Статья
Банки не спешат снижать ставки по розничным кредитам

С 1 июля текущего года вступил в силу закон о потребительском кредите (займе), направленный на защиту прав заемщика. Согласно принятому закону, Банк России ограничит максимальную полную стоимость кредита (ПСК) розничных займов. Среднесрочные значения ПСК будут публиковаться ежеквартально, начиная с 14 ноября 2014 года.

Механизм определения максимального значения ПСК будет следующий: ЦБ раз в квартал будет оценивать среднерыночную ПСК, опираясь на данные ста крупнейших кредитных организаций. При этом банкам запретят превышать ПСК более чем на треть от рекомендаций главного регулятора. По предварительным расчетам Банка России процент по кредитным картам не должен превышать 45,9%, а по кредитам наличными – 34,6%. Однако банки пока не торопятся приближать стоимость кредитов к рекомендуемым значениям.

По оценкам экспертов из ста крупнейших розничных банков у двадцати ставки по кредитам выше рекомендуемого уровня. Рекордсменами по стоимости нецелевых кредитов стали Русфинансбанк и Альфа-банк с максимальными ставками 98,3 и 86% соответственно. Максимальные ставки по картам продемонстрировали Ренессанс Кредит и МТС-банк со ставками 79 и 55% соответственно.

Представители банков отмечают, что столь высокие ставки по розничным кредитам объясняются сложной экономической ситуацией и высокими рисками. Вместе с тем крупные игроки рынка розничного кредитования заявляют, что в ближайшее время приведут размер ПСК к рекомендуемым, чтобы полностью соответствовать требованиям регулятора. Однако пока дальше заявлений дело не идет, так только за июль текущего года восемь банков повысили процентные ставки по розничным кредитам (4 по кредитным картам и 4 по кредитам наличными) и лишь один банк объявил о снижении ставки по кредитным картам.

Эксперты отмечают, что вынужденное снижение ставок приведет к тому, что рынок покинут ряд крупных игроков, а в будущем сегмент розничного кредитования может отойти микрофинансовым организациям.

 

Читайте также: Банки хотят получать больше сведений о заемщиках

 

 

Статья
В России разделили акционерные общества на публичные и непубличные

С 1 сентября текущего года вступил в силу Федеральный закон №99-ФЗ, вносящий поправки в Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Согласно предложенным поправкам закрытые и открытые акционерные общества, а также общества с дополнительной ответственностью прекратят свою деятельность на территории России. Вместо существующих ранее форм все акционерные общества (АО) разделят на публичные и непубличные.

К публичным предлагают относить те АО, у которых когда-либо в истории их существования ценные бумаги размещались путем открытой подписки либо публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Глава Министерства Юстиций РФ (Минюст РФ) Александр Коновалов отметил, что на сегодняшний день более 85% юридических лиц были зарегистрированы в форме обществ с ограниченной ответственностью. При этом самыми невостребованными оказались такие формы как полное товарищество и общество с дополнительной ответственностью.

По мнению представителей Минюста закрытые акционерные общества не оправдывают свое существование, поскольку их статус практически полностью дублируется статусом обществ с ограниченной ответственностью. Таким образом, вместо существующих конструкций открытого и закрытого акционерного общества предлагается ввести разделение на публичные (открытые) и непубличные (закрытые) АО. Вместе с тем Коновалов подчеркнул, что перерегистрировать ранее созданные юридические лица и переоформлять права на недвижимое имущество не потребуется.

Разделение АО на публичные и непубличные не повлияет на количество организаций, обязанных раскрывать полный набор существующих фактов. При этом несколько тысяч АО, которые до введения данных поправок были освобождены от раскрытия информации по форме существенных фактов, теперь будут раскрывать сокращенный объем информации (годовые отчеты, годовую бухгалтерскую отчетность, списки аффилированных лиц), поскольку в прошлом эти компании проводили публичные размещения ценных бумаг.

Как отмечают эксперты, предложенный законопроект направлен на создание условий для формирования оптимальных моделей корпоративного управления. Кроме того предложенные поправки должны способствовать упрощению и упорядочению контроля над АО.