Статья
Законодательные акты 2020 года
  • Федеральным законом от 25.12.2018 №480-ФЗ на 2019 – 2020 годы продлен мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей.
  • В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, содержащиеся в Федеральном законе от 15 апреля 2019 года №63-ФЗ.
    С 1 января 2020 г. отменены обязательные декларации по транспортному и земельному налогам. Налоговые инспекции будут сами сообщать о начисленных налогах организациям, имеющим транспортные средства и земельные участки.
    Отменены обязательные расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также дано право выбирать инспекции, в которые можно сдать единую налоговую отчетность по этому налогу, если в одном регионе у организации имеется несколько объектов.
    Кроме этого, предусматривается вычет НДС при «экспорте» услуг и работ. В случаях, если Россия не признается местом реализации работ или услуг, «входной» НДС может быть принят к вычету.
    Также от уплаты НДС освобождена передача имущества в собственность РФ на безвозмездной основе для целей организации или для проведения научных исследований в Антарктике. Имущество, переданное в казну региона, муниципалитета или в собственность РФ не считается объектом обложения НДС.
    Уточнены положения о размере инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль. Это касается вычетов по расходам на создание объектов инфраструктуры.
    С 2020 г. индивидуальные предприниматели не подают предварительные декларации 4-НДФЛ. Для них предусматриваются авансовые платежи исходя из фактически полученных доходов.
  • С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2018 №444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
    В соответствии с принятыми поправками создан Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, ведение которого возложено на Федеральную налоговую службу (ФНС РФ).
    Бухгалтерскую отчетность за 2019 год все организации обязаны сдавать в ФНС РФ исключительно в электронной форме. На субъекты малого бизнеса обязанность представления электронной отчетности начнет действовать, начиная с отчетности за 2020 год.
    Одновременно с этим отменена обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики.
    Отчетность должна представляться в налоговые органы по месту учета налогоплательщика не позже трех месяцев после окончания отчетного периода.
    Помимо этого, законом предусмотрено, что ЦБ РФ представляет в ФНС РФ годовую отчетность (годовой баланс и отчет о финансовых результатах) до 15 мая года, следующего за отчетным периодом.
    Получить информацию из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованные лица смогут за плату.
    Постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 №811 с 1 января 2020 года размер оплаты за предоставление информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде в форме годового абонентского обслуживания одного рабочего места составляет 200 000 рублей. Плата взимается по запросу заинтересованных лиц. Банковские реквизиты для внесения платы размещены на официальном сайте ФНС РФ.
  • Согласно Федеральному закону от 12 ноября 2019 года №375-ФЗ с 1 января 2020 года вступили в силу поправки в закон «Об исполнительном производстве».
    Закон содержит положения о запрете доступа третьих лиц к данным о просроченной задолженности граждан и многократных обжалований судебных актов по делам о банкротстве разными конкурсными кредиторами и уполномоченными органами. Кроме этого, поправки предусматривают предоставление любой информации через личный кабинет, а также обязывают кредиторов уведомлять граждан-должников о привлечении третьих лиц (коллекторов) к возврату просроченной задолженности. Уведомление должно быть направлено кредитором в течение 30 рабочих дней с даты привлечения коллектора. Сведения об этом размещаются в едином реестре.
    В этот реестр вносятся данные о кредиторах, коллекторах, номерах и датах договоров об их привлечении к взысканию долгов, а также паспортные данные и ИНН должника. При этом, указанные сведения не могут быть размещены в открытом доступе в интернете.
  • Федеральным законом от 12 ноября 2019 года №377-ФЗ приняты изменения в законодательные акты, касающиеся внесения сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).
    С 1 апреля 2020 года в Федресурс вносятся следующие сведения о физических лицах: фамилия, имя и отчество, место рождения, страна проживания, ИНН, а в отношении юридических лиц: полное и краткое наименование, ИНН и ОГРН.
    С этой же даты юридические лица по собственной инициативе вносят в Федресурс сведения о поручительстве, об ограничениях прав по договору. Предусмотрена возможность запросить выписку о сведениях из Федресурса.
    С 1 сентября 2020 года в ЕГРЮЛ отражаются данные о юридических лицах, выступающих как единоличный исполнительный орган. При наличии у нескольких лиц полномочий действовать без доверенности от имени компании, в отношении каждого из этих физических или юридических лиц, будет отражаться соответствующая информация, а также - сведения о совместных или независимых друг от друга действиях.
    При внесении записей об исключении из ЕГРЮЛ юридических лиц по решению регистрирующих органов, заинтересованные лица, права которых затронуты таким решением, смогут направить в регистрирующие органы соответствующие заявления. При поступлении заявлений в срок не более 3 месяцев со дня опубликования сообщений, решения об исключении из ЕГРЮЛ не могут быть приняты.
    С этой же даты в качестве индивидуальных предпринимателей не могут регистрироваться физические лица в случае, если не истек 1 год с момента принятия судом решения о принудительном прекращении их деятельности или не истекли 3 года со дня их исключения по решению регистрирующего органа.
    С 1 сентября 2020 года в ЕГРИП отображаются сведения о способе и дате прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями: по заявлению, в связи со смертью, банкротством, исключением из ЕГРИП и решением суда.
  • Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №485-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции».
    С 8 января 2020 года сферы деятельности унитарных предприятий (УП) ограничены.
    Установлено, что целями функционирования УП могут быть:
    • обеспечение работы Министерства обороны и Росгвардии;
    • проведение работ в областях деятельности естественных монополий и обращения с радиоактивными отходами;
    • устранение последствий чрезвычайных ситуаций и недопущение угрозы нормальной жизнедеятельности населения;
    • использование комплексов морских портов, находящихся сугубо в федеральной собственности;
    • деятельность за пределами территории России;
    • деятельность учреждений культуры, искусства, кинематографа и сбережения культурных ценностей;
    • обеспечение жизни населения на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях.
    На всех остальных конкурентных товарных рынках создание УП с 8 января 2020 года запрещено. Уже действующие УП до 1 января 2025 года подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителей.
  • В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 03.08.2018 №280-ФЗ с 1 января 2020 г. Министерство сельского хозяйства РФ ведет Единый государственный реестр производителей органической продукции.
    Под органической продукцией закон подразумевает экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.
    Реестр ведется в электронном виде с применением ведомственной информационной системы АИС НСИ, куда в обязательном порядке вносятся данные о производителях органической продукции: наименование и адрес производства; регистрационный номер и срок действия сертификата соответствия производства продукции; наименование органа по сертификации.
    Сведения, содержащиеся в Реестре, находятся в открытом доступе на сайте Министерства сельского хозяйства и предоставляются бесплатно государственным органам и всем заинтересованным юридическим и физическим лицам.
  • Отменено лицензирование деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов
    Федеральным законом от 18.02.2020 №21-ФЗ признаны утратившими силу положения Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», касающиеся необходимости получения лицензий на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов. Положения, обязывающие субъектов, осуществляющих воздушные перевозки наряду с сертификатом эксплуатанта получать лицензию на эту деятельность исключены также из Воздушного кодекса РФ.
    С 29 февраля для осуществления коммерческих воздушных перевозок юридические лица или индивидуальные предприниматели должны получать в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация) сертификат эксплуатанта.
  • 31 марта Государственной думой РФ принят Закон, в соответствии с которым Правительство РФ на 2020 год наделяется правом приостанавливать, отменять или переносить на более поздний срок проведение налоговых проверок, продлевать сроки уплаты налогов, в т.ч. по специальным налоговым режимам, а также продлевать сроки уплаты авансовых платежей по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество организаций, введенным региональными и муниципальными органами власти.
    Правительство, кроме этого, наделено полномочиями продления сроков подачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, о наложении штрафных санкций, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, пеней и штрафов.
    Власти субъектов РФ получили возможность в течение всего 2020 года, начиная с 1 января продлить сроки уплаты единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, оплат по патентам, а также платежей в рамках упрощенной системы налогообложения.
  • Федеральным законом от 08.06.2020 №168-ФЗ предусмотрено создание Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации.
    Закон вступил в силу с 8 июня 2020 года. Предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года, а до 1 января 2023 года нормативные правовые акты РФ не могут требовать использования Регистра как единого и обязательного к использованию источника сведений.
    В Регистре будут содержаться сведения о гражданах: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; СНИЛС; ИНН; гражданство; семейное положение.
    Ведение Регистра и обеспечение защиты сведений возложено на Федеральную налоговую службу. Основу сведений составят данные уже имеющиеся у ФНС и в других ведомствах. Регистр не будет содержать сведений о налогах и доходах, размерах пенсии, состоянии здоровья, и о других биометрических данных.
    Доступ к Регистру будут иметь органы государственного управления в рамках своей компетенции. Нотариальные конторы не будут иметь прямого доступа к этим сведениям, однако при совершении нотариальных действий будут обязаны по запросу сверять свои данные. Определен порядок внесения изменений в Регистр по заявлениям граждан, в случае выявления ошибок. Удаление записей из Регистра не предусмотрено.
  • Федеральным законом от 08.06.2020 №171-ФЗ в Арбитражный процессуальный кодекс РФ внесены изменения дающие право российским юридическим и физическим лицам, попавшим под ограничительные меры иностранных государств переводить споры из зарубежных судов в российские.
  • Вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2020 №187-ФЗ, устанавливающий административную ответственность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка за нарушения при осуществлении контроля деятельности своих членов, порядка и сроков представления информации о СРО в контролирующие органы.
  • В соответствии с Поручением Президента РФ Министерством экономического развития сформирован Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих дополнительные меры поддержки.
  • С 1 сентября 2020 года Федеральная налоговая служба РФ получила право принудительно закрывать индивидуальных предпринимателей. Это зафиксировано поправками в закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятыми в ноябре 2019 года.
    Ранее исключение индивидуальных предпринимателей из ЕГРИП без их согласия было возможно только по решению суда, либо в случаях аннулирования права или окончания срока проживания в России иностранного гражданина - предпринимателя.
    Теперь органы ФНС РФ могут признать ИП недействующим и удалить его из реестра, если на дату принятия решения одновременно соблюдались условия:
    • истечение 15 месяцев с даты окончания действия патента или непредоставление отчетности в ФНС в течение последних 15 месяцев;
    • наличие недоимок и задолженностей по налогам, сборам или взносам.
  • Приняты два закона касающиеся деятельности обществ с ограниченной ответственностью. Это - Федеральный закон от 31.07.2020 №251-ФЗ «О внесении изменения в статью 94 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон от 31.07.2020 №252-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части совершенствования процедуры внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества». Оба закона связаны между собой.
    Законом №251-ФЗ конкретизирован этап перехода доли к обществу. В ранее действовавшей редакции ст. 94 ГК РФ моментом перехода доли к обществу считалось получение обществом заявления или требования. В новой редакции – это дата внесения в ЕГРЮЛ записи о выходе участника из общества или дата получения обществом требования о приобретении доли. Закон №252-ФЗ приводит закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в соответствие с обновленной статьей 94 ГК РФ. Так, статья 23 в новой редакции устанавливает, что действительная стоимость доли должна рассчитываться по данным бухгалтерской отчетности за тот отчетный период, который предшествует дате перехода к обществу доли вышедшего участника, а не дате подачи заявления, как было ранее. При этом, датами перехода доли к обществу считаются даты внесения записи в ЕГРЮЛ или получения обществом заявления о выходе.
    Таким образом, эти изменения законодательства упрощают процесс выхода участника из общества и освобождают компании от обязанности подавать документы для государственной регистрации.
  • Двумя Федеральными законами от 20.07.2020 №242-ФЗ и от 31.07.2020 №270-ФЗ с 19 октября 2020 года внесены существенные изменения в законы «О лотереях» и «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
    В целом, поправки ужесточают требования к деятельности операторов лотерей и организаторов азартных игр.
    Так,операторы лотерей обязаны раскрывать информацию не только организаторам лотерей, но и государственным надзорным органам.
    Для лиц, имеющих неснятые или непогашенные судимости за преступления в сфере экономики, против государственной власти или за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления установлен запрет выступать учредителями, участниками, бенефициарными владельцами, членами советов директоров, наблюдательных советов, коллегиальных исполнительных органов, занимать должности единоличных исполнительных органов юридических лиц - операторов лотереи или организатором азартных игр.
    Юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях с льготным налогообложением или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации о финансовых операциях (офшорные зоны) и включенные в перечень, утвержденный Министерством финансов РФ не могут выступать в как учредители и участники, как лица, оказывающие существенное, прямое или косвенное влияние на решения, лица (управляющие компании) с полномочиями единоличного исполнительного органа операторов лотерей или организаторов азартных игр.
  • Федеральным законом от 31.07.2020 №302-ФЗ внесены изменения в закон «О кредитных историях».
    Поправками введено новое понятие - квалифицированные бюро кредитных историй (КБКИ), которые уполномочены рассчитывать совокупную долговую или платежную нагрузку граждан.
    Для повышения достоверности и качества данных, используемых для расчета долговой нагрузки, законом предусмотренобмен информацией между квалифицированными и прочими БКИ, а также между БКИ и кредиторами.
    Значительные изменения внесены в положения о составе сведений, входящих в кредитную историю. Так, в основной части кредитной истории физических лиц теперь, помимо прочих, в отношении субъектов кредитной истории должны содержатся следующие сведения:
    • места регистрации и фактического места жительства;
    • абонентский номер (в т.ч. мобильный);
    • адреса электронной почты, в случае их предоставления субъектами кредитной истории;
    • сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
    • сведения о процедурах, по делам о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, если арбитражным судом принято к производству заявление о признании их таковыми;
    • сведения о неправомерных действиях физических лиц при несостоятельности (банкротстве);
    • сведения о преднамеренном или фиктивном банкротстве, с указанием ссылки и даты о включении сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
    Кроме этого, сформирован новый перечень сведений в отношении обязательств заемщиков, поручителей, принципалов и лизингополучателей.
    В соответствии с этим, уточнены перечень сделок, по которым информация должна направляться в БКИ, а также состав источников формирования кредитных историй.
    Закон также расширяет надзорные полномочия Центрального банка РФ в отношении БКИ.
  • 7 ноября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.10.2020 №349-ФЗ, изменяющий порядок внесения сведений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Законом предусмотрено, что сведения о малом бизнесе, отвечающем соответствующим условиям будут вноситься в реестр МСП 10 числа каждого месяца на основании сведений, имеющихся в распоряжении ФНС РФ по состоянию на первое число каждого месяца.
    Ранее это делалось раз в год.
    Предприниматели не предоставившие сведения в ФНС РФ или переставшие соответствовать критериям малого бизнеса будут исключаться из реестра МСП, как и ранее, только раз в год - 10 июля.
  • Федеральным законом от 23.11.2020 №374-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты.
    Законом предусмотрены ряд мер, направленных на совершенствование налогового администрирования, уточняются некоторые положения об уплате налогов, акцизов и госпошлины.
    К основным изменениям, касающимся юридических лиц, можно отнести следующие:
    • с 1 января 2020 года не учитывается в доходах организаций не только имущество, но и имущественные права, полученные безвозмездно от дочерней компании или физического лица с долей не менее 50%;
    • с 23 ноября 2020 года установлено, что льгота по транспортному налогу предоставляется с того налогового периода, когда у плательщика возникло на нее право, а не с момента, когда об этом узнали налоговые органы;
    • с 23 ноября 2020 года начала действовать норма о доверенности на представление отчетности в налоговую инспекцию. ФНС РФ должна утвердить новую форму и электронный формат такой доверенности и правила ее направления в инспекцию.
Статья
Тенденции деятельности старейших компаний

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности старейших российских компаний реального сектора экономики.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2014 - 2019 годы) компании, основанные до 2000 года (ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшей из старейших компанией по размеру чистых активов является ПАО ГАЗПРОМ, ИНН 7736050003, г. Москва. В 2019 году чистые активы компании составляли более 11 335 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ПАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР, ИНН 7204002873, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Недостаточность имущества этой компании в 2019 году выражалась отрицательной величиной -29,9 млрд рублей.

За шестилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, со снижением темпов прироста (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние шесть лет имели позитивную тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2019 году составил 34% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне концентрации капитала среди старейших компаний.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2019 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2019 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к наращиванию объемов выручки, с увеличением темпов прироста (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшей из старейших компаний по размеру чистой прибыли является также ПАО ГАЗПРОМ, ИНН 7736050003, г. Москва. Прибыль 2019 году составила 651 млрд рублей.

За шестилетний период показатели средних размеров прибыли ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, со снижением темпов прироста (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

За шестилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом средний размер чистого убытка снижается. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2019 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2019 годах

Основные финансовые коэффициенты
За шестилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

В течение шести лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций имели тенденцию к снижению (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За шестилетний период показатели данного коэффициента деловой активности демонстрировали тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Малый бизнес
Только 0,3% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их суммарной выручки в общем объеме ТОП-1000 составляет 0,1%, что значительно ниже средних показателей по стране в 2018 - 2019 годах (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 зарегистрированы в 75 регионах и распределены по территории страны неравномерно. Более 47% от общего объема выручки компаний ТОП-1000 сосредоточены в г. Москве и Санкт-Петербурге (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что более половины из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их возможности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности старейших российских компаний учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций в их деятельности в период с 2014 г. по 2019 г. (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Динамика среднего размера чистых активов up10
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Уровень концентрации капитала down-10
Динамика среднего размера выручки up10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки up10
Динамика среднего размера прибыли (убытка) up10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка up10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up5
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 22% down-10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up10
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение удельного веса факторов up1,5

вверхположительная тенденция (фактор), внизотрицательная тенденция (фактор)