Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей и поставщиков кофе, чая, какао и пряностей.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014 — 2016 годы) производители и оптовые поставщики кофе, чая, какао и пряностей (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы — показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ п/п в ТОП-1000 | Наименование, ИНН, регион, основной вид деятельности | Стоимость чистых активов, млн руб. | Индекс платежеспособности Глобас | ||
2014 | 2015 | 2016 | |||
1. | ООО ЮНИЛЕВЕР РУСЬ ИНН 7705183476 г. Москва Производство чая и кофе |
14 093 | 8 188 | 11 388 | 260 Высокий |
2. | ООО ОРИМИ ТРЭЙД ИНН 7804069580 Ленинградская область Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями |
5 282 | 10 207 | 7 810 | 217 Высокий |
3. | ООО ОРИМИ ИНН 4703044256 Ленинградская область Производство чая и кофе |
3 733 | 4 896 | 6 349 | 180 Наивысший |
4. | ООО НЕСТЛЕ КУБАНЬ ИНН 2353018969 Краснодарский край Производство чая и кофе |
-783 | 2 237 | 3 937 | 244 Высокий |
5. | НАО КОМПАНИЯ ПРОКСИМА ИНН 5405143630 Новосибирская область Производство приправ и пряностей |
2 873 | 3 540 | 3 907 | 168 Наивысший |
996. | ООО БМ-ГРУП ИНН 5047155440 Московская область Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями |
-6 | -70 | -203 | 364 Удовлетворительный |
997. | ООО САНТИ ИНН 7702371288 г. Москва Производство чая и кофе |
154 | -95 | -459 | 336 Удовлетворительный |
998. | ООО РЯЗАНСКАЯ ЧАЙНАЯ ФАБРИКА ИНН 6228050257 Рязанская область Производство чая и кофе Находится в стадии ликвидации, 23.09.2016 |
39 | -47 | -615 | 600 Неудовлетворительный |
999. | ООО БЕТА ГИДА ИНН 5053023219 Московская область Производство чая и кофе |
-119 | -1 039 | -744 | 279 Высокий |
1000. | ООО ЧАЙНЫЙ ВЕК ИНН 7722159219 Московская область Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями Находится в процессе реорганизации в форме выделения, осуществляемой одновременно с присоединением, 29.05.2018 |
-474 | -793 | -948 | 321 Удовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду, — снижение показателя к предыдущему периоду.
Усредненные отраслевые показатели размера чистых активов за десятилетний период имеют тенденцию к росту (Рисунок 1).
Выручка от реализации
Объем выручки 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 58% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. Это свидетельствует о высоком уровне концентрации бизнеса (Рисунок 2).
В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 3).
Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 ведущих предприятий отрасли в 2016 году составил 67% от суммарной прибыли компаний ТОП-1000 (Рисунок 4).
За десятилетний период усредненные отраслевые показатели размера чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению несмотря на убытки в 2015 году (Рисунок 5).
За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, при этом снижается и средний размер чистого убытка (Рисунок 6).
Основные финансовые коэффициенты
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) — коэффищиент, показывающий достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
За десятилетний период усредненные отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений — от 1,0 до 2,0 (Рисунок 7). В целом показатель коэффициента имеет тенденцию к росту.
Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли.
Для производителей и поставщиков кофе, чая, какао и пряностей практическое усредненное значение коэффициента общей ликвидности составило от 0,78 до 2,31 раза.
Коэффициент рентабельности инвестиций (отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств) — коэффициент, демонстрирующий отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
В течение десяти лет наблюдается тенденция к снижению показателей коэффициента рентабельности инвестиций (Рисунок 8).
Коэффициент оборачиваемости активов (отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период) — коэффициент, характеризующий эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Структура производства и поставок
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на оптовой торговле кофе, чаем, какао и пряностями (Рисунок 10).
91% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ (Рисунок 11).
Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 67 регионах (Рисунок 12).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что набольшая часть из них находится в устойчивом финансовом положении и выше среднего (Рисунок 13).
Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 14).
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей и поставщиков кофе, чая, какао и пряностей за десятилетний период, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании благоприятных тенденций в отрасли. Настораживающими факторами являются снижение коэффициентов рентабельности инвестиций и деловой активности.
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей и поставщиков кофе, чая, какао и пряностей. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014 — 2016 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность продаж (%) — рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.
Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли.
Для производителей и поставщиков кофе, чая, какао и пряностей усредненное практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2016 году составило от 8,58%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион, основной вид деятельности | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль, млн руб. | Рентабельность продаж, % | Индекс платежеспособности Глобас | |||
2015 | 2016 | 2015 | 2016 | 2015 | 2016 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО ЮНИЛЕВЕР РУСЬ ИНН 7705183476 г. Москва Производство чая и кофе |
71 404 | 77 095 | -17 353 | -273 | 12,57 | 12,21 | 260 Высокий |
ООО НЕСТЛЕ КУБАНЬ ИНН 2353018969 Краснодарский край Производство чая и кофе |
15 452 | 16 518 | -675 | 1 700 | 10,32 | 10,24 | 244 Высокий |
ООО ОРИМИ ИНН 4703044256 Ленинградская область Производство чая и кофе |
35 460 | 39 086 | 1 163 | 2 953 | 8,13 | 7,05 | 180 Наивысший |
ООО ШТРАУС ИНН 7726584503 Владимирская область Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями |
9 282 | 10 031 | -948 | 752 | -1,40 | 6,34 | 231 Высокий |
ООО МАЙ-ФУДС ИНН 7723138243 г. Москва Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями |
9 445 | 12 546 | 38 | 57 | 6,04 | 5,99 | 167 Наивысший |
ООО ОРИМИ ТРЭЙД ИНН 7804069580 Ленинградская область Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями |
37 713 | 44 924 | 4 925 | 3 604 | 6,65 | 4,54 | 217 Высокий |
ООО ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДИСТРИБЬЮТОРСКАЯ КОМПАНИЯ ИНН 7726332400 г. Москва Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями |
16 264 | 16 582 | 30 | 59 | 5,34 | 4,04 | 202 Высокий |
ООО МАЙ-ФУДС ИНН 7722860520 г. Москва Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями |
6 937 | 8 539 | 66 | 64 | 4,69 | 1,76 | 201 Высокий |
ООО ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ИНН 7804307179 Санкт-Петербург Производство приправ и пряностей |
10 117 | 12 336 | -20 | -48 | -1,11 | 0,34 | 293 Высокий |
ООО ФЕС ПРОДУКТ ИНН 5007049413 Московская область Производство чая и кофе |
6 668 | 7 359 | -412 | 172 | -0,78 | -1,14 | 251 Высокий |
Итого по компаниям ТОП-10 | 220 758 | 247 033 | -11 171 | 11 056 | |||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 22 076 | 24 703 | -1 117 | 1 106 | 5,04 | 5,14 |
— рост показателя к предыдущему периоду, — снижение показателя к предыдущему периоду.
Среднее значение коэффициента рентабельности продаж компаний ТОП-10 ниже усредненного практического значения. ООО ФЕС ПРОДУКТ в 2015 — 2016 годах имеет отрицательное значение коэффициента рентабельности продаж.
В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продаж в производстве приправ и пряностей имеют тенденцию к снижению, в производстве чая и кофе, а также в оптовой торговле кофе, чаем, какао и пряностями — к увеличению (Рисунок 2).