Разговор о необходимости реформы налоговой системы РФ ведётся уже не первый год. Одной из самых обсуждаемых тем в этой сфере является введение налога на роскошь. Стоит отметить, что при сложившемся в обществе социальном неравенстве, подобный налог призван носить не фискальный характер, а, скорее, решать вопрос некой социальной справедливости. Ведь на сегодняшний день в России плоская шкала налогообложения в отношении физических лиц приводит к тому, что и человек, зарабатывающий 15 тыс. руб./мес. и человек, зарабатывающий 15 тыс. долл./мес. платят по одинаковой ставке.
Во многих странах вопрос социального неравенства решает прогрессивная шкала налогообложения. Но, опасаясь ещё большего ухода бизнеса в теневую экономику, а также того, что основное налоговое бремя ударит, большей частью, по среднему классу, власти так и не решаются ввести подобные изменения в законодательство. Таким образом, налог на роскошь в России должен послужить некой альтернативой прогрессивному налогообложению. Именно акцент на социальную сторону – основной аргумент в пользу введения данного налога. Не случайно в ходе президентской предвыборной кампании 2012 года многие кандидаты активно использовали тему социального неравенства в своих программах. В частности, В.В. Путин тогда обещал ввести дополнительные налоги на огромные дома, дорогие автомобили, личные самолеты, яхты и вертолеты. Однако, на сегодняшний день, удалось решить вопрос только с дорогими авто.
Госдумой 3 июля в третьем чтении был принят закон о налоге на роскошь, который вводит повышенную ставку транспортного налога для владельцев дорогих автомобилей. Согласно документу, коэффициент транспортного налога на новые автомобили стоимостью от 3 до 5 млн. рублей составит 1,5. Для автомобилей, которым 1-2 года – 1,3. Для машин, которым больше 3 лет – 1,1. Таким образом, авторы законопроекта пошли по пути взимания ренты за потребление товаров класса люкс, т.е. говорить о налоге на роскошь в чистом виде не приходится.
При этом, существенного пополнения бюджета страны ожидать не стоит. Теоритически, дополнительные поступления могут пойти, в основном, в бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и их окрестностей, которые и без того трудно назвать проблемными.
Что касается вопроса повышения налоговых ставок на дорогую жилую недвижимость и большие земельные участки, то он сможет быть решен только после проведения переоценки кадастровой стоимости и приведения нормативной базы к должному уровню. При этом предполагается интервал для минимальной ставки – от 0,05% до 0,3% кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица. Максимальной ставкой налога на недвижимость, как раз, и будет та самая составляющая налога на роскошь (без возможности ее снижения на местном уровне) в отношении объектов, кадастровая стоимость которых свыше 300 млн. руб.
Следует отметить, что рыночная стоимость элитного жилья существенно выше кадастровой. Так что, скорее всего, даже владельцы особняков в престижных районах, будут платить этот налог по минимальной ставке. Для людей, имеющих имущество такой стоимости, повышение налоговых платежей вряд ли станет обременительным. Но, как в итоге будет выглядеть новый налог на недвижимость до конца не ясно. Так, на пути в Госдуму условия транспортного налога сильно изменились в сравнении с первоначальными.
Кто же будет платить налог на роскошь? Многие эксперты сходятся во мнении, что по-настоящему богатых людей введение подобного налога не особенно беспокоит, ведь в их распоряжении лучшие адвокаты, которые, наверняка, найдут лазейку в законе. Кроме того, до сих пор непонятно, что делать с имуществом, приобретённым и зарегистрированным за границей. Кроме того, многие эксперты прогнозируют рост числа мошеннических сделок купли-продажи, когда в договоре будет прописываться цена ниже реальной, а также рост числа фирм, основным видом деятельности которых будет являться осуществление пассажирских и/или грузовых перевозок, ведь это имущество не облагается налогом.
В заключение можно отметить, что налог на роскошь является скорее мерой, призванной не только пополнить бюджет, но и смягчить проблему социального неравенства, во многом рассчитанный на общественную мораль. Готово ли общество к таким изменениям, покажет время.
А мы будем надеяться, что итоговая версия законопроекта будет более объективной и жизненной.
В условиях конкурентного рынка, когда товарно-денежные отношения играют ключевую роль, информация о стороне сделки становится определяющей для всех её участников. Невыполнение своих правоотношений сегодня встречается довольно часто. В целях снижения финансового, кредитного и инвестиционного риска покупатель и продавец стремятся получить как можно больше сведений о состоятельности контрагента, в роли которого выступают обе стороны договора по отношению друг к другу. Ключевой источник таких данных – Федеральная налоговая служба, в инспекциях которой, до недавнего времени, получить запрашиваемую аналитику о выполнении потенциальным контрагентом своих налоговых обязательств было затруднительно.
В ответ на неоднократные обращения по этому вопросу Высший Арбитражный суд в своем Определении от 1 декабря 2010 г. № ВАС-16124/10, руководствуясь положениями статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", установил признавать незаконным отказ инспекций в предоставлении информации по запросу одной из сторон о том, выполняет ли другая сторона свои налоговые обязательства. Отсюда следует, что факт исполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем, у инспекций отсутствуют правовые основания для отказа в выдаче подобных сведений. Эта правоприменительная практика была подтверждена в недавнем письме Министерства Финансов РФ от 16 мая 2013 г. № 03-02-07/1/17050.
Для проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе бизнес партнёров необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения контрагента с просьбой предоставить информацию о добросовестности исполнения им обязательств по уплате налогов и получить их в установленном порядке.