Вестник
Российские аэропорты обновляют исторические максимумы по пассажиропотоку

Несмотря на наметившуюся стагнацию отечественной экономики, российские аэропорты показывают впечатляющие темпы роста количества обслуживаемых пассажиров. По итогам января-ноября 2013 года пассажиропоток крупнейшей воздушной гавани России - московского Домодедово составил 28,7 млн человек, что больше, чем за аналогичный период прошлого года на 10%.

Находящийся по этому показателю на втором месте - Международный аэропорт Шереметьево (Москва), увеличил пассажиропоток по итогам одиннадцати месяцев 2013 года на 11,7% до 27,14 млн человек.

Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург) обслужил за этот же период 12 млн человек, что на 15,3% больше показателя 2012 года.

Еще один столичный аэропорт Внуково в 2013 году перевалил рубеж в 10 млн человек, за рассматриваемый период услугами хаба воспользовались 10,3 млн пассажиров, что превышает аналогичный показатель 2012 года на 14,1%.

Таким образом, все три аэропорта Москвы – Домодедово, Шереметьево, Внуково, а также петербургский Пулково демонстрируют двузначные темпы роста числа принятых-отправленных пассажиров, из чего можно сделать вывод о растущей от года к году мобильности наших граждан.

Московский авиаузел (Домодедово, Шереметьево, Внуково), являясь самым большим в Восточной Европе, обслужил в 2012 году 63,9 млн пассажиров, а за январь-ноябрь текущего года уже 66,1 млн человек. Причем Домодедово по итогам 2012 года занимал 11-е место в списке наиболее загруженных аэропортов Европы, а Шереметьево – 13-е.

Единственный аэропорт Северной столицы – Пулково, в прошлом году установил для себя новый рекорд – впервые в своей истории превысил показатель в 12 млн человек, заняв 36-е место в Европе.

Крупнейшим аэропортом за пределами Москвы и Санкт-Петербурга является аэропорт Кольцово (Екатеринбург), который 19 декабря установил собственный рекорд, обслужив четырехмиллионного пассажира с начала 2013 года.

Другие участники Топ-10 аналогично устанавливают максимальные значения за все посткоммунистическое время по числу принятых-отправленных пассажиров - это аэропорты Новосибирска, Краснодара, Сочи, Уфы и Красноярска.

Всего за весь 2012 год десять аэропортов страны обслужили 90,3 млн человек (75,4% от общего пассажиропотока), что больше уровня 2011 года на 13,2%, причем доля московского авиаузла среди Топ-10 доходит до уровня 71%. Эта цифра подтверждает факт концентрации и замыкании на Москву большого числа авиационных направлений, особенно международных. В России никого не удивляет ситуация, когда на пути из Челябинска в Якутск нужно сделать пересадку в столице.

В связи с этим напрашивается вывод о необходимости развития сети региональных авиаперевозок, в том числе в те страны мира, которые пользуется спросом у местных жителей.

 

аэропорт

Рисунок 1. Динамика пассажирооборота Топ-10 аэропортов России

По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® агентства Credinform прирост выручки Топ-10 аэропортов в 2012 году был неравномерен. Больше всего оборот удалось увеличить Международному аэропорту Шереметьево – на 66% до 15,2 млрд. рублей. Во многом это связано с открытием недавно построенного терминала D, и переводом части рейсов, в том числе правительственных, из Внуково в Шереметьево (в связи с закрытием на реконструкцию второй взлётно-посадочной полосы).

При этом аэропорт Внуково снизил свою выручку почти на 30%. Однако после завершения всех работ по реконструкции аэродромного комплекса и недавнего ввода нового терминала А, объем выручки по итогам 2013 года с большой вероятностью покажет положительную динамику.

Остальные аэропортовые комплексы, за исключением Кольцово (Екатеринбург), также показывают положительную динамику выручки.

Таблица 1. Выручка крупнейших по пассажиропотоку аэропортов России
НаименованиеВыручка,  млн руб., 2011г.Выручка, млн руб., 2012г.Изменение, %Индекс платеже-способности ГЛОБАС-i® на начало 2014г.
1 ОАО "Международный аэропорт Шереметьево"
ИНН: 7712094033
9 146,0 15 181,81 66,0 261 (высокий)
2 ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" (Пулково)
ИНН: 7703590927
6 007,7 7 367,4 22,6 232 (высокий)
3 ОАО "Аэропорт Кольцово"
ИНН: 6608000446
4 179,7 4 130,0 -1,2 204 (высокий)
4 ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово"
ИНН: 5009026330
2 958,1 3 246,8 9,8 209 (наивысший)

5

ОАО "Международный аэропорт Уфа"
ИНН: 0274108180
2 261,0 2 643,2 16,9 206 (наивысший)
6 ОАО "Международный аэропорт Сочи"
ИНН: 2317044843
2 053,1 2 155,2 5,0 282 (высокий)
7 ОАО "Международный аэропорт "Краснодар"
ИНН: 2312126429
2 066,5 2 118,3 2,5 202 (наивысший)
8 ООО "Аэропорт Емельяново"
ИНН: 2460213509
945,3 1 138,5 20,4 253 (высокий)
9 ОАО "Международный аэропорт "Внуково"
ИНН: 7710404473
1 391,0 976,1 -29,8 220 (высокий)
10 ООО "Международный аэропорт Новосибирск"
ИНН: 5448450682
229,5 305,9 33,3 295 (высокий)

Совокупный оборот Топ-10 крупнейших аэропортов в 2012 году составил более 38,12 млрд руб., увеличившись за год на 25,9%. Согласно независимой оценке финансового состояния предприятий Информационного агентства Credinform все организации представленного рейтинга имеют высокий индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит о способности всех компаний своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам, риск их невыполнения минимальный или незначительный. С инвестиционной точки зрения сотрудничество с данными организациями представляется привлекательным, ситуация в индустрии авиаперевозок в целом стабильно хорошая. Какого либо спада в ближайшее время ожидать не стоит - увеличивается туристический поток (как внешний, так и внутренний), растут, хоть и медленно, доходы населения, а значит, все больше граждан нашей страны смогут позволить себе путешествовать самым удобным видом транспорта – самолетом.

Статья
Сможет ли Крым стать импульсом экономического роста?

21 марта 2014 года Совет федерации одобрил закон о процедуре вхождения Крыма и Севастополя в состав России и утверждения переходного периода для плавной интеграции двух новых субъектов.

Безусловно, включение Крыма и Севастополя в состав России историческое событие, однако мнения о том, как это событие повлияет на экономическое развитии страны в целом, и новых субъектов в частности, диаметрально противоположные.

Одни утверждают, что возможные экономические санкции за «приобретения Крыма» слишком велики, особенно в условиях низкого экономического роста. В этом случае страшны скорее, так называемые, негласные санкции, такие как рекомендации иностранному бизнесу прекратить возможное сотрудничество с Россией или понижение рейтинга российских компаний со стороны иностранных рейтинговых агентств. Также не следует забывать о затратах на интеграцию новых субъектов в состав РФ. Хотя сегодня говорить о конкретных цифрах рано, но по самым нескромным подсчетам только в текущем году общие затраты на присоединение региона могут достичь 150 млрд рублей.

Поскольку процесс интеграции достаточно деликатный и требует взвешенных и рациональных решений, то предполагается, что переходный период продлится до конца текущего года. По словам Дмитрия Медведева, вплоть до окончания переходного периода на территории Крыма и Севастополя будут действовать социальные выплаты, в соответствии с украинским законодательством, однако выплачиваться они будут в рублях, исходя из курса на момент присоединения к России (3,8 рубля за украинскую гривну). Кроме того, премьер отметил, что приводить социальные выплаты до общероссийского уровня необходимо постепенно, чтобы снизить инфляционные риски.

Одним из острых вопросов является зависимость Крыма от снабжения энергией и водой из Украины. Руководство страны рассматривает в качестве возможных вариантов решения данной проблемы присоединение полуострова к объединенной энергосистеме России через Керченский пролив, либо строительство в республике двух мощных электростанций. Вице-премьер Крыма Руслан Темиргалиев заявил, что решить проблему с перебоями электроэнергии в среднесрочной перспективе позволит возведение девяти мобильных парогазовых электростанций.

Главной целью, которую ставит перед собой правительство в долгосрочной перспективе, является всестороннее развитие региона с постепенным превращением из дотационного, которым он являлся ранее, в регион-донор.

Сегодня предлагается множество различных путей развития Крыма. Это и развитие традиционных направлений, таких как туризм и виноделие, и освоение новых, таких как добыча газа на шельфе. Вице-премьер Дмитрий Козак, которому было поручено курировать республику Крым в правительстве, заявил, что к 15 апреля текущего года должен быть подготовлен план по созданию особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории Крыма. После наделения полуострова статусом ОЭЗ будет создана специальная корпорация, основной задачей которой будет исполнение государственных проектов и привлечения частных инвестиций. По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, сегодня российские инвесторы готовы вложить в проекты Крыма около 5 млрд долларов.

Вместе с тем, премьер предложил рассмотреть вариант введения «налоговых каникул» на переходном периоде для предприятий, перешедших в российскую юрисдикцию и платящих налоги в Крыму. Кроме того, многие эксперты прогнозируют создание налоговых льгот и для крупных инвесторов, пришедших в Крым.

Эксперты прогнозируют, что одним из возможных вариантов развития Крыма как ОЭЗ может стать создание нашей «Силиконовой долины», т.е. соединение туристического центра и центра развития высоких технологий. При том, что мировой опыт говорит об эффективности подобных слияний, как пример, Силиконовая долина в США и Лазурное побережье во Франции.

Кроме того Крым может послужить отличной моделью для развития других территорий и внедрения новой модели развития страны в целом, ориентированной не на сырьевой сектор экономики, а на развитие инновационных технологий и промышленности.

Присоединение Крыма и Севастополя – безусловно событие вошедшее в историю, но для того чтобы в полной мере оценить его экономические последствия потребуется время. Для начала необходимо завершить переходный период, окончание которого сможет прояснить, какие отрасли требуют приоритетного развития. Кроме того очень важно развивать регион не обособленно, а как часть всего российского Причерноморья. Только при взвешенных решениях со стороны руководства страны и выбора верной стратегии развития региона, Крым может стать импульсом общеэкономического роста.