Рэнкинг
Топ отраслей по динамике оборота компаний России за январь-июль 2020г.

Росстат опубликовал сведения об обороте организаций России за январь-июль 2020 г. Становится очевидно, что кризис, вызванный пандемией COVID-19 и последовавшими ограничениями, по-разному отразился на компаниях в зависимости от их отраслевой принадлежности. Наибольший урон понесли транспортные предприятия, организации сервиса, а также добывающая промышленность.

Например, оборот компаний железнодорожных пассажирских перевозок снизился на 61,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.; авиакомпании уменьшили показатель на 43,6%, отельеры на 36,4%; оборот организаций по добыче сырой нефти и газа сократился на 29,3%.

С другой стороны, предприятия фармацевтики нарастили оборот в 1,5 раза! Компании сферы информационных технологий и производители табачной продукции показали прирост оборота более чем на 30%; организации почтовой и курьерской деятельности свыше 21%.

Данные цифры фактически подтверждают особенность текущей экономической ситуации как внутри страны, так и на внешних рынках (см. таблицу 1).

Таблица 1. Динамика оборота компаний России в отраслевом разрезе, январь-июль 2020 г., к январю-июлю 2019 г., млрд руб., %
Деятельность Код основного вида деятельности ОКВЭД2 Оборот за январь-июль 2019 г., млрд руб. Оборот за январь-июль 2020 г., млрд руб. Прирост/снижение оборота, %
Производство лекарственных средств и материалов 21 324 483 49,1
Информационные технологии 63 207 277 34,0
Производство табачных изделий 12 122 158 30,2
Почтовая связь и курьерская деятельность 53 126 153 21,6
Производство текстильных изделий 13 133 153 14,7
Строительство F 3 452 3 933 13,9
Производство и распределение пара и горячей воды 35.3 752 854 13,6
Деятельность водного транспорта 50 133 149 12,4
Производство металлургическое 24 3 733 4 143 11,0
Производство одежды 14 136 150 10,3
Производство пищевых продуктов 10 3 133 3 444 9,9
Производство резиновых и пластмассовых изделий 22 631 693 9,8
Рыболовство и рыбоводство 03 190 207 9,1
Торговля оптовая 46 28 646 31 147 8,7
Водоснабжение; водоотведение, сбор и утилизация отходов E 654 708 8,2
Растениеводство и животноводство 01 1 458 1 571 7,8
Добыча металлических руд 07 852 911 7,0
Лесоводство и лесозаготовки 02 136 145 6,7
Деятельность в сфере телекоммуникаций 61 1 142 1 207 5,7
Торговля розничная 47 10 009 10 512 5,0
Операции с недвижимым имуществом L 1 587 1 664 4,9
Деятельность автомобильного грузового транспорта 49.4 670 695 3,7
Производство машин и оборудования 28 739 764 3,4
Производство электрического оборудования 27 570 589 3,2
Производство прочей неметаллической минеральной продукции 23 925 945 2,2
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность 52 2 190 2 233 2,0
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг Q 1 625 1 657 1,9
Обработка древесины и производство изделий из дерева 16 370 377 1,9
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 25 1 265 1 285 1,6
Железнодорожный транспорт: грузовые перевозки 49.2 1 245 1 258 1,1
Производство, передача и распределение электроэнергии 35.1 4 128 4 146 0,4
Производство химических веществ и химических продуктов 20 1 812 1 786 -1,4
Производство прочих транспортных средств и оборудования 30 900 884 -1,8
Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами 45 3 779 3 709 -1,9
Деятельность полиграфическая 18 166 161 -3,1
Деятельность трубопроводного транспорта 49.5 1 672 1 618 -3,3
Производство бумаги и бумажных изделий 17 599 566 -5,5
Производство прочих готовых изделий 32 132 124 -6,5
Производство напитков 11 531 493 -7,1
Производство мебели 31 145 133 -8,4
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений R 156 142 -8,6
Производство и распределение газообразного топлива 35.2 881 804 -8,7
Деятельность издательская 58 68 62 -9,1
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги N 986 893 -9,5
Разработка компьютерного программного обеспечения 62 717 646 -9,9
Деятельность профессиональная, научная и техническая M 2 750 2 446 -11,0
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий 26 643 565 -12,2
Образование P 325 273 -16,1
Производство кожи и изделий из кожи 15 44 37 -17,0
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 29 1 578 1 306 -17,2
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56 600 496 -17,3
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 49.3 275 220 -20,1
Добыча прочих полезных ископаемых 08 330 258 -21,6
Добыча угля 05 872 682 -21,8
Производство кокса и нефтепродуктов 19 7 580 5 661 -25,3
Добыча сырой нефти и природного газа 06 7 327 5 178 -29,3
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания 55 156 99 -36,4
Деятельность воздушного и космического транспорта 51 855 482 -43,6
Железнодорожный транспорт: междугородные и международные пассажирские перевозки 49.1 196 75 -61,7

Источник: Росстат, расчеты Credinform

В оборот организаций включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей).

Данные текущей статистики сформированы по полному кругу предприятий, на основании информации унифицированной формы федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».

Форму федерального статистического наблюдения № П-1 предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

Статья
Изменения в законодательстве

С 1 ноября 2020 г., вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Под обязательными требованиями понимаются требования установленные:

  • федеральными законами,
  • указами Президента РФ,
  • правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами,
  • Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и правовыми актами Евразийского экономического союза,
  • международными договорами РФ,
  • правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Закон определяет принципы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований:

  • связанных с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности,
  • соблюдение которых контролируется государственными и муниципальными надзорными органами,
  • связанных с привлечением к административной ответственности, с предоставлением лицензий и других разрешений, аккредитаций и т.п.

Законом определено, что правовые акты, устанавливающие обязательные требования, могут вступать в силу только с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования.

Также законом определены принципы установления и оценки применения обязательных требований:

  • целями установления обязательных требований могут быть только защита жизни и здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не нанесение вреда животным, растениям, окружающей среде, обороне и безопасности государства, объектам культурного наследия, охраняемым законом ценностям;
  • применение обязательных требований по аналогии не допустимо;
  • обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий, национальной экономики и материально-технической базы;
  • оценка риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, должна быть результатом анализа объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиняемого вреда;
  • установление обязательных требований должно сопровождаться оценкой наличия и эффективности альтернативных мер по недопущению причинения вреда;
  • обязательные требования должны соответствовать принципу правовой определенности, т.е. быть ясными, логичными и понятными;
  • обязательные требования не должны дублироваться и противоречить друг другу;
  • обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов с соблюдением соответствующих процедур;
  • обязательные требования должны быть исполнимыми, т.е. соразмерными с затратами на их исполнение и с рисками, предотвращаемыми этими требованиями;
  • установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допустимо;
  • риски избирательного применения обязательных требований должны быть минимизированы.

Оценка обязательных требований на соответствие законодательству РФ и указанным выше принципам проводится путем правовой экспертизы проектов нормативных актов, включая оценку регулирующего воздействия.

Независимо от признания утратившими силу, не действующими на территории РФ или отмененными нормативных правовых актов в рамках "регуляторной гильотины", с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля не допускается оценка соблюдения обязательных требований, если они вступили в силу до 1 января 2020 г. Также установлено, что с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в таких актах, не будет основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

С 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля, предоставлении лицензий и других разрешений, аккредитаций не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах (за исключением требований, составляющих государственную тайну, относимых к законодательно охраняемым или к информации ограниченного доступа).

Указанные положения не применяются в сфере электроэнергетики, а также при реализации проектов государственно-частного партнерства с участием Российской Федерации.