Вестник
Санкции, эмбарго, продовольственная безопасность… Кто пострадает больше?

Владимир Путин, в ответ на санкции Запада и в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, 6 августа 2014 г. подписал указ о применении отдельных специальных экономических мер. Тем самым, президент запретил или ограничил на год ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против РФ. Нанесет ли такое решение ущерб экономике страны?

Обеспечение национальной безопасности является важнейшей функцией государства. Одна из ее главных составных частей – продовольственная безопасность, изложена в соответствующей Доктрине, утвержденной указом Президента РФ от 30.01.2010 №120. Состояние продовольственной безопасности в ней оценивается через определение удельного веса отечественной продукции в общем объеме данного товара с учётом импорта в страну. А установленные в Доктрине пороговые значения показателя служат ориентиром, ниже которого опускаться нежелательно для экономики. Например, по мясу и мясопродуктам удельный вес продукции должен быть не менее 85%, молоку и молокопродуктам – 90%, рыбной продукции – 80%, картофелю – 95%.

Эксперты Информационного агентства Credinform, оценили объемы производства и импорта продовольственной продукции, включенной в запретный список, и сравнили удельный вес этой продукции с пороговым показателем, закрепленным в Доктрине (см. Таблицу 1). Из расчетов исключена продукция, предназначенная для детского питания.

Таблица 1. Расчет удельного веса продовольственной продукции в общем объеме ресурсов соответствующего продукта в России
Наименование товара, запрещенного к ввозу в РФ1Объем ввоза в 2013г., тыс. тонн (млн $)Объем производства в 2013г. в России, тыс. тоннУдельный вес продукции в общем объеме ресурсов, %Пороговый показатель согласно Доктрине,  %Превы-шение, п.п.
Мясо (КРС, свинина, птица; свежее, охлажденное или замороженное) и субпродукты 820,9
(2 178,6)
5 218,44 86,41 85 +1,41
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 361,6
(1 216,2)
3 681,5 91,06 80 +11,06
Молоко и молочная продукция 400,5
(1 674,6)
12 681,8 96,94 90 +6,94
Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды 876,4 (927,9) 14 689 / 44 888,0
(с учетом картофеля)
94,37 / 98,08
(с учетом картофеля)
В отношении картофеля – 95 +3,08
Фрукты и орехи 1 425,6
(1 678,3)
22 941,5 94,15 Не установлен -
Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные  на их основе 16,3
(72,0)
2 461,0 99,34 Не установлен -
Готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров 15,2
(31,6)
н/д - Не установлен -
Пищевые продукты (молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров) 86,4
(530,1)
н/д - Не установлен -

Превышение директивных показателей Доктрины говорит о том, что Россия вполне способна самостоятельно обеспечить граждан страны продовольственной продукцией. Эмбарго на ввоз в Россию указанных в таблице продуктов не нанесет ущерб российским потребителям. А ввод санкций, с точки зрения продовольственной безопасности Российской Федерации, не должен нанести урон экономике страны.

К тому же, существующие объемы производства продуктов питания свидетельствуют об отсутствии веских оснований для повышения на них цен. Не удивительно, что в последнее время усилился контроль над продовольственным рынком со стороны Федеральной монопольной службы РФ, Общественной палаты и других организаций, чтобы своевременно выявить и пресечь незаконные действия недобросовестных ритейлеров, стремящихся завысить цены на фоне эмбарго.

В сложившихся условиях импортерам, которые осуществляли поставки попавшей под запрет продовольственной продукции, придется переориентировать свой бизнес. У них открываются возможности организовать сотрудничество в первую очередь с российскими производителями. Однако продовольственные ритейлеры в целях сокращения издержек заинтересованы в прямых поставках из Китая или ряда стран Азии и Южной Америки.

По оценкам аналитиков Credinform, от введенных санкций серьезным образом пострадают страны США, Канады, Норвегии и Австралии, но больше всего - европейские государства (см. Таблицу 2). По итогам 2013 г. в Россию было ввезено более 4 млн. тонн продовольственной продукции на общую сумму 8,3 млрд $. Учитывая, что по ряду оценок в 2014 г. объем импорта должен был вырасти, то ожидаемый прогноз ущерба экономикам стран, попавшим под санкции, может составить до 12 млрд $.

Таблица 2. Крупнейшие поставщики в Россию продовольственной продукции, подвергшейся эмбарго
Страна происхожденияДоля в объеме импорта, %Страна отправительДоля в объеме импорта, %
Мясо (КРС, свинина, птица; свежее, охлажденное или замороженное) и субпродукты
США 15,88 Германия 15,41
Дания 14,16 США 15,37
Германия 12,86 Дания 13,40
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
Норвегия 74,12 Норвегия 73,58
Канада 7,68 Канада 7,42
США 5,53 США 4,72
Молоко и молочная продукция
Финляндия 17,88 Финляндия 17,91
Нидерланды 15,63 Нидерланды 17,39
Литва 15,30 Германия 11,84
Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды
Нидерланды 27,02 Литва 32,83
Польша 24,17 Польша 24,32
Испания 23,02 Нидерланды 13,89
Фрукты и орехи
Польша 24,56 Польша 25,46
Испания 18,55 Литва 15,55
США 12,86 Греция 8,93
Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные  на их основе
Литва 23,73 Литва 25,31
Польша 13,82 Польша 14,86
Италия 12,34 Латвия 14,07
Готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров
Польша 38,33 Латвия 34,55
Германия 29,22 Германия 28,54
Дания 16,92 Дания 16,92
Пищевые продукты (молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров)
Германия 29,62 Германия 20,98
США 17,66 Литва 12,54
Польша 5,75 Нидерланды 10,21

Сильнее всего эмбарго почувствуют Норвегия, которая ввезла в Россию в 2013 г. более 74% от всего объема рыбной продукции, Польша – от запрета на ввоз овощей, фруктов, колбас, готовых и пищевых продуктов, США – в отношении поставок мяса, рыбной продукции, фруктов и пищевых продуктов, Германия – в отношении мяса, готовых и пищевых продуктов, Нидерланды – в отношении молочной продукции и овощей. В число серьезно пострадавших стран можно внести Литву и Латвию, через которые осуществляется значительный объем импортных поставок различных видов товаров.

Статья
Банки не спешат снижать ставки по розничным кредитам

С 1 июля текущего года вступил в силу закон о потребительском кредите (займе), направленный на защиту прав заемщика. Согласно принятому закону, Банк России ограничит максимальную полную стоимость кредита (ПСК) розничных займов. Среднесрочные значения ПСК будут публиковаться ежеквартально, начиная с 14 ноября 2014 года.

Механизм определения максимального значения ПСК будет следующий: ЦБ раз в квартал будет оценивать среднерыночную ПСК, опираясь на данные ста крупнейших кредитных организаций. При этом банкам запретят превышать ПСК более чем на треть от рекомендаций главного регулятора. По предварительным расчетам Банка России процент по кредитным картам не должен превышать 45,9%, а по кредитам наличными – 34,6%. Однако банки пока не торопятся приближать стоимость кредитов к рекомендуемым значениям.

По оценкам экспертов из ста крупнейших розничных банков у двадцати ставки по кредитам выше рекомендуемого уровня. Рекордсменами по стоимости нецелевых кредитов стали Русфинансбанк и Альфа-банк с максимальными ставками 98,3 и 86% соответственно. Максимальные ставки по картам продемонстрировали Ренессанс Кредит и МТС-банк со ставками 79 и 55% соответственно.

Представители банков отмечают, что столь высокие ставки по розничным кредитам объясняются сложной экономической ситуацией и высокими рисками. Вместе с тем крупные игроки рынка розничного кредитования заявляют, что в ближайшее время приведут размер ПСК к рекомендуемым, чтобы полностью соответствовать требованиям регулятора. Однако пока дальше заявлений дело не идет, так только за июль текущего года восемь банков повысили процентные ставки по розничным кредитам (4 по кредитным картам и 4 по кредитам наличными) и лишь один банк объявил о снижении ставки по кредитным картам.

Эксперты отмечают, что вынужденное снижение ставок приведет к тому, что рынок покинут ряд крупных игроков, а в будущем сегмент розничного кредитования может отойти микрофинансовым организациям.

 

Читайте также: Банки хотят получать больше сведений о заемщиках