Статья
Требования к контролирующим органам становятся более жесткими

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 03.07.2016 №277-ФЗ с 1 июля 2017 г. введены ограничения при проведении муниципального контроля.

Законом предусмотрено, что должностные лица, осуществляющие муниципальный контроль, не имеют права:

  • - запрашивать у хозяйствующих субъектов документы или информацию (в там числе разрешительную документацию), уже имеющуюся в других государственных органах или в органах местного самоуправления, а также в подведомственных им организациях. Перечень этих организаций определен Правительством РФ;
  • - запрашивать у хозяйствующих субъектов документы или информацию до начала проверки.

Получение такой документации до начала проверки возможно только в процессе информационного взаимодействия между ведомствами.

Должностные лица контролирующего органа не имеют права проверки исполнения предписаний нормативных документов, не предусмотренных к обязательному применению согласно российском законодательству.

Кроме этого, законом предусмотрена возможность использования при плановых проверках проверочных листов, которые должны быть разработаны каждым государственным надзорным органом или органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями Правительства РФ. Ответы на вопросы проверочных листов должны позволять сделать однозначный вывод о соблюдении проверяемой организацией или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, являющихся предметом проверки.

В случаях плановых проверок сразу несколькими контролирующими органами, могут использоваться сводные проверочные листы.

Заполненные проверочные листы в обязательном порядке прикладываются к актам проверок.

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас могут узнать о плановых проверках в отношении себя или своих контрагентов обратившись к разделу справки на компанию «Планы проверок надзорных органов».

Статья
Изменения в законодательстве о развитии малого и среднего предпринимательства

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» акционерные общества, как и другие субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) могут самостоятельно вносить в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр МСП) добавочные сведения о себе. Это в значительной степени облегчает задачу по поиску контрагентов для заказчиков. В Реестр МСП можно добавлять информацию о производимой продукции и предоставляемых услугах, об опыте выполнения работ по контрактам, об участии в партнерских программах, а также контактные данные (адреса электронной почты и сайта, телефон).

Федеральной налоговой службой России (ФНС РФ), уполномоченной вести Реестр МСП, внесены в него сведения об акционерных обществах, отвечающих требованиям по доле в капитале, по среднесписочному числу работников и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Напомним основные критерии отнесения к субъектам МСП, установленные Правительством РФ и действующие в 2017 году:

Категория субъекта МСП Объем выручки за год без НДС, млн руб. Объем выручки за год без НДС, млн руб.
Микропредприятие 120 до 15
Малое предприятие 800 до 100
Среднее предприятие 2000 до 250

Реестр МСП сформирован на данный момент из сведений, имеющихся в ФНС России по состоянию на 1 июля 2017 года. Информация в реестр поступает также из Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, от уполномоченных организаций, таких как, фонд Сколково, Московская биржа и 35 держателей реестров акционеров акционерных обществ.

По состоянию на 10.09.2017 всего в Реестр МСП зарегистрировано 5 695 609 субъектов, в числе которых микро, малые и средние предприятия (Рисунок 1)

Рисунок 1. Соотношение микро, малых и средних предприятий в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по сведениям ФНС РФ Рисунок 1. Соотношение микро, малых и средних предприятий в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по сведениям ФНС РФ

Наибольшее количество субъектов МСП находится в г. Москве и Санкт-Петербурге (Рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по 10 регионам России по сведениям ФНС РФ (количество, %) Рисунок 2. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по 10 регионам России по сведениям ФНС РФ (количество, %)

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность проверить своих контрагентов на предмет их принадлежности к субъектам МСП.