Статья
Финансовая отчетность компаний за 2015 год в Глобас-i

Наша команда в числе первых публикует финансовую отчетность за 2015 год для 2 328 084 организаций, предоставленную Росстатом.

Балансы уже прошли предварительную проверку и опубликованы в Информационно-аналитической системе Глобас-i® 27 сентября.

Статья
Об экономической ситуации в морских портах России

Исторически сложилось, что порты РФ всегда играли и продолжают играть важную роль в развитии экономики страны. Это обусловлено географическим расположением территории России, которая омывается 12 морями трёх океанов и Каспийским морем. Сегодняшний Реестр морских портов РФ включает 67 портов, расположенных в Арктическом, Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах.

По итогам января-августа 2016 года грузооборот морских портов составил 468,6 млн тонн, увеличившись, таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7%. Среди грузов наибольший процентный прирост показали руды – 5,8 млн т (+35,2%), уголь – 89,3 млн т (+12,0%), зерно – 20,6 млн т (+10,6%), сырая нефть - 146,4 млн т (9,8%).

Наибольший объем грузов за январь-август 2016 года перевалили порты Азово-Черноморского бассейнов. Чуть отстают порты Балтийского бассейна, причем отставание происходит с 2015 года. Это связано с экономическими и геополитическими факторами, в результате которых резко снизилась перевалка контейнерных грузов; с влиянием ситуации на внутренних водных путях; поворотом в экономическом сотрудничестве на Юг и Восток, приведшим к смене географии маршрутов следования грузов. Грузооборот морских портов за январь-август 2016 года по бассейнам представлен в таблице 1.

Таблица 1. Грузооборот морских портов России за январь-август 2016г.
 Арктический бассейнБалтийский бассейнАзово-Черноморский бассейнКаспийский бассейнДальневосточный бассейн
Всего, млн тонн 30,0 155,3 158,0 3,7 121,5
изменение, % + 28,3 +2,1 +4,7 - 19,6 +8,1
Сухие грузы, млн тонн 17,5 58,3 67,6 1,8 73,1
изменение, % + 8,8 +0,6 +12,3 - 14,0 +13,6
Наливные грузы, млн 12,5 97,0 90,4 1,9 48,4
изменение, % + в 1,7 раза +3,1 - 0,3 -24,2 +0,8

В Азово-Черноморском бассейне наибольший объем грузов за 8 месяцев текущего года перевалил порт Новороссийск – до 85,8 млн т. (+1,9%). Прирост выше 10% показали порты Керчь – до 6,2 млн т (+35,2%), Ростов-на-Дону – до 8,5 млн т (+27,7%), Ейск – до 2,5 млн т (+13,0%) Темрюк – до 1,9 млн т (+12,4%) и Тамань – до 8,5 млн т (+10,8%). В Балтийском бассейне успешными отмечены порты Усть-Луга до 60,3 млн т (+5,1%) и Приморск до 43,3 млн т (+11,7%).

В зависимости от геополитических тенденций происходит развитие портов тех или иных регионов. В связи с антисанкционной политикой сегодня в приоритете у государства развитие Арктики и Юго-Восточного направления. В этих регионах планируется либо создание транспортной инфраструктуры, либо развитие портовых узлов, поэтому сюда и будут направляться в первую очередь денежные потоки. Поэтому портам Балтийского бассейна вряд ли придется рассчитывать на приток инвестиций.

Тем не менее, по мнению аналитиков, порты Балтии будут продолжать удерживать лидирующие позиции по суммарному грузообороту, хотя в случае очередного витка кризиса или девальвации рубля объемы перевалки грузов могут показать резкое снижение. У российских портов Северо-Запада имеется возможности перехвата грузов из портов близлежащих расположенных государств Балтии. В планах России продолжать работу по переориентации нефтепродуктов на экспорт через собственные порты. Для увеличения контейнерных перевозок активно начал работу в этом году многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» на административной территории Санкт-Петербурга, вблизи города Ломоносов.

При этом важно, и об этом говорится уже давно, создать более привлекательные условия, касающиеся таможенных процедур, тарифов, мощностей, хранения и т.п. Так, с 1 августа 2016 года на территории «Бронка» заработал в экспериментальном режиме Центр электронного декларирования. Вместе с тем следует помнить, что российские предприниматели в свое время инвестировали в развитие прибалтийских портов, поэтому будут и дальше осуществлять перевалку грузов с использованием собственных мощностей.