Статья
Обеспечение прозрачности информации и новые реестры

Среди рисков предпринимательской деятельности эксперты Информационного агентства Крединформ выделяют так называемый информационный риск. Он проявляется в результате законодательных ограничений на доступ к сведениям о субъектах предпринимательства, что усложняет полноценную проверку контрагентов на предмет благонадежности и добросовестности.

Такое ограничение вводят федеральные законы «О коммерческой тайне» (№93-ФЗ от 2004г.) и «О персональных данных» (№152 от 2006г.). Первый из них регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации. При этом статья 5 определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Второй закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных с использованием средств автоматизации.

Вместе с тем существует группа федеральных законов, определяющая общедоступность информации, к которой относятся, например, содержащиеся в государственных реестрах сведения, а также иные общеизвестные сведения и информация, доступ к которой не ограничен. Кроме того в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. В эту группу условно включены следующие федеральные законы: «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (№129-ФЗ от 2001г.), «О бухгалтерском учете» (№402-ФЗ от 2011г.), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№149-ФЗ от 2006г.).

В рамках поддержания политики открытых данных и в интересах бизнеса государство стремится достигнуть определенной степени прозрачности информации. В 2016 году это проявилось в следующих фактах:

  • с 1 января 2016 года начала функционировать обновленная версия Единого информационного реестра в сфере закупок, который во взаимодействии с другими информационными системами обеспечивает полной информацией, включая планы-графики закупок, условия проектов контрактов, участников конкурсов, а также обмен электронными документами между ними;
  • в мае 2016 года Россия подписала соглашение по автоматическому обмену информацией, согласно которому налоговики могут получать информацию, связанную с инвестиционными доходами, продажей акций, балансом банковского счета, процентах по вкладам и облигациям российских граждан за рубежом;
  • вступил в силу приказ ФНС России, регламентирующий порядок проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и дающий право вносить в реестр запись о недостоверности информации;
  • режим налоговой тайны снят с части сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа, в частности: со среднесписочной численности работников, с уплаченных сумм налогов и сборов, с сумм доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, с сумм недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
  • с начала 2017 года вступит в силу федеральный закон, согласно которому юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и предоставлять ее уполномоченным органам.

К этому можно добавить, что приняты решения о порядке ведения Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов, Единого реестра СРО в сфере финансового рынка, Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, Реестра уведомлений о залогах движимого имущества, Единого государственного реестра недвижимости; о создании Реестра глав местных администраций, Реестра турагентств.

Ожидается, что будет открыт доступ к сведениям о нотариально заверенных доверенностях в реестре нотариальных действий Единой информационной системе нотариата; компании будут раскрывать промежуточную консолидированную отчетность в системах общего доступа; банки будут получать новые чёрные списки клиентов, с которыми были расторгнуты действующие договоры на обслуживание; ФНС РФ приступит к созданию Реестра источников доходов и такого же Реестра долгов по обязательным платежам, Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

Следует отметить, что большую долю сведений, содержащихся в перечисленных источниках и реестрах, возможно найти в централизованном источнике – Информационно-аналитической системе Глобас-i®.

Статья
Повышены штрафы для работодателей за невыплату и задержку заработной платы

С 1 октября 2016 г. вступит в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. №272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда».

Принятым законом внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс и Гражданский процессуальный кодекс.

Административными правонарушениями теперь являются полная или частичная невыплата в установленный срок заработной платы при отсутствии уголовно наказуемых действий. За эти нарушения штрафные санкции для должностных лиц увеличены с 1 – 5 тыс. рублей до 10 - 20 тыс. рублей. При повторных нарушениях административный штраф составит уже от 20 до 30 тыс. рублей – для должностных лиц; от 10 до 30 тыс. рублей – для индивидуальных предпринимателей; от 50 до 100 тыс. рублей - для юридических лиц.

Трудовой кодекс теперь обязывает работодателя выплачивать зарплату не позднее 15 календарных дней, начиная со дня окончания периода, за который она начислена. Установлена прогрессивная шкала для исчисления размера денежной компенсации работникам за задержку зарплаты и других обязательных выплат. В случае задержки зарплаты свыше 15 дней работодатель теперь обязан выплатить ее с начислением процентов в размере не менее 1/150 ключевой ставки Центрального банка РФ. Ранее этот размер составлял 1/300 ключевой ставки вне зависимости от сроков задержания.

Актуальность принятого закона подтверждают сведения Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о просроченной задолженности по заработной плате (Рисунок 1).

Рисунок 1. Просроченная задолженность по заработной плате работникам на 1 января, тыс. рублей (*)

Просроченная задолженность по заработной плате работникам на 1 января, тыс. рублей (*)

(*) Данные без учета инфляции.

По итогам 2012 г. задолженность по заработной плате снизилась до минимальных значений за наблюдаемый период и увеличилась к концу 2014 г. более чем в 2 раза.

По данным Росстата, увеличилась сумма задолженности по заработной плате одному работнику (Рисунок 2.).

Рисунок 2. Просроченная задолженность по заработной плате на 1-го работника на 1 января, тыс. рублей(*)

Просроченная задолженность по заработной плате на 1-го работника на 1 января, тыс. рублей(*)

(*) Данные без учета инфляции.

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ на июль 2016 года, долги по зарплате перед 77 тыс. работников составляют около 4 млрд рублей.

Административное давление на руководителей предприятий, безусловно, окажет определенное влияние на снижение уровня задолженностей по заработной плате. Однако, существенно более значимую роль здесь может сыграть общее улучшение дел в экономике страны. Опыт преодоления предыдущего экономического кризиса 2008-2009 годов может служить тому подтверждением, что можно наблюдать на графике (Рисунок 1.). С 2005 г. по 2008 г. наблюдалось 6-кратное снижение задолженности, затем, в 2009 г. – почти 2-х кратное увеличение и дальнейшее плавное снижение вплоть до 2013 года.