Вестник
Бой с тенью

В рамках проекта «Прозрачный бизнес» ФНС раскрыла сведения, ранее считавшиеся налоговой тайной, о 2,5 млн из 4,2 млн действующих юридических лиц.
Почти 40% российских компаний остались в тени.

С августа 2018 г. ФНС начала публиковать сведения, которые больше не относятся к налоговой тайне. Информация доступна только в отношении юридических лиц, за исключением крупнейших налогоплательщиков, оборонных и стратегических предприятий, сведения по которым будут раскрыты в 2020 г.

Опубликованные данные актуальны на 31 декабря 2017 г.

Среднесписочная численность работников

Организации обязаны направлять в налоговые органы отчетность о среднесписочной численности работников за прошедший календарный год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Информацию должны представлять все организации, независимо от того, ведут они фактически деятельность или нет, а также от того, есть ли у них в штате работники.

42%, а это более 1 млн отчитавшихся компаний, имеют в штате только 1 человека, еще 15% организаций вообще не имеют сотрудников (см. рисунок 1).

Отсутствие численности или очевидно недостаточное для ведения деятельности количество сотрудников увеличивает вероятность того, что компания является однодневкой или «брошенной», однако есть и другие причины:

  • Особенности учета: в данных ФНС учтены постоянные работники, а значительная часть компаний в России оформляет сотрудников по договорам подряда, совместительству. Также не включены сотрудники, находящиеся в декрете или учебном отпуске.
  • Налоговая оптимизация: на фонд оплаты труда ложится нагрузка в виде социальных взносов, и работодатели не принимают сотрудников в штат.
  • Специфика деятельности: сегодня компания может быть конкурентоспособной и даже успешной без большого штата сотрудников. Задачи передаются на субподряд, а директор организации лишь координирует работу.
  • Ошибки: опубликована информация, которую предоставляют сами юридические лица. ФНС рекомендует им «оперативно представить корректирующую отчетность с достоверными данными». В качестве примера можно привести ООО ЭКСПРЕСС . На момент публикации данных 1 августа 2018 г. в штате компании состояло 698 тыс. работников. Для сравнения, в ПАО РЖД - крупнейшем работодателе России, занято 737 тыс. человек.
Рисунок 1.  Распределение организаций по среднесписочному числу сотрудников по данным ФНС, на 31.12.2017 г. Рисунок 1.  Распределение организаций по среднесписочному числу сотрудников по данным ФНС, на 31.12.2017 г.

Сумма доходов и расходов

Данные по суммам доходов и расходов формируются из бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ФНС сведения предоставили 2,5 млн организаций.

Совокупные доходы = выручка + доходы от участия в других организациях + проценты к получению + прочие доходы.
Совокупные расходы = себестоимость продаж + коммерческие расходы + управленческие расходы + проценты к уплате + прочие расходы.

При отсутствии баланса данные сведения позволят получить представление об общем размере бизнеса компании, а при наличии финансовой отчетности – дополнительно сопоставить и проверить показатели из официальных источников, так как в сведениях иногда встречаются ошибки.

В частности, вызывают сомнения показатели ООО АДАМ-С: фирма из Ингушетии отчиталась перед ФНС о своих доходах в размере 122 трлн руб., при этом в балансе указана выручка 121 млн руб.  

Уплаченные налоги и сборы

Учитываются суммы налогов и сборов, уплаченных организацией в календарном году, без учета сумм налогов и сборов, взимаемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Сведения раскрыты по 2,1 млн компаний. Минимальная сумма уплаченных налогов указывает на то, что предприятие не ведет хозяйственную деятельность. Например, компания ООО ДИАМАНТ за 2017 г. в бюджеты всех уровней заплатила налогов на сумму 1 руб. 36 коп.

Ниже представлена статастика по видам уплаченных налогов и их региональному распределению.

2,2 трлн руб. или 39% от всех уплаченных организациями налогов приходится на НДС. На втором месте страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 1,3 трлн руб., далее налог на прибыль – 1 трлн руб. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Суммы налогов, уплаченных организациями в 2017 г., по видам налогов

Место Налог Сумма уплаченных налогов, млрд руб. Доля налога в уплаченных налогах, %
1 НДС 2238 39
2 Страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование 1316 23
3 Налог на прибыль 958 17
4 Страховые взносы на обязательное медицинское страхование 314 6
5 Налог на имущество организаций 195 3
- Прочие налоги 685 12
  Всего 5679 100

Компании из Москвы аккумулируют 35% всех уплаченных налогов. Остальные регионы заметно уступают столице. После раскрытия сведений по крупнейшим налогоплательщикам расстановка в рейтинге должна поменяться, особенно в отношении субъектов, где зарегистрированы компании ТЭК.

Таблица 2. Суммы налогов, уплаченных организациями в 2017 г., в региональном разрезе

Место Субъект Сумма уплаченных налогов, млрд руб. Доля субъекта в уплаченных налогах, %
1 Москва 2002 35
2 Санкт-Петербург 437 8
3 Московская область 397 7
4 Краснодарский край 198 3
5 Республика Татарстан 138 2
- Другие субъекты 2507 45
  Всего 5679 100


Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы (СНР) устанавливаются, исходя из вида деятельности, числа сотрудников, а также доходов предприятия. Законодательство допускает одновременно использование нескольких специальных налоговых режимов, а также совмещение некоторых из них с общей системой налогообложения.

ФНС опубликовала информацию по 1,9 млн организациям, применяющим специальные налоговые режимы. Почти 90% компаний применяют УСН. Еще 5% организаций совмещают УСН с ЕНВД (см. таблицу 3).

Таблица 3. Основные специальные налоговые режимы, применяемые организациями в 2017 г.

ЕСХН УСН ЕНВД Количество компаний Доля компаний от общего числа указавших сведения о СНР, %
  +   1734746 90
  + + 103802 5
    + 83923 4
+     14776 1
СРП и прочее совмещение режимов 1329 <0


Консолидированная группа налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) – это добровольное объединение организаций, создаваемое для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы.

Группа может быть создана организациями при условии, что одна из них непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других, а доля участия в каждой составляет не менее 90%.

Участник КГН – организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
Ответственный участник КГН – участник, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций группы.

ФНС опубликовала сведения о 88 компаниях - ответственных участниках консолидированной группы.

Подводя итоги

  • Раскрыв данные о компаниях, налоговая получила аргумент в споре за свое право доначислять налоги: при возникновении спора с налогоплательщиком ФНС может сослаться на доступность информации о контрагентах.
  • Бизнес-сообщество приобрело новый источник информации о деятельности компаний.
  • Опубликованные данные являются вспомогательным инструментом, так как общая оценка компании складывается из множества других, не менее важных сведений, а также комплексного анализа, который возможен только с помощью профессиональной Информационно-аналитической системы.

1 декабря 2018 года ФНС планирует опубликовать информацию о суммах недоимки, задолженности по налогам и сборам организаций, а также сведения о наличии налоговых правонарушений. Данная информация позволит пользователям Системы Глобас оценить объем налоговой нагрузки на компанию и избежать риска взаимодействия с недобросовестным налогоплательщиком.
 

Рэнкинг
Рентабельность активов автобусных компаний

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний по автобусным перевозкам. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) автотранспортные компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Рентабельность активов (%) - отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов.

Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов, эффективность финансового менеджмента предприятия. Поэтому чем выше значение этого показателя, тем выше эффективность бизнеса, то есть выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.

Специалистами Информационное агентство Credinform, с учетом фактической ситуации как в экономике в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний по автобусным перевозкам практическое значение коэффициента рентабельности активов составляет от -4,46.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности активов, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний по автобусным перевозкам (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка от продаж,
млн руб.
Чистая прибыль (убыток),
млн руб
Рентабельность активов,% Индекс платежеспособности Глобас
2016 2017 2016 2017 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО НОВОВОРОНЕЖСКАЯ АЭС-АВТО
ИНН 3651008478 Воронежская область
up485,6 up897,3 down19,8 up68,1 down3,42 up10,15 208 Высокий
НАО ИЖЕВСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА
ИНН 1833046700 Удмуртская Республика
up1648,2 down1612,3 up-19,1 up31,1 down-2,35 up3,00 243 Высокий
НАО ТРЕТИЙ ПАРК
ИНН 7814010096 Санкт-Петербург
up4020,0 up4485,1 up57,7 down16,9 up3,36 down1,07 210 Высокий
ГУПСРФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГУП ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ИНН 7830001758 Санкт-Петербург
up11683,6 up12914,7 up239,9 down1,1 up2,00 down0,01 202 Высокий
ГУПСРФ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСТРАНСАВТО
ИНН 5000000017 Московская область
up20708,0 up21177,4 up-2227,2 up-1398,9 up-8,42 up-5,70 258 Высокий
МУУП ГОРОДА КАЗАНИ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ №4
ИНН 1658007039 Республика Татарстан
up1106,6 up1138,2 up0,2 down-11,3 up0,12 down-6,92 272 Высокий
МУУП ГОРОДА СОЧИ СОЧИАВТОТРАНС
ИНН 2320051015 Краснодарский край
up784,8 up939,1 up-304,9 up-149,8 up-16,76 up-8,63 311 Удовлетворительный
МУУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ МУП МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОБУСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ИНН 6659001670 Свердловская область
Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу с 04.09.2018
up944,1 up1059,0 down-199,7 up-68,6 down-37,46 up-16,25 600 Неудовлетворительный
ООО ВОЛГОГРАДСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК
ИНН 4719024079 Волгоградская область
up0,3 up856,5 down-12,3 up-67,9 down-12,93 down-33,15 292 Высокий
МУУП ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКИЙ ПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
ИНН 5260000192 Нижегородская область
down1417,5 down1388,9 down-200,7 up-139,1 up-52,58 up-35,02 291 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 up42798,7 up46468,3 up-2646,3 up-1718,4    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up4279,9 up4646,8 up-264,6 up-171,8 down-12,16 up-9,15
Среднее отраслевое значение up63,9 up64,4 down-3,3 up-2,3 up-6,09 up-4,46

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

Среднее значение коэффициента рентабельности активов компаний ТОП-10 хуже среднего отраслевого показателя. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 показали улучшение показателя по сравнению с предыдущим периодом.

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности активов и выручка крупнейших российских компаний по автобусным перевозкам (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности активов и выручка крупнейших российских компаний по автобусным перевозкам (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности активов имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности активов российских компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности активов российских компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах