономические возможности. Об этом свидетельствуют данные на рисунке 1: практически все субъекты федерации расположены в диапазоне расходной части бюджета до 300 млрд руб., и расходов бюджета на душу несения до 140 тыс. руб.
Ранг | Субъект РФ | Расходы бюджета, млрд руб. | На душу населения, тыс. руб. |
1 | Москва | 3150,0 | 250 |
2 | Санкт-Петербург | 727,7 | 135 |
3 | Московская область | 673,3 | 89 |
4 | Свердловская область | 296,6 | 69 |
5 | Краснодарский край | 292,8 | 52 |
6 | Республика Татарстан | 273,2 | 70 |
7 | Красноярский край | 254,6 | 89 |
8 | Ханты-Мансийский АО-Югра | 249,0 | 150 |
9 | Ямало-Ненецкий АО | 244,5 | 452 |
10 | Республика Башкортостан | 226,6 | 56 |
11 | Тюменская область | 221,6 | 146 |
12 | Республика Саха (Якутия) | 208,4 | 216 |
13 | Ростовская область | 204,1 | 49 |
14 | Челябинская область | 200,8 | 58 |
15 | Нижегородская область | 194,6 | 61 |
16 | Иркутская область | 188,9 | 79 |
17 | Республика Крым | 185,2 | 97 |
18 | Самарская область | 184,8 | 58 |
19 | Новосибирская область | 181,7 | 65 |
20 | Кемеровская область-Кузбасс | 171,3 | 64 |
21 | Сахалинская область | 166,3 | 340 |
22 | Пермский край | 163,5 | 63 |
23 | Ленинградская область | 154,1 | 83 |
24 | Приморский край | 141,6 | 74 |
25 | Республика Дагестан | 138,6 | 45 |
26 | Воронежская область | 124,2 | 53 |
27 | Ставропольский край | 123,8 | 44 |
28 | Алтайский край | 118,1 | 51 |
29 | Калининградская область | 116,5 | 116 |
30 | Хабаровский край | 115,4 | 87 |
31 | Саратовская область | 111,4 | 46 |
32 | Волгоградская область | 108,7 | 43 |
33 | Белгородская область | 107,9 | 70 |
34 | Оренбургская область | 106,2 | 54 |
35 | Архангельская область | 101,5 | 92 |
36 | Чеченская Республика | 99,0 | 68 |
37 | Республика Коми | 93,4 | 113 |
38 | Омская область | 92,7 | 48 |
39 | Тульская область | 90,5 | 61 |
40 | Вологодская область | 86,8 | 74 |
41 | Томская область | 81,0 | 75 |
42 | Ярославская область | 77,9 | 62 |
43 | Удмуртская Республика | 77,6 | 52 |
44 | Камчатский край | 77,0 | 245 |
45 | Мурманская область | 77,0 | 103 |
46 | Забайкальский край | 76,3 | 72 |
47 | Республика Бурятия | 76,1 | 77 |
48 | Тверская область | 75,8 | 60 |
49 | Калужская область | 72,3 | 72 |
50 | Амурская область | 69,4 | 88 |
51 | Липецкая область | 69,2 | 60 |
52 | Владимирская область | 68,1 | 50 |
53 | Брянская область | 67,6 | 56 |
54 | Курская область | 63,9 | 58 |
55 | Рязанская область | 62,7 | 56 |
56 | Пензенская область | 62,4 | 47 |
57 | Севастополь | 61,7 | 139 |
58 | Ульяновская область | 61,3 | 50 |
59 | Кировская область | 60,4 | 48 |
60 | Республика Карелия | 60,3 | 98 |
61 | Чувашская Республика | 55,4 | 45 |
62 | Смоленская область | 50,9 | 54 |
63 | Астраханская область | 50,8 | 50 |
64 | Курганская область | 50,2 | 60 |
65 | Тамбовская область | 50,1 | 49 |
66 | Ивановская область | 45,3 | 45 |
67 | Республика Мордовия | 40,8 | 51 |
68 | Чукотский АО | 40,3 | 881 |
69 | Кабардино-Балкарская Республика | 39,4 | 45 |
70 | Магаданская область | 38,6 | 273 |
71 | Псковская область | 38,3 | 61 |
72 | Республика Хакасия | 37,7 | 70 |
73 | Новгородская область | 36,6 | 61 |
74 | Орловская область | 36,3 | 49 |
75 | Республика Марий Эл | 35,4 | 52 |
76 | Костромская область | 34,8 | 55 |
77 | Республика Северная Осетия-Алания | 34,0 | 49 |
78 | Республика Тыва | 33,3 | 103 |
79 | Республика Ингушетия | 28,6 | 57 |
80 | Карачаево-Черкесская Республика | 26,2 | 56 |
81 | Республика Адыгея | 25,6 | 56 |
82 | Республика Алтай | 21,7 | 99 |
83 | Ненецкий АО | 19,4 | 443 |
84 | Республика Калмыкия | 16,3 | 60 |
85 | Еврейская АО | 11,8 | 74 |
Федеральным законом от 02.12.2019 №405-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).
В частности, введена новая норма, устанавливающая административную ответственность операторов за нарушения своих обязанностей при сборе персональных данных, в том числе через сеть Интернет. Речь идет о таких обязанностях операторов персональных данных, как:
запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, извлечение персональных данных граждан с использованием баз данных, находящихся на территории России.
За нарушения в этой сфере деятельности введены штрафные санкции в следующих размерах:
- для юридических лиц – от 1 до 6 млн руб.;
- для должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб.;
- для физических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.
Кроме этого, поправками в КоАП предусматривается повышенная ответственность за повторные нарушения данных норм, а также за совершение повторно других правонарушений, таких как: неисполнение своих обязанностей операторами поисковых систем или организаторами распространения информации в сети Интернет.
В настоящее время в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных Роскомнадзора насчитывается более 402 тыс. организаций. Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность ознакомиться со списком этих организаций, воспользовавшись соответствующим разделом системы «Рекомендуемые списки», а также получить информацию о них и их хозяйственной деятельности в полном объеме.