Статья
На Дальнем востоке появится территория опережающего развития

В апреле текущего года Минвостокразвития внесло в правительство законопроект о создании на Дальнем Востоке территорий опережающего развития (ТОР). Законопроект предполагает создание на данных территориях ряда преференций для бизнеса по образцу наиболее успешных аналогичных проектов в станах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), таких как Южная Корея, Китай и Сингапур.

Разговоры о необходимости развития дальневосточного региона велись уже давно. Еще в 2013 в рамках ежегодного послания президента РФ Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу создать все необходимые условия для опережающего развития Дальнего Востока. Государственная программа по развитию региона рассчитана до 2025 года. В качестве приоритетной задачи ставится снятие инфраструктурных ограничений, тормозящих экономический рост.

В ходе обсуждений было принято решение о необходимости создания территорий опережающего развития. По словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилла Степанова первые ТОР будут реализовываться на базе крупных городов региона. В перспективе же подобные территории появятся во всех субъектах Дальнего Востока. На сегодняшний день изучено более 400 площадок, из которых в качестве первоочередных отобрали 23, расположенных во всех девяти регионах Дальневосточного федерального округа. Однако в самом законопроекте конкретные территории не перечислены.

Основная идея данного проекта – создание конкурентных условий с аналогичными площадками в странах АТР, в том числе, за счет различных льготных программ для бизнеса.

Предполагается, что на данных территориях будет действовать особый режим замлепользования, льготные ставки арендной платы, а также льготы по налогам и страховым платежам. В частности, резиденты ТОР полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, имущество организаций, а также от налоговых выплат на ввозимые для производственных нужд товары (материалы, сырье). Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0%, а в региональный – 5% в течение последующих пяти лет, а затем не более 10%. Таким образом, общая налоговая нагрузка для предприятий ТОР составит 12,2%.

Кроме того, будут применяться таможенные процедуры свободной таможенной зоны, технические и санитарные регламенты наиболее развитых стран. Резиденты получат возможность в упрощенном режиме привлекать на работу квалифицированный иностранный персонал.

Однако следует отметить, что перечисленные льготы будут распространяться не на всю территорию Дальнего Востока, а лишь на места дислокации территорий опережающего развития.

Статья
ФНС обяжут проводить симметричные корректировки

Министерство финансов РФ подготовило поправки в Налоговый кодекс, согласно которым компании получат право обращаться в ФНС для проведения симметричных корректировок по начисленным налогам. Особую актуальность нововведение приобретает в ситуации с трансфертным ценообразованием. Поскольку цена сделки затрагивает обе стороны, когда одна сторона получает выручку от реализации, а другая – несет расходы по обеспечению этой сделки. И если раньше по решению налоговых органов можно было корректировать только один из этих показателей (выручку или затраты на приобретение), то теперь вслед за корректировкой одного последует перерасчёт другого. Обе стороны ставятся в справедливое экономическое поле, что само по себе является существенным шагом вперед. Сегодня по действующей схеме, при доначислении налога одной стороной, вторая сторона имеет право уменьшить сумму налога на такую же величину. Проведение такой корректировки стороной сделки в случае самостоятельного увеличения суммы налога ее контрагентом не предусмотрено. Если поправки будут приняты, то подобное противоречие снимается.

В предлагаемых нововведениях все же есть недостатки, прежде всего это связано с тем, что законопроект позволит осуществлять симметричные корректировки только по контролируемым сделкам, в то время как добровольное увеличение налоговой базы предусмотрено как в контролируемых, так и в неконтролируемых сделках. Еще одним существенным недостатком является то, что проводить симметричные корректировки смогут только российские организации, а ИП и иностранные компании лишены этого права. Можно предположить, что Минфин руководствовался целями деофшоризации экономики - лишить подобные иностранные фирмы этого преимущества, ведь, как известно, именно зарубежные контрагенты зачастую являются офшорами, фирмами-однодневками создаваемыми для «оптимизации налогообложения».

Информационное агентство Credinform разрабатывает свой независимый модуль трансфертного ценообразования, который поможет участникам сделки с определением справедливой цены контракта по группе зависимых компаний.