Рэнкинг
Топ-5 киберспортивных мультигейминговых организаций из стран СНГ по доходам за 2018 год

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг киберспортивных мультигейминговых организаций по доходам за 2018 г.

Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, проанализировали Топ-5 киберспортивных организаций России и СНГ. Исследование включает в себя суммы призовых, выигранных командами на различных международных турнирах, их места в мировых рейтингах, основные источники доходов, объем рынка виртуального спорта.

О киберспортивных организациях мира вы можете прочитать в нашем будущем рэнкинге «Топ-5 киберспортивных мультигейминговых организаций мира по доходам за 2018 год».

Киберспорт – это соревнования на основе видеоигр. В России Приказом Министерства спорта от 29 апреля 2016 г. киберспорт признан официальным видом спорта; именуется в реестре как «компьютерный спорт».

Самыми популярными в мире играми по компьютерным соревнованиям являются шутер1 от первого лица – Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) и командная ролевая игра с элементами тактики и стратегии – Dota 2. Обе разработаны американской компанией Valve. В рэнкинге представлены команды одновременно имеющие составы по этим ведущим дисциплинам.

Игровой процесс Counter-Strike проходит в формате разбитого на 30 раундов матча между двумя командами по пять игроков, одна из которых играет роль «террористов», а другая — контртеррористического спецназа. После 15 сыгранных раундов, происходит смена ролей. Победа в матче наступает после того, как одна из команд первая достигает отметки в 16 выигранных раундов. В случаях, когда победителя матча по результатам 30 раундов определить не удалось, игра переходит в овертаймы2.

В Dota 2 сражаются две команды по пять игроков. Одна команда играет за светлую сторону, другая — за тёмную. Каждый из десяти участников матча управляет одним героем. Конечная цель каждого матча – уничтожить вражескую «крепость»: особый объект, принадлежащий противнику, и защитить собственную.

Популяризация киберспорта с каждым годом растет. Еще 15 лет назад невозможно было представить, что по компьютерным играм будут проводиться масштабные соревнования с прямыми трансляциями, игроки перейдут в разряд профессионалов, получающих зарплаты, а на финалы различных турниров соберется целый стадион. Однако сегодня уже обсуждается возможность включения компьютерного спорта в олимпийскую программу.

За последние 15 лет объем рынка киберспорта и его призовых увеличился многократно. По данным PricewaterhouseCoopers мировой киберспортивный рынок почти достиг отметки в 50 млрд руб., а к 2023 он будет превышать 115 млрд руб. В России объем рынка в 2018 г. оценивается в 1,2 млрд руб., а к 2023 г. должен составить более 2 млрд руб. Столь высокие показатели позволяют России по праву занимать 9 место в мировом рейтинге по объему киберспортивного сегмента. Кроме стремительного роста выручки наблюдается масштабный рост аудитории. За 2018 г. киберспортивные трансляции в Российской Федерации посмотрело более 22 млн человек – это третий показатель по миру; а общая аудитория по киберспорту уже превышает 400 млн человек.

Гранд-финал самого главного и значимого события по Dota 2 – The International 20193, на стриминговой платформе Twitch4, посмотрело 2 млн человек. Вторым по популярности стал полуфинал того же турнира, его посмотрели 1,6 млн человек.

Самый крупный призовой фонд на турнире был зафиксирован на все том же The International 2019, он составил 2,2 млрд руб., при этом победитель получал более 966 млн руб. К сравнению, призовой фонд на самом значимом турнире по дисциплине CS:GO в 2019 г. составил всего 64 млн руб.

В структуре доходов киберспортивных организаций 36% приходится на спонсорские контракты. Например, титульное партнерство может обходится спонсорам в 64 млн руб., генеральное чуть меньше – 25 млн руб., а стандартный спонсорский пакет увеличит доход организации на 12 млн руб. Продажа медиаправ приносит 21% от годового дохода, 18% от общих доходов приносит реклама на стриминговых платформах (Twitch, YouTube), 17% формируется за счет внутриигровых покупок пользователей и 8% приносят призовые турнира. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Структура доходов киберспортивных организаций Рисунок 1. Структура доходов киберспортивных организаций

Более 90% призового фонда делится между игроками, а оставшийся 10% от выигрыша получает организация.

Заработная плата киберспортсменов варьируется от 30 тыс. до 1,7 млн. руб. в месяц. Игроки, чьи команды находятся в Топ-30 мирового рейтинга, получают в среднем 640 тыс. руб. в месяц. Более слабые и менее популярные команды платят киберспортсменам в среднем 150-250 тыс. руб., то есть заработная плата напрямую зависит от успехов коллектива.

Таблица 1. Доходы, суммы призовых, места в мировых рейтингах Топ-5 киберспортивных мультигейминговых организаций, выступающих за страны СНГ
Ранг Команда Доход за 2018 г., млн руб. Сумма призовых за все время, млн руб. Место в мировом рейтинге по CS: GO CS:GO Место в мировом рейтинге по Dota 2 Dota 2
1 Virtus.Pro
VP
(Россия)
1 117,7 879,7 22 место 10 место
2 Natus Vincere
Нави
(Украина)
320,0 642,1 10 место 19 место
3 Gambit Esports
Gambit Esports
(Россия)
96,0 158,6 32 место 7 место
4 Winstrike
Winstrike
(Россия)
87,2 32,9 69 место 34 место
5 Vega Squadron
Vega_Squadron
(Россия)
22,0 65,7 За последние 3 месяца не участвовали в турнире За последние 3 месяца не участвовали в турнире
Вне рэнкинга
Avangar
Avangar
(Казахстан)
Данные не раскрываются 52,9 6 место Состава по дисциплине Dota 2 нет

Источник: Информационно-аналитическая Система Глобас, продукт Credinform; данные интернет - ресурсов Forbes, HLTV, esportsearnings и CQ. Доход и сумма призовых переведена в рубли по курсу доллара на 5 ноября 2019 г.

На первом месте рэнкинга расположилась киберспортивная организация Virtus.Pro с самыми высокими доходами за 2018 г. среди всех организаций из СНГ (1117,7 млн руб.). Virtus.Pro – российский киберспортивный проект основанный в ноябре 2003 г. Тэг «VP» является одним из самых титулованных и старейших в России. На счету «медведей» множество побед на Чемпионатах мира и других престижных турнирах. Свою деятельность организация начала с компьютерной игры Counter-Strike, позднее появилась команда по Dota. Сумма выигранных призовых за всю историю существования проекта составляет 879,7 млн руб.

Изначально организация состояла только из игроков СНГ, преимущественно российских, но с 2014 г. и по сей день в состав по CS:GO входят только представители Польши. Именно в их эпоху наступило золотое время для организации, но с конца 2018 г., серьезных успехов команда не добивалась и опустилась из пятерки лучших на 22 место мирового рейтинга.

По дисциплине Dota 2 организация Virtus.Pro ни разу за свою историю не выигрывала The International, трижды команда занимала 5-6 место: на сегодняшний день это лучший результат для «медведей». Однако организации «VP» принадлежит один из трансферных рекордов. В сентябре 2019 г., после неудачного выступления на The International 2019, команду покинул один из лучших молодых игроков мира по Dota 2 – Роман «Ramzes» Кушнарев. Он перешел в американскую организацию Evil Geniuses. В свои 20 лет, киберспортсмен возглавляет рейтинг самых влиятельных лиц киберспорта по версии Forbes. По оценке Cyber.Sports, сумма трансфера с учетом бонусов составила 19,2 млн руб.

Ранее собственником организации была компания ООО МЭЙЛ.РУ, принадлежащая российскому бизнесмену Алишеру Усманову, но сейчас конечным бенефициаром является ИСФОРС ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД зарегистрированный на Кипре. В 2015 г. холдинг миллиардера вложил в развитие киберспорта 6,4 млрд руб. Благодаря Усманову и его партнерам удалось придать мощный импульс развития киберспорта в России. В 2018 г. компания ПАО Мегафон стала генеральным партнером организации Virtus.Pro.

Второе место в рейтинге принадлежит украинской киберспортивной мультигейминговой организации – Natus Vincere (Na’Vi), в переводе с латинского «Рожденные Побеждать». Уровень доходов в 2018 г. достиг 320 млн руб., в 2019 г. руководство Natus Vincere планирует увеличь доход до 480 млн руб. Организация появилась на свет в 2009 г. Финансовой поддержкой команды занимался известный меценат – Мурат Жумашевич, с 2011 г. по договоренности прекратил финансирование проекта и с этого момента организация перешла на самообеспечение. Сумма выигранных призовых достигает отметки в 642,1 млн руб.

Первой кибердисциплиной организации стал Counter-Strike. Сразу после создания Na’Vi выиграли 3 Чемпионата мира подряд. Команда «Рожденных Побеждать» является одной из самых титулованных команд по CS:GO. В ее составе играет лучший игрок мира – Александр «s1mple» Костылев. По версии журнала Forbes, он занимает 2 место среди самых влиятельных лиц киберспорта. Костылеву принадлежит не только звание лучшего игрока мира, еще он самый дорогой игрок среди всех киберспортсменов. Его стоимость на сегодня составляет более 64 млн руб. Команда Na’Vi по дисциплине CS:GO занимает 10 место в мировом рейтинге. До недавнего времени «Рожденные побеждать» были Топ-2 мира, но после завершения карьеры капитана команды Даниила «Zeus» Тесленко (8-е место среди самых влиятельных лиц киберспорта) результаты команды ухудшились. На смену ему был приобретен молодой и перспективный игрок из организации Winstrike – Кирилл «Boombl4» Михайлов. Он стал самым дорогим осуществленным трансфером в Counter-Strike на постсоветском пространстве. Детали сделки не раскрываются, но его стоимость эксперты оценивают в диапазоне 16-22 млн руб.

По дисциплине Dota организация Natus Vincere, как и в Counter-Strike добилась серьезных успехов. В 2011 г. команда выиграла первый в истории The International с призовым фондом 102,4 млн руб., а после дважды останавливалась в шаге от первого места. Кроме этого игровая пятерка, выступающая под тэгом Na’Vi, добивалась не менее значимых побед и в других международных турнирах. Именно эта пятерка игроков считается лучшей в истории организации. За нее выступал один из самых известных киберспортсменов в мире – Данил «Dendi» Ишутин (12 место среди самых влиятельных лиц киберспорта). Однако позже результаты ухудшились и команду распустили. Повторить успехи 2011-2015 гг. организация пока не смогла, поэтому сегодня команда занимает 19 место в мировом рейтинге по Dota 2.

По уровню доходов Gambit Esports занимают третью строчку рэнкинга (96 млн руб.). Мультигейминговая организация Gambit образована 2013 г. Несмотря на то, что команда вступает за Россию, организация базируется в Великобритании. Примечательно, что составы по дисциплинам Counter-Strike и Dota 2 появились лишь в 2016 и 2017 гг., однако это не помешало организации заработать за три года 158,6 млн призовых.

Наибольший успех по дисциплине CS:GO был достигнут в 2017 г., когда коллектив смог выиграть Чемпионат мира и ряд других серьезных турниров. На фоне успеха у команды появился новый владелец. В 2018 г. ПАО МТС выкупила организацию у частных владельцев за 220 млн руб., игрокам были предложены долгосрочные контракты, но чемпионский состав сохранить не удалось, по неспортивным причинам из коллектива ушел тренер и капитан, а полноценную замену найти не удалось. Череда хаотичных изменений вынудила еще двоих игроков покинуть команду. Вскоре ПАО МТС приняли решение закрыть старый состав и создать с нуля молодую и амбициозную команду, при этом новая пятерка получила название Gambit-youngsters.

По игре Dota 2 коллектив серьезных побед не достигал и в The International не участвовал. Примечательно, что команда находится на 7 месте мирового рейтинга. Благодаря выверенной стратегии и упорству в 2019 г. Gambit смогли занять 1-2 места на престижных турнирах, что позволило им столь высоко подняться в рейтинге.

На четвертом и пятом месте рэнкинга по доходам расположились 2 киберспортивные организации России – Winstrike (87,2 млн руб.) и Vega Squadron (22,0 млн руб.). Общая сумма их доходов составляет лишь треть от доходов украинской организации Natus Vincere. Отметим, что основная стратегия Winstrike и Vega заключается в поиске талантливых игроков. Они помогают будущим молодым игрокам раскрыть свой потенциал, преодолеть психологические проблемы, учат взаимодействию в команде, воспитывают чемпионский дух и многое другое. Для таких команд основная задача на турнире ставится одна – как можно дальше продвинуться по турнирной сетке. Чем ярче выступает команда, тем больше шанс быть замеченным более сильными коллективами, для дальнейшей продажи своих игроков. Таким шансом воспользовалась команда Winstrike, продав свою молодую звезду в организацию Na’Vi.

Вне рэнкинга оказалась организация Avangar. Свои доходы они не раскрывают, однако за 2 года команда по дисциплине Counter-Strike выиграла почти 53 млн руб. призовых. Коллектив из Казахстана яркий пример упорства и труда. Благодаря грамотно выстроенной стратегии и четким задачам от руководства – молодые ребята сыграли в финале чемпионата мира по CS:GO и выиграли ряд крупных турниров. На фоне общего спада игрового тонуса команды Na’Vi, ребята из Avangar смогли занять 6-ю строчку мирового рейтинга.

Результаты рэнкинга показали, что киберспортивный рынок растет с каждым годом по объему выручки, призовых и по охвату аудитории. Все большее количество людей начинают интересоваться результатами матчей, количество болельщиков растет. Тенденция складывающийся в мире компьютерного спорта демонстрируют нам, что в скором времени, киберспорт станет популярнее футбола, баскетбола, хоккея и так далее. Уже сегодня по зрелищности и эмоциональной составляющей он ничуть не уступает, традиционным видам спорта, а где-то даже превосходит.


1 Шутер от первого лица –жанр компьютерных игр, в которых игровой процесс основывается на сражениях с использованием огнестрельного или любого другого оружия с видом от первого лица, таким образом, чтобы игрок воспринимал происходящее глазами управляемого персонажа.
2 Овертайм — время, назначаемое в ходе спортивного состязания в случае, когда в течение основного времени определить победителя не удалось.
3 The International – первый по значимости и самый крупный среди прочих ежегодный киберспортивный турнир по дисциплине Dota 2.
4 Twitch – ведущий сайт потокового видео, где основная тема вещания — игровое видео и прямые трансляция киберспортивных турниров.

Вестник
Быстрорастущие компании определят будущее экономики

Динамично развивающиеся компании создают новые рынки, внедряют технологии, устанавливают профессиональные стандарты и формируют потребительские предпочтения. Высокие темпы роста ежегодно минимум на 20-30% в течение не менее 4 лет – обязательные условия для «компаний-газелей». Таким термином экономисты наделили самые успешные и стабильно растущие компании, которые обеспечивают новые рабочие места, вносят немалый вклад в увеличение ВВП, способны влиять на рост экономики страны, а также выступать маркером структурных изменений.

Смогут ли российские «газели» стать движущей силой экономики?

Категория российских «газелей» была исследована с помощью Информационно-аналитической системы Глобас. Из 3,5 млн действующих коммерческих организаций отобраны компании, которые показывали ежегодный прирост выручки не менее чем на 30% с 2015 г. по 2018 г., фиксировали за 2018 г. выручку более 50 млн руб. и положительное значение чистых активов.

Регионы деятельности

Критериям «газелей» соответствуют около 1% или немногим более 3 тысяч российских компаний. Суммарный годовой оборот за 2018 г. в размере 5,2 трлн руб. составляет 2,8% от общего оборота всех организаций. В развитых экономиках доля «газелей» невелика, обычно от 1% до 5%, при этом на их долю приходится до 50% прироста ВВП.

Основным ареалом обитания является Москва: 26% «газелей» работают в столице. На 2-м месте Санкт-Петербург, в котором расположены 9%, на 3-м месте Московская область с 6%. По совокупной выручке быстрорастущие компании из Санкт-Петербурга практически догнали своих московских коллег: выручка петербургских «газелей» достигла 1,3 трлн руб., московских – 1,5 трлн руб. Другие регионы пока значительно отстают от лидеров, как по количеству компаний, так и по совокупной выручке.

«Газели» присутствуют почти во всех субъектах федерации, за исключением Республик Дагестан и Ингушетия, а также малонаселенных Чукотского и Ненецкого автономных округов.

Размеры российских «газелей»

Большинство быстрорастущих компаний не относится к крупному бизнесу. Только у 8% компаний выручка за 2018 г. составила более 2 млрд руб. Основная часть, 44% от общего числа «газелей», имеют выручку от 120 млн до 800 млн руб.

За исследуемые 4 года быстрорастущие компании в среднем стали крупнее: в 2015 г. «газелей» с выручкой более 2 млрд рублей был всего 1%. Основная доля приходилась на предприятия с оборотом до 120 млн руб. (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение быстрорастущих компаний по диапазонам годовой выручки Рисунок 1. Распределение быстрорастущих компаний по диапазонам годовой выручки

Отрасли экономики

Основным сектором экономики для российских «газелей» оказалась сфера оптовой и розничной торговли. Количество быстрорастущих компаний в данном сегменте составило 1 210 фирм или 38% от общего числа. В отрасли аккумулируется и большая часть совокупной выручки таких организаций – 2,4 трлн руб. или 45% от всей выручки «газелей» (см. рисунок 2).

Не нашлось быстрорастущих компаний в отрасли по добыче полезных ископаемых. В этой сфере работают преимущественно крупные предприятия, тогда как большинство «газелей» относятся к среднему и малому бизнесу.

Рисунок 2. Распределение быстрорастущих компаний по видам экономической деятельности, совокупная годовая выручка организаций за 2018 г. Рисунок 2. Распределение быстрорастущих компаний по видам экономической деятельности, совокупная годовая выручка организаций за 2018 г.

Отраслевые лидеры

В таблице 1 представлены крупнейшие по выручке «компании-газели» из Топ-10 секторов экономки, в которых работает наибольшее число быстрорастущих компаний. Среди них знакомые бренды, например, сеть магазинов Пятерочка, авиаперевозчик AZUR air, сервис «Спасибо» от Сбербанка, а также предприятия, занятые в производствах, продукция которых еще недавно в основном импортировалась, в частности, выпуск труб большого диаметра.

Таблица 1. Топ-10 отраслей по количеству быстрорастущие компаний, представленные компаниями-лидерами по выручке 

Ранг Отрасль Компания Выручка в 2018 г., млрд руб. Средний прирост выручки в 2015-2018 гг., % Направление деятельности
1 Торговля ООО АГРОТОРГ 1 036 75 Сеть магазинов «Пятерочка»
2 Промышленность НАО АО ЗАГОРСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД 39 317 Выпуск труб большого диаметра
3 Строительство ООО СПЕЦТРАНССТРОЙ 21 701 Строительство транспортной инфраструктуры
4 Транспорт ООО АЗУР ЭЙР 44 174 Чартерные авиаперевозки
5 Наука и техника НАО АО НИПИГАЗПЕРЕРАБОТКА 115 167 Разработка и проектирование в нефтегазовой отрасли
6 Информационные технологии НАО ЦЕНТР ПРОГРАММ ЛОЯЛЬНОСТИ 26 57 Сервис «Спасибо» от Сбербанка
7 Аренда, лизинг ООО ЛИЗПЛАН РУС 3 214 Корпоративный лизинг автомобилей
8 Недвижимость ООО ОПЕРАТОР КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ 11 1 635 179 Сдача в аренду складских помещений
9 Сельское хозяйство ООО АГРОЭКО-ВОРОНЕЖ 7 249 Производство свинины
10 Здравоохранение ООО А410 2 197 Эстетическая фармацевтика и косметология под брендом Allergan

Итоги

Количество российских быстрорастущих компаний сопоставимо по уровню в развитых экономиках, однако вклад в общенациональный продукт заметно меньше. Потенциал российских «газелей» пока не раскрыт. Причина в том, что большая часть «газелей», как по числу компаний, так и по общей выручке, сконцентрирована в сфере торговли, где не создается новый уникальный продукт с высокой добавленной стоимостью. Только после того, как существующая диспропорция будет устранена с помощью опережающего развития промышленности, ИТ и науки, можно будет говорить о качественной трансформации отечественного ВВП, в том числе благодаря вкладу «компаний-газелей».