Статья
Контрольно-надзорная реформа: что ждать предпринимателям?

Как «Открытое правительство» стремится снизить административное давление на бизнес, не забывая при этом о безопасности.

Почему реформа контрольно-надзорной деятельности, необходимость которой впервые была обозначена еще в 2009 г., до сих пор не завершена, и что получит государство и бизнес–сообщество от ее реализации?

«Хватит кошмарить бизнес». Впервые вопрос о необходимости реформирования контрольно-надзорной деятельности (КНД) встал в 2009 г. Именно в тот период появился знаменитый афоризм про чрезмерное количество проверок, которыми власть «кошмарит» предпринимателей. Однако критика бизнес-сообщества, ведомственные разногласия и ряд других причин привели к тому, что решение проблемы на законодательном уровне было отложено. После возобновления обсуждений два года назад Президент Владимир Путин поручил Правительству Дмитрия Медведева разработать «дорожную карту», которая позволит преодолеть разногласия различных ведомств, участвующих в реформе, максимально учесть интересы бизнеса и подготовить законопроект о госконтроле. В рамках исполнения поручения Президента 1 апреля 2016 г. Правительство утвердило «дорожную карту» по совершенствованию КНД в РФ, ставшую первым комплексным документом, который систематизировал важнейшие направления реформы. Основная нагрузка при формировании новых законодательных инициатив легла на «Открытое правительство» во главе с Михаилом Абызовым, являющимся также главой правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций. Подготовкой рамочного закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», являющегося основой контрольно-надзорной реформы, занимается Министерство экономического развития.

Приоритетный проект. Последние на сегодняшний день результаты работы «Открытого правительства» в направлении реформирования КНД были представлены 30 сентября в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016». Проект, разрабатываемый под руководством Михаила Абызова, был включен Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым в число приоритетных, его реализация разделена на три этапа вплоть до 2024 г. В проекте сформулированы 3 основные цели реформы:

  • обеспечение безопасности жизни и здоровья человека посредством сокращения количества смертельных случаев, а также заболеваний, отравлений, пострадавших и травмированных на 10% в 2018 г., на 30% в 2021 г. и на 50% в 2024 г.;
  • снижение уровня угроз и материального ущерба на 10% в 2018 г., на 20% в 2021 г. и на 30% в 2024 г.;
  • повышение уровня зрелости и эффективности КНД в целом на 10% в 2018 г., на 30% в 2021 г. и на 50% в 2024 г.

Отдельным пунктом обозначено снижение административной нагрузки на бизнес на 20% в 2018 г., на 30% в 2021 г. и 50% в 2024 г.

Достижение сформулированных целей планируется посредством реализации 8 проектов, главными из которых являются переход на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре, внедрение новой системы оценки работы контрольных органов, профилактика нарушений на предприятиях, снижение уровня коррупции и развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов. Также в рамках реализации указанных проектов планируется устранение устаревших, избыточных, противоречивых и дублирующих требований при проведении проверок, с которыми связано 90% неэффективных издержек бизнеса от исполнения государственных требований.

Риск-ориентированный подход. Отдельного внимания заслуживает внедрение риск-ориентированного подхода, предусматривающего зависимость частоты проверок от степени потенциальных рисков (например, причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу или безопасности) на объекте. Сплошные проверки, согласно такой модели, будут проводиться только на объектах повышенной опасности, а объекты, не представляющие потенциальной существенной угрозы, могут быть и вовсе освобождены от них. Как показывает мировой опыт, применение данного подхода значительно уменьшает общее число проверок. По планам «Открытого правительства», уже в 2018 г. риск-ориентированный подход должен быть внедрен на 90%.

Между свободой бизнеса и благополучием граждан. Ежегодно в России 44 ведомства осуществляют 130 видов госконтроля, результатом чего становиться более 2 млн проверок. По данным Михаила Абызова, издержки от избыточных контрольно-надзорных мероприятий составляют от 1,5% до 7,5% ВВП, при этом в ходе проверок лишь в 60% случаев выявляются реальные нарушения. Одна из стратегических целей реформы КНД – ежегодное сокращение количества проверок на 15%, что позволит вдвое снизить издержки бизнеса при их проведении к 2024 г. Кроме количественных показателей, большое внимание уделяется и качественному совершенствованию реформируемой системы. Значительные усилия направляются на повышение эффективности проверок и их результатов с одновременным снижением административного давления на бизнес. Важно выстроить новую систему, которая, с одной стороны, была бы экономически менее обременительной для предпринимателей, а с другой, обеспечивала реальную защиту жизни и здоровья граждан, равно как и безопасность государства.

Статья
Поправки в законодательстве о защите конкуренции

В июле 2016 года вступили в силу поправки в законодательство, касающиеся защиты конкуренции. Соответствующие коррективы внесены в Федеральный закон от 03.07.2016 №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.07.2016 №316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Одной из наиболее значимых новаций, снижающей административную нагрузку на предпринимательскую деятельность, в соответствии с Законом №264-ФЗ, представляется внедрение в практику иммунитетов в отношении хозяйствующих субъектов в части возможного злоупотребления ими своим доминирующим положением, а также в части заключения отдельных антиконкурентных соглашений.

В частности, доминирующим не может признаваться положение юридического лица, участником или учредителем которого являются одно или несколько физических лиц (в т. ч. индивидуальные предприниматели) при условии, если его выручка от реализации товаров за последний календарный год составляет не более 400 миллионов рублей.

Однако в этом правиле установлены исключения, согласно которым иммунитеты не предоставляются:

  • хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, признаки которой установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • финансовым организациям;
  • естественным монополиям на товарном рынке;
  • хозяйствующим субъектам, в числе учредителей или участников которых имеются юридические лица;
  • хозяйственным обществам, в уставном капитале которых имеется доля участия государства федерального, регионального или муниципального уровня.

Кроме этого, повышен до 400 млн рублей порог, необходимый для согласования с Федеральной антимонопольной службой РФ сделок по покупке акций, прав и имущества.

Внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого предпринимательства теперь могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности согласно порядку, установленному соответствующим приказом Генеральной прокуратуры РФ. Исключениями являются внеплановые выездные проверки естественных монополий и такие же проверки соблюдения требований при картельных соглашениях.

Справочно
По данным Федеральной антимонопольной службы в Реестр субъектов естественных монополий по состоянию на 02.10.2015 внесено более 6 600 субъектов, а в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, на ту же дату внесено более 15 300 субъектов. Ознакомиться со списком этих компаний можно в разделе Списки – Рекомендуемые списки Информационно-аналитической системы Глобас-i.