Вестник
Регионы России. Проблемы экономического развития и точки роста

Экономику страны создают регионы. От благополучия регионов зависят безопасность государства, инвестиционный климат, перспективы внедрения инновационных технологий. Определить вклад субъекта РФ в создание национального благосостояния, выявить потенциал и проблемы регионального развития возможно с помощью двух индикаторов: объема собираемых налогов и поступивших инвестиций.

Москва и Ханты-Мансийский АО-Югра – лидеры по сумме налоговых платежей в бюджет

В 2018 г. в государственный бюджет поступила рекордная для России сумма налоговых сборов: 21,3 трлн руб.

Регионы-лидеры перечислили в бюджет почти одинаковую сумму налогов: Москва – 3 488 млрд руб., Ханты-Мансийский АО-Югра – 3 421 млрд руб. В Москве большая часть поступлений генерируется налогом с прибыли и НДФЛ, в Ханты-Мансийском АО-Югре – за счет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Два региона обеспечивают треть всех поступлений в бюджет страны (см. таблицу 1). Объем собранных налогов является показателем предпринимательской активности в регионе, свидетельствует о развитой промышленности, высокой оплате труда, наличии природных ресурсов.

Меньше всего налогов заплатили субъекты Северного Кавказа и Дальнего Востока. Самый низкий результат у Ингушетии – 4 млрд руб., а также Еврейской автономной области – 6 млрд руб.

Самый большой прирост собираемости налогов из Топ-10 регионов демонстрирует Ханты-Мансийский АО-Югра: восстановление цен на нефть позволило увеличить показатель на 54,5%.

Таблица 1. Топ-10 субъектов РФ по объему перечисленных налогов в бюджет за 2018 г.
Ранг Субъект Поступления, млрд руб. Доля субъекта, % Изменение по отношению
к 2017 г., %
1 Москва 3 488 16,4 13,7
2 Ханты-Мансийский АО-Югра 3 421 16,0 54,5
3 Ямало-Ненецкий АО 1 462 6,9 28,2
4 Санкт-Петербург 1 217 5,7 11,0
5 Московская область 920 4,3 10,5
6 Республика Татарстан 773 3,6 32,3
7 Красноярский край 622 2,9 31,7
8 Самарская область 514 2,4 23,7
9 Иркутская область 434 2,0 35,3
10 Республика Башкортостан 423 2,0 25,7
Топ-10 субъектов 13 274 62,2 26,6
Прочие 75 субъектов 8 054 37,8 14,2
Всего 21 328 100 23,0

Столица и сырьевые регионы Западной Сибири наиболее привлекательны для инвесторов

Экономический кризис отразился на инвестиционной активности. На протяжении трех лет подряд с 2014-го по 2016 г. инвестиции снижались. В 2017 г. наметился рост, а в 2018 г. объем инвестиций вырос за год в целом по стране на 4,3%, достигнув 17,3 трлн руб.

В 2018 г. на долю Москвы пришлось 14,1% финансовых поступлений, Ямало-Ненецкий АО получил 5,9%, а Ханты-Мансийский АО-Югра – 5,3%. (см. таблицу 2). Первая тройка привлекла 25,3% всех инвестиций.

В десятку лидеров также входят Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ленинградская область, Красноярский край и Республика Саха (Якутия). На эти регионы в совокупности пришлось еще 23,3% инвестиций.

В числе отстающих регионов – малонаселенные области Сибири, Дальнего Востока, средней полосы. В качестве примера можно привести Республику Тыва: при населении, сопоставимом с Ямало-Ненецким АО, объем привлеченных средств составил лишь 10 млрд руб.

Таблица 2. Топ-10 субъектов РФ по объему поступивших инвестиций за 2018 г.
Ранг Субъект Инвестиции, млрд руб. Доля субъекта, % Изменение по отношению
к 2017 г., %
1 Москва 2 429 14,1 4,3
2 Ямало-Ненецкий АО 1 024 5,9 5,5
3 Ханты-Мансийский АО-Югра 922 5,3 1,9
4 Московская область 898 5,2 22,7
5 Санкт-Петербург 747 4,3 4,3
6 Республика Татарстан 630 3,6 -3,5
7 Краснодарский край 481 2,8 -8,4
8 Ленинградская область 467 2,7 26,8
9 Красноярский край 421 2,4 -2,2
10 Республика Саха (Якутия) 403 2,3 1,9
Топ-10 субъектов 8 422 48,6 -
Прочие 75 субъектов 8 864 51,4 -
Всего 17 286 100 4,3

Диспропорции регионального развития

62% совокупного объема налоговых поступлений и 49% инвестиций в инфраструктурные объекты обеспечивают почти одни и те же регионы (см. рисунок 1). На территории входящих в Топ-10 субъектов проживает 29% населения страны, при этом они привлекают около половины всех инвестиционных средств.

Федеральная политика по сглаживанию диспропорций путем перераспределения бюджетных средств от «богатых» к «бедным» не приносит ожидаемого результата. Примером неэффективности такого перераспределения является введение в 2018 г. впервые в современной истории России внешнего финансового управления в Республике Хакасия и Костромской области по причине их неспособности погасить долги.

Рисунок 1. Регионы РФ по объему перечисленных налогов и поступивших инвестиций, % Рисунок 1. Регионы РФ по объему перечисленных налогов и поступивших инвестиций, %

Правительство, понимая сложившуюся ситуацию, 1 февраля 2019 г. утвердило Стратегию пространственного развития РФ до 2025 г. Цель – сокращение межрегиональных различий, ускорение темпов экономического роста в депрессивных регионах, ликвидация транспортных ограничений. За невыполнение Стратегии регионы могут лишиться федеральной помощи на поддержку неэффективных отраслей.

Итоги

Стратегия пространственного развития РФ не принесет желаемого результата без пересмотра существующих межбюджетных отношений федерального центра и субъектов. Сегодня доходы доноров уходят к реципиентам - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Необходимо повышать самостоятельность регионов, предоставлять им налоговые, таможенные и другие льготы.

Требуется анализировать опыт создания особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). При наличии положительного эффекта распространить программу на большее число депрессивных регионов, создавать новые точки роста экономики.

Вопросы развития субъектов РФ, состояния инвестиционного климата, возможности «умной специализации» регионов включены в программу Санкт-Петербургского международного экономического форума, который начнется через месяц, 6 июня 2019 г.

Статья
Вывод прибыли при двойном налогообложении

Совет Федерации одобрил законопроект о ратификации международной Конвенции по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

Данная Конвенция нацелена на противодействие злоупотреблениям межгосударственными соглашениями об избежании двойного налогообложения, в результате которых прибыль переводится в государства с пониженной налоговой ставкой. Это приводит к существенным потерям бюджетов по налогам на прибыль. Так, по данным ОЭСР, в год бюджеты стран теряют $100–240 млрд из-за перемещения прибыли корпораций в низконалоговые юрисдикции, что составляет от 4 до 10 процентов мировых поступлений налога на прибыль.

Законопроектом предусматривается возможность применения положений Конвенции без проведения двусторонних переговоров по каждому из 71 действующему межгосударственному соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному Россией.

При этом, Российская Федерация оставляет за собой право не применять отдельные положения конвенции в отношении всех или части из этих соглашений.

Внести отдельные изменения в соглашения с Россией готовы такие популярные у российских предпринимателей юрисдикции, как Великобритания, Кипр, Люксембург и Нидерланды.