Рэнкинг
ТОП регионов России по экономическим возможностям

Во всех субъектах Российский Федерации приняты региональные бюджеты на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг. Бюджет каждого региона состоит из доходной и расходной части. Бюджет по доходам формируется налогами, а также межбюджетными трансфертами. Расходная часть бюджета складывается из доходов и источников финансирования дефицита в случае, если расходы превышают доходы.

Наибольший интерес представляет именно расходная часть бюджета, поскольку от ее размера зависит объем финансирования транспортной инфраструктуры, социального обеспечения, образования, здравоохранения и т.д.

Экономические возможности каждого региона отличаются. В лучшем положении оказываются сырьевые регионы, а также столицы. Москва удерживает лидерство среди всех территорий России по объему финансирования: расходная часть бюджета в 2020 г. составит рекордные 3 150 млрд руб., увеличившись на 15% по сравнению с бюджетом 2019 г. (см. таблицу 1).

Большие объемы финансирования приносят результат. Москва заметно преображается: бурно развивается транспорт, городская среда, дорожная инфраструктура. Основный источник финансового благополучия столицы – это налоги: 41% совокупных доходов города формируется за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ), еще 35% дают поступления от налога на прибыль организаций.

На втором месте по объему расходной части бюджета Санкт-Петербург. В 2020 г. в северной столице планируется потратить 728 млрд руб., это на 9% больше, чем в 2019 г.

Самая скромная расходная часть бюджета из 85 субъектов у Еврейской автономной области: 11,8 млрд руб., что в 267 раз меньше, чем в Москве.

Рисунок 1. Общая сумма расходов региональных бюджетов на 2020 г. и расходы бюджета на душу населения. Размер круга соответствует величине расходной части бюджета Рисунок 1. Общая сумма расходов региональных бюджетов на 2020 г. и расходы бюджета на душу населения. Размер круга соответствует величине расходной части бюджета

Бюджет Санкт-Петербурга меньше бюджета Москвы в 4,3 раза. Исходя из разной численности населения, корректнее сравнивать экономические возможности каждого региона путем деления расходной части бюджета на число проживающих там жителей: в Москве расходы бюджета на душу населения в 2020 г. составят 250 тыс. руб. на человека, в городе на Неве 135 тыс. руб. на человека. Таким образом, в столице на 1 жителя будет потрачено в 1,9 раза больше, чем в Петербурге.

В Чукотском АО расходы бюджета на душу населения выросли до 810 тыс. руб., что является максимальным значением в целом по стране. Минимальный показатель в Волгоградской области – 44 тыс. руб., в 18 раз меньше, чем у лидера.

Цифры демонстрируют, что проблема регионального неравенства сохраняется. В то же время, за исключением нескольких регионов-лидеров, большая часть территорий имеет сопоставимые экономические возможности. Об этом свидетельствуют данные на рисунке 1: практически все субъекты федерации расположены в диапазоне расходной части бюджета до 300 млрд руб., и расходов бюджета на душу несения до 140 тыс. руб.

Таблица 1. Общая сумма расходов региональных бюджетов на 2020 г. и расходы бюджета на душу населения
Ранг Субъект РФ Расходы бюджета, млрд руб. На душу населения, тыс. руб.
1 Москва 3150,0 250
2 Санкт-Петербург 727,7 135
3 Московская область 673,3 89
4 Свердловская область 296,6 69
5 Краснодарский край 292,8 52
6 Республика Татарстан 273,2 70
7 Красноярский край 254,6 89
8 Ханты-Мансийский АО-Югра 249,0 150
9 Ямало-Ненецкий АО 244,5 452
10 Республика Башкортостан 226,6 56
11 Тюменская область 221,6 146
12 Республика Саха (Якутия) 208,4 216
13 Ростовская область 204,1 49
14 Челябинская область 200,8 58
15 Нижегородская область 194,6 61
16 Иркутская область 188,9 79
17 Республика Крым 185,2 97
18 Самарская область 184,8 58
19 Новосибирская область 181,7 65
20 Кемеровская область-Кузбасс 171,3 64
21 Сахалинская область 166,3 340
22 Пермский край 163,5 63
23 Ленинградская область 154,1 83
24 Приморский край 141,6 74
25 Республика Дагестан 138,6 45
26 Воронежская область 124,2 53
27 Ставропольский край 123,8 44
28 Алтайский край 118,1 51
29 Калининградская область 116,5 116
30 Хабаровский край 115,4 87
31 Саратовская область 111,4 46
32 Волгоградская область 108,7 43
33 Белгородская область 107,9 70
34 Оренбургская область 106,2 54
35 Архангельская область 101,5 92
36 Чеченская Республика 99,0 68
37 Республика Коми 93,4 113
38 Омская область 92,7 48
39 Тульская область 90,5 61
40 Вологодская область 86,8 74
41 Томская область 81,0 75
42 Ярославская область 77,9 62
43 Удмуртская Республика 77,6 52
44 Камчатский край 77,0 245
45 Мурманская область 77,0 103
46 Забайкальский край 76,3 72
47 Республика Бурятия 76,1 77
48 Тверская область 75,8 60
49 Калужская область 72,3 72
50 Амурская область 69,4 88
51 Липецкая область 69,2 60
52 Владимирская область 68,1 50
53 Брянская область 67,6 56
54 Курская область 63,9 58
55 Рязанская область 62,7 56
56 Пензенская область 62,4 47
57 Севастополь 61,7 139
58 Ульяновская область 61,3 50
59 Кировская область 60,4 48
60 Республика Карелия 60,3 98
61 Чувашская Республика 55,4 45
62 Смоленская область 50,9 54
63 Астраханская область 50,8 50
64 Курганская область 50,2 60
65 Тамбовская область 50,1 49
66 Ивановская область 45,3 45
67 Республика Мордовия 40,8 51
68 Чукотский АО 40,3 881
69 Кабардино-Балкарская Республика 39,4 45
70 Магаданская область 38,6 273
71 Псковская область 38,3 61
72 Республика Хакасия 37,7 70
73 Новгородская область 36,6 61
74 Орловская область 36,3 49
75 Республика Марий Эл 35,4 52
76 Костромская область 34,8 55
77 Республика Северная Осетия-Алания 34,0 49
78 Республика Тыва 33,3 103
79 Республика Ингушетия 28,6 57
80 Карачаево-Черкесская Республика 26,2 56
81 Республика Адыгея 25,6 56
82 Республика Алтай 21,7 99
83 Ненецкий АО 19,4 443
84 Республика Калмыкия 16,3 60
85 Еврейская АО 11,8 74
Статья
Изменения в законодательстве

Федеральным законом от 02.12.2019 №405-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

В частности, введена новая норма, устанавливающая административную ответственность операторов за нарушения своих обязанностей при сборе персональных данных, в том числе через сеть Интернет. Речь идет о таких обязанностях операторов персональных данных, как:

запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, извлечение персональных данных граждан с использованием баз данных, находящихся на территории России.

За нарушения в этой сфере деятельности введены штрафные санкции в следующих размерах:

  • для юридических лиц – от 1 до 6 млн руб.;
  • для должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб.;
  • для физических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.

Кроме этого, поправками в КоАП предусматривается повышенная ответственность за повторные нарушения данных норм, а также за совершение повторно других правонарушений, таких как: неисполнение своих обязанностей операторами поисковых систем или организаторами распространения информации в сети Интернет.

В настоящее время в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных Роскомнадзора насчитывается более 402 тыс. организаций. Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность ознакомиться со списком этих организаций, воспользовавшись соответствующим разделом системы «Рекомендуемые списки», а также получить информацию о них и их хозяйственной деятельности в полном объеме.