Статья
Проверенный контрагент лучше судебных тяжб

Институт банкротства теряет эффективность

Действующий закон о банкротстве оказался несостоятельным. Статистика возврата активов через суд неизменно снижается, меры по финансовому оздоровлению не работают. Единственным действенным способом защиты активов становится заблаговременная проверка и постоянный мониторинг бизнес – партнеров.

Банкротств меньше, непогашенных требований больше. По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® Информационного агентства «Крединформ», в 2016 году определения суда о начале конкурсного производства были вынесены в отношении 15 тыс. юридических лиц (в 2015 году – 18,6 тыс.). За первый квартал 2017 года было вынесено чуть более 3,5 тыс. таких определений, однако, несмотря на снижение числа банкротств, статистика по взысканию долгов по делам о несостоятельности также снижается. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в 2016 году общая доля погашенных требований кредиторов (кроме дел о банкротстве банков) к должникам – юридическим лицам и ИП составляла всего 3,2% (19,5 млрд руб. из заявленных 610 млрд руб.) и снизилась по сравнению с 2015 годом более, чем на 2% (тогда было погашено 5,4% требований: 25,5 млрд руб. из 472,5 млрд руб.). Эксперты сходятся во мнении: эффективность процедуры банкротства неизменно падает, взыскать активы становится все труднее, при этом инструмент восстановления платежеспособности также не работает.

Неэффективное банкротство. Причин такой плачевной статистики несколько. Во-первых, это отсутствие активов у должников. Практика ведения бизнеса в России сегодня такова, что зачастую на каждом субъекте хозяйствования сосредотачивается лишь необходимый минимум активов, который перед началом процедуры банкротства может быть быстро заменен на неликвид, либо просто выведен, а кредиторы вряд ли на что-то смогут рассчитывать. Однако, даже имеющееся в наличие имущество зачастую непросто реализовать, вследствие чего торги затягиваются, а итоговое снижение цены может достигать 70%. Во-вторых, неэффективной оказывается и процедура наблюдения, призванная восстановить платежеспособность должника: она может затянуться более чем на год, этого времени недобросовестным банкротам будет достаточно для вывода активов и уничтожения документации. В то же время, слишком длительная процедура наблюдения препятствует своевременному переходу к оздоровлению. В-третьих, эффективности процедуры банкротства препятствует низкий уровень профессионализма арбитражных управляющих. И, наконец, важной проблемой является установленное законом безапелляционное право кредиторов решать судьбу должника, что лишает его стимула сохранять свои активы, поэтому он стремиться вывести их любыми способами.

Защита активов – в своевременной проверке деловых партнеров. В первую очередь, для исправления сложившейся ситуации требуется корректировка законодательства. В настоящее время поправки к закону о банкротстве, предложенные Минэкономики, проходят процедуру согласования. Важно уделить внимание и вопросу повышение качества работы арбитражных управляющих. Однако, для коренного улучшения ситуации необходимо менять восприятие бизнес-сообществом института банкротства. А для этого должна измениться общая экономическая ситуация в стране, когда законы неизменно и эффективно работают на протяжении десятилетий, а рынок функционирует по прозрачным и единым для всех участников правилам. Для этого потребуется значительное время, пока же эксперты солидарны в одном: для безопасного ведения бизнеса необходимо заблаговременно заботиться о благонадежности и платежеспособности деловых партнеров, не полагаясь на возможность взыскания задолженности по суду, в том числе и в ходе процедуры банкротства. Своевременная проверка новых контрагентов и непрерывный мониторинг уже действующих убережет бизнес от потерь намного эффективнее, чем любое судебное разбирательство. Эффективным методом предупреждения рисков сотрудничества с ненадежными бизнес-партнерами является использование Информационно-аналитической системы Глобас-i® , содержащей сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях по всему миру, но, что намного важнее, располагающей широким набором аналитических инструментов, которые позволяют эффективно и оперативно решать проблему минимизации рисков делового сотрудничества.

Статья
О формате и содержании новых открытых реестров

10.05.2017

 

Продолжает реализовываться государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная Правительством Российской Федерации в октябре 2010г.

Одной из главных целей этой государственной программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. В качестве обеспечительных мер реализации программы должны использоваться равный доступ к информационным ресурсам, развитие цифрового контента, применение инновационных технологий, радикальное повышение эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Информационный рынок 1-го квартала 2017 года отмечен появлением новой организационно-правовой формы для нотариальных палат; установлением процедур по ведению реестров владельцев ценных бумаг, страховщиков, коллекторов, компаний малого и среднего бизнеса, контролируемых иностранных компаний; вступлением в силу измененных правил раскрытия информации, в том числе о бенефициарах, определением правил будущей регистрации самозанятых и другими событиями.

Так, Банк России утвердил «Положение о требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг» (№ 572-П от 27.12.2016). Документ устанавливает требования к правилам ведения реестра, включая реестр владельцев инвестиционных паев, в частности, к регистрации документов, ведению регистрационного журнала, защите и хранению записей и документов, составлению списков владельцев инвестиционных паев, паевых инвестиционных фондов и другие положения.

Также Мегарегулятором установлена процедура ведения реестра объединений страхового дела (Указание Банка России «О порядке ведения реестра объединений субъектов страхового дела …» № 4186-У от 11.11.2016). Ведение самого реестра в электронном виде возложена на Департамент допуска на финансовый рынок России. Уполномоченное подразделение на ежемесячной основе размещает на официальном сайте ЦБ РФ в реестре следующую информацию: сведения о полном наименовании, о месте нахождения, адресе объединения субъектов страхового дела и другие сведения.

Минюст России издал приказ «Об утверждении Административного регламента предоставления ФССП государственной услуги по включению сведений о юридических лицах в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» (№ 331 от 31.12.2016). Среди специалистов данный реестр известен как реестр коллекторских агентств. Его ведение возложено на Федеральную службу судебных приставов. По результатам предоставления государственной услуги принимается решение: о регистрации в реестре; отказе в регистрации; о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре; об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре; о выдаче дубликата свидетельства о внесении в реестр и других действиях.

С 01 января 2017 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам предоставления сведений, содержащихся в «Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)» от 22.11.2016 №738.» Данным документом Минэкономразвития привел нормативно-правовую базу, касающуюся порядка предоставления сведений из ЕГРН, в соответствие с действующим законодательством. В частности, уточнены формы запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде выписок, состав содержащихся в них сведений, а также получение информации посредством доступа к ФГИС ЕГРН и другие требования и правила.

Федеральная служба нотариата проинформировала о вступлении в силу с 1 января 2017 года законодательных поправок, направленных на совершенствование системы регистрации уведомлений о залоге движимого имущества. Данная информация аккумулируется в Единой информационной системе нотариата (ЕИС). В случае направления в электронной форме уведомления о залоге свидетельство о регистрации данного уведомления направляется нотариусом заявителю с использованием сервисов ЕИС.

Для облегчения сбора информации о субъекте хозяйствования сведения, размещенные в вышеназванных реестрах, также представлены в Информационно-аналитической системе Глобас-i®, что позволяет оценивать исследуемого контрагента с различных сторон. Всторенные аналитические алгоритмы при формировании бизнес-справки не только отберут сведения, непосредственно касающиеся исследуемого контрагента, но и учтут настораживающие факты в полученной информации, оценят риски и отразят результат в соответствующих индексах, например, платежеспособности и благонадежности, а также в комментариях к ним, выводах и рекомендациях по дальнейшему сотрудничеству.

В мае 2017 года Президент РФ подписал указ «О стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 годы». Предполагается, что реализация принципиальных положений стратегии поднимет развитие информационного рынка на новую ступень, будет способствовать открытости бизнеса, позволит сформировать национальную цифровую экономику и обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов.