Статья
Нотариальные палаты - новая организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта

Федеральным законом от 07.02.2017 №12-ФЗ внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ в части введения особенной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ. Поправки вступили в законную силу с 7 февраля 2017 года.

До принятия этих поправок нотариальные палаты по организационно-правовой форме были отнесены к некоммерческим организациям, в т.ч. к ассоциациям или союзам.

Функционирование нотариальных палат как юридических лиц регулируется Основами законодательства РФ о нотариате, предполагающими ряд особенностей и отличий по правовому статусу. Так, нотариусы и нотариальные палаты не несут субсидиарной ответственности по своим обязательствам. Принципы работы нотариата основаны на самоуправлении и коллегиальности, т.е. органами управления нотариальной палаты являются общее собрание ее членов, президент и правление палаты, а не единоличный орган управления как в ассоциациях или союзах.

В тоже время, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» члены ассоциации или союза несут субсидиарную ответственность по своим обязательствам, размер которых должен быть предусмотрен в учредительных документах.

Для устранения этих противоречий, принятым Федеральным законом нотариальные палаты, в том числе Федеральная нотариальная палата исключаются из разряда ассоциаций и союзов.

Согласно принятым изменениям нотариальные палаты теперь являются некоммерческими корпоративными организациями. Правовое положение, порядок создания и деятельности нотариальных палат регулируются законодательством о нотариате.

Кроме этого, тем же Федеральным законом уточнен ряд понятий. Так установлено, что нотариальная палата является некоммерческой организацией - профессиональным объединением с обязательным членством. Определено также, что нотариальная палата субъекта Российской Федерации - это профессиональное объединение с обязательным членством практикующих нотариусов. При этом Федеральная нотариальная палата является их профессиональным объединением и основана также на обязательном членстве.

В настоящее время проводится активная работа по приведению документов нотариальных палат в соответствие с принятыми поправками.

Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® в России официально зарегистрировано 65 нотариальных палат и более 5800 нотариусов, занимающихся частной практикой.

Статья
В погоне за дешевыми деньгами

Государственная поддержка и информационная прозрачность помогут удешевить кредиты для малого и среднего бизнеса

После прозвучавшего во время заседания «проектного офиса» Белого дома заявления вице-премьера Игоря Шувалова о намерении Правительства свернуть льготную программу кредитования малого и среднего предпринимательства (МСП), новость о том, что программа не просто продолжит выполняться, но и будет расширена, не могла не обрадовать представителей бизнеса. Однако не все заинтересованные предприниматели смогут получить дешевые деньги. Для снижения стоимости кредитов в долгосрочной перспективе необходимы шаги не только государства, но и частного бизнеса.

«Программа 6,5%». Суть льготной программы кредитования МСП («Программа 6,5%»), реализуемой с конца 2015 года Корпорацией по развитию МСП совместно с 31 уполномоченным банком, заключается в предоставлении заемных средств на сумму от 10 млн руб. до 1 млрд руб. по ставке 10,6% для малого бизнеса и по ставке 9,6% – для среднего бизнеса (средние рыночные ставки в настоящее время составляют более 14% для малого и порядка 13% – для среднего бизнеса). Сами банки получают рефинансирование в ЦБ под 6,5% годовых. Срок льготного фондирования – до трех лет. Рассчитывать на льготные займы могут только компании с высокотехнологичными и импортозамещающими проектами по восьми отраслям (здравоохранение, АПК, обрабатывающие производства, строительство и др.). Около 90% кредитов выдано тремя госбанками – ВТБ, Сбербанком и Россельхозбанком.

Новые суммы, дополнительное финансирование. Об эффективности программы говорит тот факт, что положительную оценку ей дали как предприниматели, так и банкиры. Программа оказалась востребованной: из утвержденного Центробанком лимита – 125 млрд руб. – к февралю 2017 г. невыбранной осталась лишь одна треть, и бизнес надеялся на выделение дополнительных 50 млрд руб., однако в ходе заседания «проектного офиса» 17 февраля Игорь Шувалов, наоборот, сообщил о планах по ее завершению. По словам вице-премьера «Программа 6,5%» носила антикризисный характер, и пришло время искать новые механизмы экономического роста. Бизнес воспринял новость крайне негативно, однако уже через десять дней, 27 февраля, на инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев заявил не только о продолжении, но и о расширении программы. Теперь на льготных условиях будут предоставляться кредиты на сумму от 5 млн руб., что сделает их доступными для микропредприятий. С 1 июля лимит программы будет увеличен на 50 млрд руб., по новым условиям она затронет и региональные банки, что позволит охватить максимальное число малых и средних компаний, а в случае успеха в текущем году, льготное кредитование будет продлено еще на 12 месяцев.

Информационная прозрачность снизит ставки. По мнению аналитиков рынка, решение не сворачивать в настоящее время «Программу 6,5%» является совершенно верным. Однако, несмотря на успех и эффективность программы, нельзя забывать о ее точечности и ограниченных сроках. При этом в кредитовании нуждаются предприятия всех отраслей. Реалии же таковы, что зачастую малый и средний бизнес сталкивается с запредельными и заградительными ставками. Предприниматели указывают на сложность и длительность получения финансирования, а также на низкую заинтересованность банков в работе с МСП. В таких условиях становится проще и быстрее привлечь деньги в микрофинансовой организации по ставке 25-30% годовых, нежели тратить свое время и средства на попытку соответствовать всем требованиям, предъявляемым крупными кредитными организациями. Причина этого кроется в крайне плохом качестве кредитов, предоставляемых МСП, в высокой доле просрочек по ним. Даже при нынешних высоких процентных ставках маржа банков едва покрывает кредитные риски и потенциальные убытки от невозврата заемных средств. Чтобы снизить ставку, нужно повысить качество кредитных портфелей, а для этого только усилий банков недостаточно. Крайне низкая информационная прозрачность не позволяет производить корректную оценку бизнеса потенциального заемщика, увеличивает затраты и время на рассмотрение кредитных заявок (иногда на месяцы) и в итоге повышает процентную ставку, деля ее неподъемной для предпринимателей. В условиях крайней закрытости только взаимные шаги кредитных учреждений и бизнеса навстречу друг другу смогут обеспечить рынок дешевыми заемными средствами в длительной перспективе.