Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики г. Москвы.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2013 - 2018 годы) предприятия (ТОП-10000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшим предприятием г. Москвы по размеру чистых активов является ПАО ГАЗПРОМ, ИНН 7736050003. В 2018 году чистые активы предприятия составляли 11067 млрд рублей.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-10000 обладало НАО ОТКРЫТИЕ ХОЛДИНГ, ИНН 7708730590. Недостаточность имущества этого предприятия в 2018 году выражалась отрицательной величиной -454 млрд рублей.
За пятилетний период средние размеры чистых активов предприятий ТОП-10000 имеют тенденцию к росту (Рисунок 1).
Доли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-10000 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки 1000 ведущих предприятий города в 2018 году составил более 83% от суммарной выручки предприятий ТОП-10000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне концентрации капитала.
В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Крупнейшим предприятием по размеру чистой прибыли является также ПАО ГАЗПРОМ, ИНН 7736050003. За 2018 год прибыль компании составила 933 млрд рублей.
В течение пятилетнего периода у предприятий ТОП-10000 наблюдалась тенденция к увеличению прибыли (Рисунок 5).
За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-10000 имеют тенденцию к увеличению, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).
Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-10000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к увеличению. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение пяти лет, наблюдается тенденция к росту средних значений показателей коэффициента рентабельности инвестиций. (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За пятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Малый бизнес
51% предприятий ТОП-10000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в суммарном объеме ТОП-10000 составляет 5,4%, что значительно ниже среднего показателя по стране (Рисунок 10).
Структура экономики
Наибольшую долю (почти 31%) в суммарной выручке компаний ТОП-10000 имеют предприятия оптовой торговли (Рисунок 11).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-10000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).
Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части предприятий ТОП-10000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).
Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в г. Москве в течение 12 месяцев 2018 – 2019 годов наблюдается тенденция к росту показателей индекса промышленного производства (Рисунок 14). При этом средний показатель индекса от месяца к месяцу составил 101,2%.
По тем же сведениями доля предприятий г. Москвы в общем объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг по стране за 2018 год составила 25,083%, а за 9 месяцев 2019 года – 24,959%, что выше показателя за тот же период 2018 года, составлявшего 24,780%.
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших предприятий реального сектора экономики г. Москвы, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки ТОП-10000 | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | 10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | 10 |
Уровень конкуренции / монополизации | -10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний | -10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | 5 |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | 10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 22% | -10 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 10 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Индекс промышленного производства | 10 |
Динамика доли выручки региона в суммарной выручке РФ | 5 |
Среднее значение удельного веса факторов | 4,0 |
положительная тенденция (фактор), отрицательная тенденция (фактор).
Во всех субъектах Российский Федерации приняты региональные бюджеты на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг. Бюджет каждого региона состоит из доходной и расходной части. Бюджет по доходам формируется налогами, а также межбюджетными трансфертами. Расходная часть бюджета складывается из доходов и источников финансирования дефицита в случае, если расходы превышают доходы.
Наибольший интерес представляет именно расходная часть бюджета, поскольку от ее размера зависит объем финансирования транспортной инфраструктуры, социального обеспечения, образования, здравоохранения и т.д.
Экономические возможности каждого региона отличаются. В лучшем положении оказываются сырьевые регионы, а также столицы. Москва удерживает лидерство среди всех территорий России по объему финансирования: расходная часть бюджета в 2020 г. составит рекордные 3 150 млрд руб., увеличившись на 15% по сравнению с бюджетом 2019 г. (см. таблицу 1).
Большие объемы финансирования приносят результат. Москва заметно преображается: бурно развивается транспорт, городская среда, дорожная инфраструктура. Основный источник финансового благополучия столицы – это налоги: 41% совокупных доходов города формируется за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ), еще 35% дают поступления от налога на прибыль организаций.
На втором месте по объему расходной части бюджета Санкт-Петербург. В 2020 г. в северной столице планируется потратить 728 млрд руб., это на 9% больше, чем в 2019 г.
Самая скромная расходная часть бюджета из 85 субъектов у Еврейской автономной области: 11,8 млрд руб., что в 267 раз меньше, чем в Москве.
Бюджет Санкт-Петербурга меньше бюджета Москвы в 4,3 раза. Исходя из разной численности населения, корректнее сравнивать экономические возможности каждого региона путем деления расходной части бюджета на число проживающих там жителей: в Москве расходы бюджета на душу населения в 2020 г. составят 250 тыс. руб. на человека, в городе на Неве 135 тыс. руб. на человека. Таким образом, в столице на 1 жителя будет потрачено в 1,9 раза больше, чем в Петербурге.
В Чукотском АО расходы бюджета на душу населения выросли до 810 тыс. руб., что является максимальным значением в целом по стране. Минимальный показатель в Волгоградской области – 44 тыс. руб., в 18 раз меньше, чем у лидера.
Цифры демонстрируют, что проблема регионального неравенства сохраняется. В то же время, за исключением нескольких регионов-лидеров, большая часть территорий имеет сопоставимые экономические возможности. Об этом свидетельствуют данные на рисунке 1: практически все субъекты федерации расположены в диапазоне расходной части бюджета до 300 млрд руб., и расходов бюджета на душу несения до 140 тыс. руб.
Ранг | Субъект РФ | Расходы бюджета, млрд руб. | На душу населения, тыс. руб. |
1 | Москва | 3150,0 | 250 |
2 | Санкт-Петербург | 727,7 | 135 |
3 | Московская область | 673,3 | 89 |
4 | Свердловская область | 296,6 | 69 |
5 | Краснодарский край | 292,8 | 52 |
6 | Республика Татарстан | 273,2 | 70 |
7 | Красноярский край | 254,6 | 89 |
8 | Ханты-Мансийский АО-Югра | 249,0 | 150 |
9 | Ямало-Ненецкий АО | 244,5 | 452 |
10 | Республика Башкортостан | 226,6 | 56 |
11 | Тюменская область | 221,6 | 146 |
12 | Республика Саха (Якутия) | 208,4 | 216 |
13 | Ростовская область | 204,1 | 49 |
14 | Челябинская область | 200,8 | 58 |
15 | Нижегородская область | 194,6 | 61 |
16 | Иркутская область | 188,9 | 79 |
17 | Республика Крым | 185,2 | 97 |
18 | Самарская область | 184,8 | 58 |
19 | Новосибирская область | 181,7 | 65 |
20 | Кемеровская область-Кузбасс | 171,3 | 64 |
21 | Сахалинская область | 166,3 | 340 |
22 | Пермский край | 163,5 | 63 |
23 | Ленинградская область | 154,1 | 83 |
24 | Приморский край | 141,6 | 74 |
25 | Республика Дагестан | 138,6 | 45 |
26 | Воронежская область | 124,2 | 53 |
27 | Ставропольский край | 123,8 | 44 |
28 | Алтайский край | 118,1 | 51 |
29 | Калининградская область | 116,5 | 116 |
30 | Хабаровский край | 115,4 | 87 |
31 | Саратовская область | 111,4 | 46 |
32 | Волгоградская область | 108,7 | 43 |
33 | Белгородская область | 107,9 | 70 |
34 | Оренбургская область | 106,2 | 54 |
35 | Архангельская область | 101,5 | 92 |
36 | Чеченская Республика | 99,0 | 68 |
37 | Республика Коми | 93,4 | 113 |
38 | Омская область | 92,7 | 48 |
39 | Тульская область | 90,5 | 61 |
40 | Вологодская область | 86,8 | 74 |
41 | Томская область | 81,0 | 75 |
42 | Ярославская область | 77,9 | 62 |
43 | Удмуртская Республика | 77,6 | 52 |
44 | Камчатский край | 77,0 | 245 |
45 | Мурманская область | 77,0 | 103 |
46 | Забайкальский край | 76,3 | 72 |
47 | Республика Бурятия | 76,1 | 77 |
48 | Тверская область | 75,8 | 60 |
49 | Калужская область | 72,3 | 72 |
50 | Амурская область | 69,4 | 88 |
51 | Липецкая область | 69,2 | 60 |
52 | Владимирская область | 68,1 | 50 |
53 | Брянская область | 67,6 | 56 |
54 | Курская область | 63,9 | 58 |
55 | Рязанская область | 62,7 | 56 |
56 | Пензенская область | 62,4 | 47 |
57 | Севастополь | 61,7 | 139 |
58 | Ульяновская область | 61,3 | 50 |
59 | Кировская область | 60,4 | 48 |
60 | Республика Карелия | 60,3 | 98 |
61 | Чувашская Республика | 55,4 | 45 |
62 | Смоленская область | 50,9 | 54 |
63 | Астраханская область | 50,8 | 50 |
64 | Курганская область | 50,2 | 60 |
65 | Тамбовская область | 50,1 | 49 |
66 | Ивановская область | 45,3 | 45 |
67 | Республика Мордовия | 40,8 | 51 |
68 | Чукотский АО | 40,3 | 881 |
69 | Кабардино-Балкарская Республика | 39,4 | 45 |
70 | Магаданская область | 38,6 | 273 |
71 | Псковская область | 38,3 | 61 |
72 | Республика Хакасия | 37,7 | 70 |
73 | Новгородская область | 36,6 | 61 |
74 | Орловская область | 36,3 | 49 |
75 | Республика Марий Эл | 35,4 | 52 |
76 | Костромская область | 34,8 | 55 |
77 | Республика Северная Осетия-Алания | 34,0 | 49 |
78 | Республика Тыва | 33,3 | 103 |
79 | Республика Ингушетия | 28,6 | 57 |
80 | Карачаево-Черкесская Республика | 26,2 | 56 |
81 | Республика Адыгея | 25,6 | 56 |
82 | Республика Алтай | 21,7 | 99 |
83 | Ненецкий АО | 19,4 | 443 |
84 | Республика Калмыкия | 16,3 | 60 |
85 | Еврейская АО | 11,8 | 74 |