Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 03.07.2016 №277-ФЗ с 1 июля 2017 г. введены ограничения при проведении муниципального контроля.
Законом предусмотрено, что должностные лица, осуществляющие муниципальный контроль, не имеют права:
- - запрашивать у хозяйствующих субъектов документы или информацию (в там числе разрешительную документацию), уже имеющуюся в других государственных органах или в органах местного самоуправления, а также в подведомственных им организациях. Перечень этих организаций определен Правительством РФ;
- - запрашивать у хозяйствующих субъектов документы или информацию до начала проверки.
Получение такой документации до начала проверки возможно только в процессе информационного взаимодействия между ведомствами.
Должностные лица контролирующего органа не имеют права проверки исполнения предписаний нормативных документов, не предусмотренных к обязательному применению согласно российском законодательству.
Кроме этого, законом предусмотрена возможность использования при плановых проверках проверочных листов, которые должны быть разработаны каждым государственным надзорным органом или органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями Правительства РФ. Ответы на вопросы проверочных листов должны позволять сделать однозначный вывод о соблюдении проверяемой организацией или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, являющихся предметом проверки.
В случаях плановых проверок сразу несколькими контролирующими органами, могут использоваться сводные проверочные листы.
Заполненные проверочные листы в обязательном порядке прикладываются к актам проверок.
Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас могут узнать о плановых проверках в отношении себя или своих контрагентов обратившись к разделу справки на компанию «Планы проверок надзорных органов».
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» акционерные общества, как и другие субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) могут самостоятельно вносить в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр МСП) добавочные сведения о себе. Это в значительной степени облегчает задачу по поиску контрагентов для заказчиков. В Реестр МСП можно добавлять информацию о производимой продукции и предоставляемых услугах, об опыте выполнения работ по контрактам, об участии в партнерских программах, а также контактные данные (адреса электронной почты и сайта, телефон).
Федеральной налоговой службой России (ФНС РФ), уполномоченной вести Реестр МСП, внесены в него сведения об акционерных обществах, отвечающих требованиям по доле в капитале, по среднесписочному числу работников и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Напомним основные критерии отнесения к субъектам МСП, установленные Правительством РФ и действующие в 2017 году:
Категория субъекта МСП | Объем выручки за год без НДС, млн руб. | Объем выручки за год без НДС, млн руб. |
Микропредприятие | 120 | до 15 |
Малое предприятие | 800 | до 100 |
Среднее предприятие | 2000 | до 250 |
Реестр МСП сформирован на данный момент из сведений, имеющихся в ФНС России по состоянию на 1 июля 2017 года. Информация в реестр поступает также из Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, от уполномоченных организаций, таких как, фонд Сколково, Московская биржа и 35 держателей реестров акционеров акционерных обществ.
По состоянию на 10.09.2017 всего в Реестр МСП зарегистрировано 5 695 609 субъектов, в числе которых микро, малые и средние предприятия (Рисунок 1)
Наибольшее количество субъектов МСП находится в г. Москве и Санкт-Петербурге (Рисунок 2).
Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность проверить своих контрагентов на предмет их принадлежности к субъектам МСП.