Статья
Иностранные компании, предоставляющие электронные услуги и контент обязали платить налог на добавленную стоимость

Федеральным законом от 03.07.2016 №244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены поправки в первую и вторую части Налогового кодекса РФ, согласно которым с 1 января 2017 года иностранные компании, предоставляющие электронные услуги и контент, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС).

К электронным услугам закон относит предоставление посредством интернета прав на использование компьютерных программ. В число таких программ входят игры, базы данных, рекламные услуги и объявления, поддержка электронных ресурсов, электронные книги, музыкальный и видео контент и т.п.

Иностранные компании, оказывающие такие услуги, обязаны самостоятельно платить НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, взаимодействуя, при этом, с налоговыми органами в электронной форме. Зарегистрироваться можно с помощью специального сервиса на сайте Федеральной налоговой службы. В личном кабинете имеется возможность представлять налоговые декларации по НДС, обмениваться документами и письмами.

По данным Федеральной налоговой службы на 21 февраля 2017 года на учет в налоговых органах уже встали 59 иностранных компаний, в числе которых крупнейшие, такие как Apple, Google, Microsoft, Netflix, Samsung, Bloomberg, Amazon, eBay, Nintendo, Booking, Alibaba и многие другие. Еще около 40 компаний подали соответствующие заявления.

По мнению специалистов, данные поправки, учитывающие мировой опыт, уравнивают условия работы российских и зарубежных интернет-компаний и могут способствовать ежегодному пополнению бюджета страны в сумме около 10 миллиардов рублей.

Статья
Импортозамещение: прекратить нельзя продолжить

Насколько эффективно реализуется правительственная программа по импортозамещению, и следует ли от нее отказаться в случае снятия санкций

По прошествии почти трех лет с момента принятия правительственной программы по импортозамещению эксперты разошлись в оценках ее эффективности, а также целесообразности продолжения.

Корень зла. Все чаще в последнее время говорят о возможности снятия антироссийских санкций, все чаще в связи с этим раздаются оптимистические прогнозы, касающиеся отечественной экономики. Вкупе с укреплением курса рубля и ростом цен на нефть предполагается, что снятие санкций поднимет и оздоровит нашу забуксовавшую экономику. Однако, более глубокий анализ показывает, что не санкции мешают ее стабильному развитию. Запоздалые реформы Правительства, несовершенство законодательства, а также волатильность экономической политики стали причиной длительной стагнации ключевых отечественных отраслей и рынков. Таким образом, санкции лишь показали нам слабость экономики, в первую очередь ее финансового сектора, который оказался не способен обеспечить реальный сектор длинными дешевыми деньгами. Становится очевидным, что важность правительственной программы по импортозамещению обусловлена не действующими санкциями, а необходимостью преодоления экономического кризиса.

Хотели как лучше. О необходимости экономических реформ заговорили намного раньше введения санкций, и это еще раз подтверждает важность программы Правительства по импортозамещению, рассчитанной до 2020-го года. Однако, последние отчеты различных министерств и ведомств говорят о том, что в нынешнем виде она практически перестала приносить пользу, реализация ее потенциала находится на крайне низком уровне. Преференциями, предусмотренными программой, смогли воспользоваться лишь немногие предприятия, в целом же бизнес продолжает искать пути выхода из кризиса самостоятельно. Одной из причин плохой реализации программы называют укрепление рубля: рост реальных доходов населения обусловил возврат потребителей к импортным товарам. Краткосрочное преимущество, которое получил ряд экспортноориентированных отраслей от падения курса рубля и введения санкций и контрсанкций, не было подкреплено преобразованиями, которые стали бы основой устойчивого роста в долгосрочном периоде. Однако списывать неудачи программы лишь на курс национальной валюты неправильно. Сами законодательные инициативы, направленные на импортозамещение, оказались несовершенными.

Курс новый, цели старые. Сразу за отменой санкций экономический рост не последует, так как для этого не созданы условия внутри страны. Принятый Правительством курс импортозамещения необходимо продолжать, так как основной его целью является формирование именно таких условий. Однако, данный курс нуждается в корректировке, а политика импортозамещения должна диктоваться не санкциями, а интересами развития экономики. Важнейшими факторами обеспечения экономического роста являются труд и капитал, состояние обоих находится на крайне низком уровне, и оно продолжает ухудшаться, как по количеству, так и по качеству. Рабочая сила не отвечает требованиям современной экономики; отсутствуют инвестиций в производство, следовательно, нет инфраструктуры. Кроме того, события последних лет показали несовершенство нашего налогового законодательства. Оно не должно быть одинаковым для всех, потому что у разных отраслей разные издержки и рентабельность. Необходимо смещать налоговую нагрузку с отраслей, развитие которых является приоритетным, на спекулятивные виды деятельности, финансовые в первую очередь. Но, возможно, наибольшее значение для успеха программы импортозамещения будет иметь последовательность, прозрачность и предсказуемость работы Правительства (ранее мы уже писали об этом – см. Статью от 26.01.2017). В экономической политике недопустимы резкие движения, волатильность. Эта политика должна быть долгосрочной, рассчитанной на многие годы. Каждое решение должно быть взвешенным, продуманным и просчитанным. Ведь только в таких условиях бизнес сможет эффективно спланировать свою деятельность и реализовать намеченные цели.