Росстат опубликовал сведения об обороте организаций России за январь-июль 2020 г. Становится очевидно, что кризис, вызванный пандемией COVID-19 и последовавшими ограничениями, по-разному отразился на компаниях в зависимости от их отраслевой принадлежности. Наибольший урон понесли транспортные предприятия, организации сервиса, а также добывающая промышленность.
Например, оборот компаний железнодорожных пассажирских перевозок снизился на 61,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.; авиакомпании уменьшили показатель на 43,6%, отельеры на 36,4%; оборот организаций по добыче сырой нефти и газа сократился на 29,3%.
С другой стороны, предприятия фармацевтики нарастили оборот в 1,5 раза! Компании сферы информационных технологий и производители табачной продукции показали прирост оборота более чем на 30%; организации почтовой и курьерской деятельности свыше 21%.
Данные цифры фактически подтверждают особенность текущей экономической ситуации как внутри страны, так и на внешних рынках (см. таблицу 1).
Деятельность | Код основного вида деятельности ОКВЭД2 | Оборот за январь-июль 2019 г., млрд руб. | Оборот за январь-июль 2020 г., млрд руб. | Прирост/снижение оборота, % |
Производство лекарственных средств и материалов | 21 | 324 | 483 | 49,1 |
Информационные технологии | 63 | 207 | 277 | 34,0 |
Производство табачных изделий | 12 | 122 | 158 | 30,2 |
Почтовая связь и курьерская деятельность | 53 | 126 | 153 | 21,6 |
Производство текстильных изделий | 13 | 133 | 153 | 14,7 |
Строительство | F | 3 452 | 3 933 | 13,9 |
Производство и распределение пара и горячей воды | 35.3 | 752 | 854 | 13,6 |
Деятельность водного транспорта | 50 | 133 | 149 | 12,4 |
Производство металлургическое | 24 | 3 733 | 4 143 | 11,0 |
Производство одежды | 14 | 136 | 150 | 10,3 |
Производство пищевых продуктов | 10 | 3 133 | 3 444 | 9,9 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий | 22 | 631 | 693 | 9,8 |
Рыболовство и рыбоводство | 03 | 190 | 207 | 9,1 |
Торговля оптовая | 46 | 28 646 | 31 147 | 8,7 |
Водоснабжение; водоотведение, сбор и утилизация отходов | E | 654 | 708 | 8,2 |
Растениеводство и животноводство | 01 | 1 458 | 1 571 | 7,8 |
Добыча металлических руд | 07 | 852 | 911 | 7,0 |
Лесоводство и лесозаготовки | 02 | 136 | 145 | 6,7 |
Деятельность в сфере телекоммуникаций | 61 | 1 142 | 1 207 | 5,7 |
Торговля розничная | 47 | 10 009 | 10 512 | 5,0 |
Операции с недвижимым имуществом | L | 1 587 | 1 664 | 4,9 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта | 49.4 | 670 | 695 | 3,7 |
Производство машин и оборудования | 28 | 739 | 764 | 3,4 |
Производство электрического оборудования | 27 | 570 | 589 | 3,2 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции | 23 | 925 | 945 | 2,2 |
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность | 52 | 2 190 | 2 233 | 2,0 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | Q | 1 625 | 1 657 | 1,9 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева | 16 | 370 | 377 | 1,9 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 25 | 1 265 | 1 285 | 1,6 |
Железнодорожный транспорт: грузовые перевозки | 49.2 | 1 245 | 1 258 | 1,1 |
Производство, передача и распределение электроэнергии | 35.1 | 4 128 | 4 146 | 0,4 |
Производство химических веществ и химических продуктов | 20 | 1 812 | 1 786 | -1,4 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования | 30 | 900 | 884 | -1,8 |
Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами | 45 | 3 779 | 3 709 | -1,9 |
Деятельность полиграфическая | 18 | 166 | 161 | -3,1 |
Деятельность трубопроводного транспорта | 49.5 | 1 672 | 1 618 | -3,3 |
Производство бумаги и бумажных изделий | 17 | 599 | 566 | -5,5 |
Производство прочих готовых изделий | 32 | 132 | 124 | -6,5 |
Производство напитков | 11 | 531 | 493 | -7,1 |
Производство мебели | 31 | 145 | 133 | -8,4 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | R | 156 | 142 | -8,6 |
Производство и распределение газообразного топлива | 35.2 | 881 | 804 | -8,7 |
Деятельность издательская | 58 | 68 | 62 | -9,1 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | N | 986 | 893 | -9,5 |
Разработка компьютерного программного обеспечения | 62 | 717 | 646 | -9,9 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | M | 2 750 | 2 446 | -11,0 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 26 | 643 | 565 | -12,2 |
Образование | P | 325 | 273 | -16,1 |
Производство кожи и изделий из кожи | 15 | 44 | 37 | -17,0 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 29 | 1 578 | 1 306 | -17,2 |
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков | 56 | 600 | 496 | -17,3 |
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта | 49.3 | 275 | 220 | -20,1 |
Добыча прочих полезных ископаемых | 08 | 330 | 258 | -21,6 |
Добыча угля | 05 | 872 | 682 | -21,8 |
Производство кокса и нефтепродуктов | 19 | 7 580 | 5 661 | -25,3 |
Добыча сырой нефти и природного газа | 06 | 7 327 | 5 178 | -29,3 |
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания | 55 | 156 | 99 | -36,4 |
Деятельность воздушного и космического транспорта | 51 | 855 | 482 | -43,6 |
Железнодорожный транспорт: междугородные и международные пассажирские перевозки | 49.1 | 196 | 75 | -61,7 |
Источник: Росстат, расчеты Credinform
В оборот организаций включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей).
Данные текущей статистики сформированы по полному кругу предприятий, на основании информации унифицированной формы федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».
Форму федерального статистического наблюдения № П-1 предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.
С 1 ноября 2020 г., вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Под обязательными требованиями понимаются требования установленные:
- федеральными законами,
- указами Президента РФ,
- правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами,
- Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и правовыми актами Евразийского экономического союза,
- международными договорами РФ,
- правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Закон определяет принципы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований:
- связанных с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности,
- соблюдение которых контролируется государственными и муниципальными надзорными органами,
- связанных с привлечением к административной ответственности, с предоставлением лицензий и других разрешений, аккредитаций и т.п.
Законом определено, что правовые акты, устанавливающие обязательные требования, могут вступать в силу только с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования.
Также законом определены принципы установления и оценки применения обязательных требований:
- целями установления обязательных требований могут быть только защита жизни и здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не нанесение вреда животным, растениям, окружающей среде, обороне и безопасности государства, объектам культурного наследия, охраняемым законом ценностям;
- применение обязательных требований по аналогии не допустимо;
- обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий, национальной экономики и материально-технической базы;
- оценка риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, должна быть результатом анализа объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиняемого вреда;
- установление обязательных требований должно сопровождаться оценкой наличия и эффективности альтернативных мер по недопущению причинения вреда;
- обязательные требования должны соответствовать принципу правовой определенности, т.е. быть ясными, логичными и понятными;
- обязательные требования не должны дублироваться и противоречить друг другу;
- обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов с соблюдением соответствующих процедур;
- обязательные требования должны быть исполнимыми, т.е. соразмерными с затратами на их исполнение и с рисками, предотвращаемыми этими требованиями;
- установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допустимо;
- риски избирательного применения обязательных требований должны быть минимизированы.
Оценка обязательных требований на соответствие законодательству РФ и указанным выше принципам проводится путем правовой экспертизы проектов нормативных актов, включая оценку регулирующего воздействия.
Независимо от признания утратившими силу, не действующими на территории РФ или отмененными нормативных правовых актов в рамках "регуляторной гильотины", с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля не допускается оценка соблюдения обязательных требований, если они вступили в силу до 1 января 2020 г. Также установлено, что с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в таких актах, не будет основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
С 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля, предоставлении лицензий и других разрешений, аккредитаций не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах (за исключением требований, составляющих государственную тайну, относимых к законодательно охраняемым или к информации ограниченного доступа).
Указанные положения не применяются в сфере электроэнергетики, а также при реализации проектов государственно-частного партнерства с участием Российской Федерации.