Вестник
Женщины в бизнесе: где женщинам руководить хорошо

По данным Информационного агентства Credinform в России зарегистрировано около 5 миллионов активных юридических лиц. При этом примерно в 27% компаний представительницы прекрасной половины занимают пост руководителя первого звена или владеют долей в уставном капитале.

В региональном разрезе больше всего женщин в бизнесе сосредоточенно в Москве и Московской области (27%), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (9%), а также в Свердловской области (4%).

Рисунок 1. Распределение женщин-руководителей по областям РФ. 

В подавляющем большинстве случаев дамы являются руководителями предприятий с правовой формой Общество с ограниченной ответственностью (75,6%). Также довольно часто среди руководства встречаются женщины в различных бюджетных и внебюджетных учреждениях.

По сферам деятельности представительницы прекрасного пола руководят в большей степени в оптовой и розничной торговле (24% и 11% соответственно), в сфере операций с недвижимым имуществом (9,3%), а также в сфере образования (8%).

Рисунок 2. Распределение женщин-руководителей по сферам деятельности.

Вместе с тем ежегодно растет количество женщин, занятых в традиционно «мужских» отраслях экономики, таких как добыча полезных ископаемых, строительство и авиаперевозки. Прекрасными примерами могут служить такие компании как ОАО Роснефтегаз, ООО Иркутская нефтяная компания и ОАО АК Трансаэро.

Путь многих женщин в бизнесе может послужить отличным примером не только для других дам, но и для представителей сильного пола. Так, к примеру, Ольге Белявцевой удалось пройти путь от экономиста на заводе по производству напитков ОАО Лебедянский до члена совета директоров и совладельца ОАО Прогресс Капитал, занимающегося производством детского питания и минеральной воды (ТМ ФрутоНяня, ТМ Липецкий бювет). По оценкам экспертов компании Credinform доля продукции завода составляет 34,3% от общего объема российского рынка детского питания в натуральном выражении.

Интересен также пример Натальи Касперской, которая в 1997 году совместно с супругом основала крупнейшую российскую компанию, специализирующуюся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов и спама - ЗАО Лаборатория Касперского. С 2003 года Наталья Касперская является генеральным директором группы компаний InfoWatch, занимающейся разработкой программного обеспечения для защиты от утечек информации.

Отличным примером успешного руководства традиционно «мужским» предприятием, является личность Гузелии Сафиной. Гузелия Мухарямовна является заместителем генерального директора ОАО Таиф, крупного отечественного холдинга, контролирующего около 96% химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Татарстана.

Для открытия своего бизнеса женщинам требуется аналогичный пакет документов, что и мужчинам. Однако во всем мире дамы встречаются с различными преградами, как формальными, так и неформальными.

Согласно «Всемирному рейтингу гендерного предпринимательства и развития», подготовленного в 2014 году институтом GEDI (Global Entrepreneurship Development Institute, Всемирный институт предпринимательства и развития) совместно с компанией Dell, самыми комфортными странами для развития женского бизнеса являются США, Австралия и Швеция. В то же время 75% стран-участниц исследования не выполняют даже базовых требований для успешного развития. К сожалению, в их число входит Россия, которая делит 18 строчку рейтинга с Турцией. Ключевой проблемой, по мнению экспертов, является ограниченный доступ женщин к внешним займам. Во всем мире женщинам предпринимателям гораздо сложнее получить кредит, чем мужчинам. А в Турции проблема еще серьезнее: 50% женщин не имеют возможности завести счет в банке. Хуже дела обстоят в странах Африки и Азии, оказавшихся в самом низу рейтинга. Это Малайзия, Ямайка, Нигерия, Марокко, Гана, Индия, Уганда, Египет, Бангладеш и Пакистан.

Источник: Исследование GEDI Institute (2014 год совместно с компанией Dell).

Рисунок 3. Карта Всемирного рейтинга предпринимательства и развития.

Расшифровка к графику: страны на карте окрашены в различные цвета в соответствии с местом в рейтинге. Так, темно-зеленый цвет соответствует высокому уровню скоринговой оценки, т.е. бизнес-климат для женщин наиболее благоприятен. Желтый – среднему уровню, темно-оранжевый и красный – самому низкому.

Интересно, что при плохой инфраструктуре развивающиеся страны показывают удивительно высокие цифры по количеству компаний, руководителями которых являются женщины. Так в Гане на каждую сотню мужчин-предпринимателей приходится 121 женщина, а в африканских странах 69% стартаперов — представительницы прекрасной половины. Эксперты объясняют подобные явления тем, что развивающиеся страны гораздо активнее используют любые возможности для стимулирования экономического роста.

Завершая предпраздничный выпуск, в качестве отступления от традиционной аналитики, приведем любопытную статистику. В России наиболее часто встречаются имена руководителей-женщин Елена, Татьяна, Наталья, Ольга и Ирина, а мужчин – Александр, Сергей, Владимир, Андрей и Алексей. Интересно, что в Москве и Санкт-Петербурге больше всего женщин–руководителей с именем Елена, а мужчин - с именем Александр. Источник данных: Информационно-аналитическая система Глобас-i®.

Информационное агентство Credinform поздравляет прекрасных дам с Международным женским днем и желает всем процветания в бизнесе и карьере, семейного благополучия и успехов во всех начинаниях.

 

Рэнкинг
Рентабельность активов предприятий по сбору и распределению воды

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг предприятий по сбору и распределению воды.

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2013 г.) предприятия по сбору и распределению воды.

Рентабельность активов (%) - отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов.
Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов, эффективность финансового менеджмента предприятия.

Поэтому чем выше значение этого показателя, тем выше эффективность бизнеса, то есть тем выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу. Однако при подготовке выводов о финансовом состоянии предприятия, необходимо учитывать два существенных момента.

Во-первых, сравнение компаний по показателю рентабельности активов может быть корректно осуществлено только в рамках одной отрасли. Например, в отраслях с высокой оборачиваемостью активов как розничная торговля, это показатель будет существенно выше, чем в отраслях, где оборачиваемость активов традиционно низкая, как в машиностроении.

Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что балансовая стоимость активов может значительно не соответствовать их текущей рыночной стоимости. Например, под воздействием инфляции балансовая стоимость основных средств с течением времени будет все больше недооценена, что приведет к завышенной оценке рентабельности активов. Другими словами, даже в рамках одной отрасли аналитик должен учитывать не только структуру, но и возраст активов.

Также следует принять во внимание сложившуюся тенденцию этого показателя. Его последовательное снижение говорит о снижении эффективности использования активов бизнесом, и наоборот.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения прибыли, но и на всю имеющуюся совокупность финансовых данных.

Таблица 1. Выручка, рентабельность активов и индекс платежеспособности крупнейших предприятий по сбору и распределению воды (Топ-10)
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2013 г.Рентабельность активов, %Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ООО Самарские коммунальные системы
ИНН 6312110828
Самарская область 3 608,9 13,09 258 высокий
2 МУП Водоканал Екатеринбург
ИНН 6608001915
Свердловская область 5 671,4 8,36 178 наивысший
3 МУП г. Новосибирска ГОРВОДОКАНАЛ
ИНН 5411100875
Новосибирская область 4 184,8 2,68 162 наивысший
4 ГУП Москоллектор
ИНН 7708000882
г.Москва 5 288,9 2,53 189 наивысший
5 ООО НОВОГОР-Прикамье
ИНН 5902817382
Пермский край 4 381,6 2,37 241 высокий
6 ОАО Нижегородский водоканал
ИНН 5257086827
Нижегородская область 3 483,3 1,35 240 высокий
7 ОАО Ростовводоканал
ИНН 6167081833
Ростовская область 4 235,0 0,99 260 высокий
8 ГУП СК Ставрополькрайводоканал
ИНН 2635040105
Ставропольский край 4 713,9 0,10 220 высокий
9 ОАО Мосводоканал
ИНН 7701984274
г.Москва 46 426,9 0,04 197 наивысший
10 МУП ПОВВ г. Челябинск
ИНН 7421000440
Челябинская область 3 226,0 0,02 220 высокий

Выручка крупнейших компаний России по сбору и распределению воды (Топ-10) по последней опубликованной годовой финансовой отчетности (2013 г.) составила 85,2 млрд рублей, что выше предыдущего периода на 8,4%.

предприятия по сбору и распределению воды

Рисунок. Рентабельность активов и выручка крупнейших предприятий по сбору и распределению воды (Топ-10)

Рентабельность активов всех организаций списка Топ-10 находится в положительной зоне, что само по себе для предприятий сферы ЖКХ является хорошим показателем (в большинстве компаний отрасли коэффициент отрицательный). Иначе говоря, лидеры закончили год с чистой прибылью. 

Наиболее эффективно использует свои активы ООО Самарские коммунальные системы, рентабельность активов компании – 13,1%, что значительно выше, чем показатель крупнейшего по выручке производства – московского ОАО Мосводоканал (0,04%).

По независимой оценке ИА Credinform, все участники списка Топ-10 получили наивысший и высокий индекс платежеспособности, данное обстоятельство говорит о способности участников рынка своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск невыполнении которых минимален.