Закон о реформе системы обязательных требований
статья 21.09.2020
С 1 ноября 2020 г., вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Под обязательными требованиями понимаются требования установленные:
- федеральными законами,
- указами Президента РФ,
- правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами,
- Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и правовыми актами Евразийского экономического союза,
- международными договорами РФ,
- правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Закон определяет принципы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований:
- связанных с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности,
- соблюдение которых контролируется государственными и муниципальными надзорными органами,
- связанных с привлечением к административной ответственности, с предоставлением лицензий и других разрешений, аккредитаций и т.п.
Законом определено, что правовые акты, устанавливающие обязательные требования, могут вступать в силу только с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования.
Также законом определены принципы установления и оценки применения обязательных требований:
- целями установления обязательных требований могут быть только защита жизни и здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не нанесение вреда животным, растениям, окружающей среде, обороне и безопасности государства, объектам культурного наследия, охраняемым законом ценностям;
- применение обязательных требований по аналогии не допустимо;
- обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий, национальной экономики и материально-технической базы;
- оценка риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, должна быть результатом анализа объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиняемого вреда;
- установление обязательных требований должно сопровождаться оценкой наличия и эффективности альтернативных мер по недопущению причинения вреда;
- обязательные требования должны соответствовать принципу правовой определенности, т.е. быть ясными, логичными и понятными;
- обязательные требования не должны дублироваться и противоречить друг другу;
- обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов с соблюдением соответствующих процедур;
- обязательные требования должны быть исполнимыми, т.е. соразмерными с затратами на их исполнение и с рисками, предотвращаемыми этими требованиями;
- установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допустимо;
- риски избирательного применения обязательных требований должны быть минимизированы.
Оценка обязательных требований на соответствие законодательству РФ и указанным выше принципам проводится путем правовой экспертизы проектов нормативных актов, включая оценку регулирующего воздействия.
Независимо от признания утратившими силу, не действующими на территории РФ или отмененными нормативных правовых актов в рамках "регуляторной гильотины", с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля не допускается оценка соблюдения обязательных требований, если они вступили в силу до 1 января 2020 г. Также установлено, что с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в таких актах, не будет основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
С 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля, предоставлении лицензий и других разрешений, аккредитаций не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах (за исключением требований, составляющих государственную тайну, относимых к законодательно охраняемым или к информации ограниченного доступа).
Указанные положения не применяются в сфере электроэнергетики, а также при реализации проектов государственно-частного партнерства с участием Российской Федерации.