Статья
Банковский сектор: есть ли основания для заявлений о кризисе?

Глава Сбербанка в конце 2015 года оценил экономическую ситуацию в России как масштабный банковский кризис. По мнению экспертов, признаками кризиса банковской системы являются:

  • недостаток ликвидности или капитала банков;
  • массовый отзыв банковских лицензий, недоверие клиентов к банкам и самих банков друг к другу;
  • падение объемов кредитования и рост доли «плохих долгов»;
  • снижение прибыли банков.

В настоящее время банки не испытывают недостатка в ликвидности благодаря усилиям ЦБ РФ. Значительный приток ликвидности в банковский сектор был обусловлен поступлением средств по бюджетному каналу, проведением операций по инвестированию средств Фонда национального благосостояния, размещением на депозиты в кредитных организациях средств местных бюджетов и внебюджетных фондов.

С января 2015 года отмечается тенденция сокращения задолженности банков. На конец ноября 2015 года задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России сократилась до 3,3 трлн руб., по депозитным операциям Федерального казначейства - до 1,0 трлн руб., по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций – до 2,1 трлн руб.

По состоянию на 1 декабря 2015 года действующих кредитных организаций (банков), имеющих право на осуществление банковских операций, насчитывалось 688. За период с 1 января 2015 года было ликвидировано 95 банков. Значительное число отозванных лицензий должно бы вызвать недоверие к банковской системе и, таким образом, продемонстрировать один из кризисных признаков. Однако в большинстве случаев прекращение деятельности банков вызвано не финансовыми причинами, а инициировано регулятором как наказание за противоправные действия - нельзя мириться с тем, что банки нарушают требования ЦБ РФ, «антиотмывочного» законодательства, проводят сомнительные операции, утрачивают капитал или имеют недостаточный размер, не исполняют обязательства перед кредиторами и вкладчиками. Именно непринятие жестких мер к нерадивым банкам может вызвать недоверие к банковской сфере в целом, поэтому практика отзыва лицензий Мегарегулятором будет продолжаться. 

Снижение депозитов, объемов кредитования и, соответственно, прибыли банков меньше всего связаны с недоверием со стороны физических и юридических лиц. Сложные процессы в экономике привели к уменьшению доходов и снижению покупательной способности. У потребителя просто отсутствуют свободные денежные средства, которые он хотел бы отнести в банк. Существующие банковские ставки по вкладам не покрывают инфляционные риски, что также делает невыгодным хранить денежные средства на депозитах.

Ставки по кредитам сегодня явно «зашкаливают». Например, один из крупнейших банков предлагает 9 вариантов кредитов для бизнеса, где самая минимальная ставка составляет 14,55%. Если размер кредита составляет 3 млн руб., срок кредита – 3 года, то при данной ставке размер ежемесячного платежа должен составить 103 336,1 руб., а переплата – 720 099,68 руб. Готов ли бизнес к такой переплате, взять 3 млн – вернуть почти 4 млн? Скорее всего, нет.

Или другой пример. Минимальная ставка по потребительскому кредиту среди топ-50 банков составляет 14,90%. Если размер кредита составляет 1млн руб., срок кредита – 3 года, то при данной ставке размер ежемесячного платежа должен составить 34 616,38 руб., а переплата – 246 189,61 руб. По данным Росстата, по итогам 3 квартала 2015 года среднедушевые денежные доходы населения в Российской Федерации составили 30 514 руб. в месяц. С такими кредитными условиями конечно объемы кредитования будут уменьшаться, как следствие снижается прибыль банков.

Существующие положение вряд ли следует считать кризисом в банковской сфере, это больше похоже на текущие проблемы, вызванные сложными экономическими тенденциями. Среди таковых в банковской сфере эксперты отмечают:

  • выросла просрочка по кредитам как по юридическим, так и по физическим лицам, что позволило говорить об ухудшении качества кредитных портфелей;
  • задержка расчетов с контрагентами среди компаний стало нормой;
  • финансовая помощь от АСВ для капитализации банков распространяется только на крупные;
  • не все банки отражают в отчетности проблемные активы;
  • необходимость создания резервов на потери по проблемным ссудам и снижение банковской маржи из-за роста процентных ставок по привлеченным средствам продолжают влиять на прибыль, уменьшая ее.

Проблемы преодолимы, и во многом это зависит от принятых мер, которые позволят управлять ликвидностью, помогать малым и средним банкам, бороться с нерадивыми финансовыми организациями, расширять сегментацию финансовых рынков, учить клиентов работать в новых условиях.

Статья
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): будни и перспективы

Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) продолжает быть в поле внимания политиков и экономистов крупнейших стран мира, в том числе и России. Продолжающаяся цепочка событий является тому свидетельством: 

  • в начале октября 2015 года 12 стран АТР достигли соглашения по договору о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП);
  • в ноябре текущего года проходил очередной саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЕС), куда входит 21 участвующая экономика;
  • в конце ноября 2015 года подписано соглашение о Сообществе АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Среди причин пристального внимания к АТР отмечаются рост взаимного товарооборота, переговоры о зонах свободной торговли и, в целом, усиление борьбы за влияние в данном регионе. Поскольку специалисты Информационного агентства Credinform уже знакомили Вас с первыми двумя мероприятиями, в текущей статье будет сделан акцент на итогах саммита АСЕАН.

В состав организации, образованной в 1967 году, входит десять государств: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Следует обратить внимание, что такие страны как Бруней, Вьетнам, Малайзия и Сингапур также участвуют и в ТТП, и в АТЕС, что позволит другим странам-участникам АСЕАН не оставаться в стороне от развития экономического сотрудничества, реализуемого в рамках ТТП, АТЕС и т.п.

Очередной саммит в малазийской столице Куала-Лампур был посвящен обсуждению вопросов обеспечения безопасности и устойчивого экономического развития в АТР, кооперации в энергетической сфере, финансах, здравоохранении, чрезвычайном реагировании, взаимосвязанности и другим. Также на полях саммита проходили различные двусторонние встречи в форматах «АСЕАН + 1» (США), или «АСЕАН + 2» (Индия, КНР), или «АСЕАН + 3» (Япония, Китай, Южная Корея). 

В целом АСЕАН выступает как политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-восточной Азии. Ее развитие достигло такого уровня, что позволило на саммите вести переговоры с США, Индией, КНР, Австралией и другими странами на правах единого игрока. Во время прямых переговоров Президент США предлагал сконцентрировать усилия АСЕАН на развитии экономических отношений со странами ТТП. Премьер-министр Индии призывал к особому сотрудничеству со своим государством. 

Премьер-министр России участвовал в одном из расширенных форматов АСЕАН — Восточноазиатском форуме, который обсуждал преимущественно вопросы безопасности. На нем 18 стран приняли совместную декларацию о морском сотрудничестве в регионе, договорившись о разрешении конфликтов и создании общих правил игры на основе Морской декларации ООН. Документ подписан также политическим руководством США, Китая, Японии и России.

Переговоры АСЕАН и КНР осложнялись проблемой территориальных претензий КНР на ряд участков Южно-Китайского моря, поэтому проходили в закрытом формате. Тем не менее, Китай рассматривает АСЕАН в качестве приоритетного региона, поощряя торговлю и инфраструктурное строительство в Юго-Восточной Азии. Продвигаемая Китаем инициатива «Шелкового пути» обещает новые перспективы сотрудничества между Китаем и странами АСЕАН.

Главным событием саммита является официальное подписание Соглашения о создании сообщества АСЕАН – договора о региональной интеграции десяти стран Юго-Восточной Азии в экономической, политической и административной сфере. В рамках договора будет происходить приведение законодательства к единым стандартам, сближение принципов работы правовых систем, подходов в решении вопросов в социальной области, сфере безопасности и государственном регулировании бизнеса. Поскольку сообщество АСЕАН работает в режиме таможенного союза несколько лет, то его сравнивают с ЕАЭС и аналогичными форматами Европы. Предполагается завершить экономическую, политическую и административную интеграцию в рамках договора к 2025 году.

Кроме того, важным документом, подписанным лидерами АСЕАН и главами России, США, КНР, Австралии, Японии, Индии, отмечена Декларация о глобальном движении умеренных сил. В основе ее реализации положен принцип «умеренности» действий во внешней политике. «Умеренность» также рассматривается участниками как «универсальная ценность, способствующая миру, безопасности, развитию социальной справедливости». 

Россия рассматривает работу с АСЕАН как ключевое направление внешней политики. Поэтому обращается внимание на необходимость развития взаимодействия со странами АСЕАН в первую очередь в области безопасности и мирного урегулирования конфликтов. В мае 2016 года в Сочи планируется провести саммит Россия-АСЕАН. Он будет посвящен 20-летию с момента запуска официального диалога между РФ и Ассоциацией.