Статья
Китай укрепляет свои позиции с помощью Азиатского банка инфраструктурных инвестиций

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) – международная финансовая организация, основными целями которой являются стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и финансирование различных инфраструктурных проектов в Азии. Создание АБИИ было инициировано Китайской Народной Республикой, в том числе, и для увеличения собственной роли в экономическом развитии данной территории.

По заявлениям высших официальных лиц, АБИИ не рассматривается как потенциальный конкурент Международному валютному фонду (МВФ), Всемирному банку (ВБ) и Азиатскому банку развития (АБР). Однако низкие темпы реформ существующих финансовых организаций, а также их ориентация на США, Японию и Европу подтолкнули Китай на создание альтернативного института.

В результате длительных дискуссий и переговоров 57 стран приняли решение стать основателями нового банка и 29 июня 2015 года подписали базовый документ о создании АБИИ. Данный документ юридически закрепил достигнутые договоренности, среди которых: размер уставного капитала (100 млрд $); доли стран в количестве голосов и акций; органы управления и структура банка, процедуры принятия решения, основополагающие условия функционирования и ведения деятельности.

Крупнейшими владельцами голосов и акций стали Китай, Индия и Россия, получив 26,06%, 7,5% и 5,92% голосов соответственно.

Поскольку Китай является страной-организатором АБИИ и владельцем большего количества голосов и акций, то в первую очередь будут решаться задачи, направленные на:

  • укрепление Китайской позиции на международной арене и в экономике;
  • противодействие мировому влиянию США;
  • возникновение зон свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
  • развитие и строительство инфраструктуры в Азии, особенно на приграничных территориях и другие.

Вместе с тем, Китай не претендует на главенство в работе АБИИ, поскольку оставшиеся 73,94% голосов, распределённые среди остальных стран, дают достаточно много пространства для маневра. В связи с этим принципы в работе нового банка существенно будут отличаться от работы МВФ и ВБ, которые контролируются США и, соответственно, реализуют в мире американскую финансовую политику. Кроме того, в Азии осуществляет работу Азиатский банк развития (АБР), который выполняет схожие функции и преследует цели, аналогичные АБИИ. Однако АБР находится под контролем Японии и не удовлетворяет потребностям Китая по реализации современной политики в области экономики.

АБИИ изначально создавался как инвестиционный банк стран азиатского региона. Российское государство приняло решение вступить в новый банк достаточно недавно - в марте 2015 г. Данному решению способствовал растущий экономический интерес России к азиатскому региону. В рамках реализации стратегии развития на Восток российское правительство уже подписало с Китаем более 40 соглашений о двустороннем сотрудничестве в различных областях.

В частности, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций может принять участие в финансировании российской части «Нового шёлкового пути». А это тысячи километров высокоскоростных автомобильных и железных дорог, модернизация черноморских и каспийских портов и многое другое.

Учитывая, масштабность Российских проектов с Китаем, а также запрет США, ЕС и ряда стран на кредитование России в мире в рамках санкций, участие российского государства в АБИИ будет иметь существенное геополитическое значение и вполне может стать результативным взаимовыгодным сотрудничеством.

Статья
Ожидается расширение условий доступа к закупкам малых и средних предприятий

23 июня 2015 г. в Государственную думу РФ внесён проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный Минэкономразвития России.

Законопроект разработан с целью повышения возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам в соответствии с Законом № 223-ФЗ, сообщается в пояснительной записке.

Процедуры, которые связаны с участием в торгах, станут проще и дешевле. Этому поспособствуют и технологии электронных торгов.

Для выполнения задач по повышению доступности информации о закупках; сокращению затрат потенциальных поставщиков; наращиванию эффективности закупочной деятельности заказчиков и сокращению избыточной отчётности законопроектом предусмотрен целый ряд мер:

  • установление наиболее полного перечня способов закупок и основных правил их осуществления;
  • расширение электронных форм закупок;
  • увеличение достоверности и уменьшение трудоёмкости размещения информации на официальном сайте закупок в сети "Интернет";
  • улучшение точности и результативности поиска заказов;
  • конкретизация состава заказчиков в сфере действия Закона № 223-ФЗ;
  • установление единых правил закупки в холдинговых компаниях;
  • повышение качества системы контроля;
  • совершенствование механизмов закупок инновационной продукции.

В проекте закона прописана возможность дочерних предприятий заказчиков присоединяться к положению о закупках основных компаний. Правительство будет вправе определять объем закупок в электронной форме, который станет обязательным для заказчиков.

Этот законопроект - один из тех, которые принимаются в рамках "антикризисного плана" правительства.

29 июня 2015 г. законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы. Комитету по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, поручено до 29 июля 2015 г. представить отзывы, предложения, замечания и подготовить законопроект к рассмотрению.

Вступление в силу Федерального закона предполагается с 1 января 2016 года.

Подписчики Информационной системы Глобас-i® обратившись к разделу «Контракты, закупки, тендеры» имеют возможность вести поиск и делать выборки по всем закупкам, соответствующим обсуждаемому Закону № 223-ФЗ.