Статья
Плюсы и минусы франшизы. Перспективы в России

Далеко не все бизнесмены ответят на вопрос, что же такое франшиза или франчайзинг. Хотя во всем мире франчайзинг отлично зарекомендовал себя как способ быстрого продвижения в коммерции. Если верить статистике, то в 80% случаев использование данной системы ведения бизнеса позволяет преодолеть пятилетний рубеж в развитии компании и продолжить работу с высокими экономическими показателями, в то время как большая часть самостоятельно раскручиваемых фирм редко дотягивают до двух лет.

Франшиза или франчайзинг – это способ сотрудничества, при котором правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) за вознаграждение право использовать в его предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав принадлежащих правообладателю, таких как товарный знак, знак обслуживания, ноу-хау и др. Иными словами, это бизнес-система, позволяющая заработать на продаже бренда. В России франшизы наиболее распространены в сфере услуг, ритейла и общепита.

Компании давно используют франчайзинг для расширения бизнеса и выхода на новые рынки. Для франчайзера это отличный способ сэкономить на первоначальных инвестициях, а для франчайзи – на рекламе и раскрутке. При этом помимо первоначальных капитальных вложений, франчайзи платит головной компании первоначальный взнос (паушальный взнос – стоимость франшизы) и периодические платежи (роялти).

Франчайзинг, безусловно, выигрывает в скорости развития бизнеса, что выгодно обеим сторонам. Существует так называемый «эффект травы», т.е. инициатива развития бизнеса исходит снизу, а не насаждается сверху. Франчайзи заинтересован в развитии собственного предприятия, успех компании – его прибыль, а провал – серьезные убытки.

Правильно выстроенная франшиза – это симбиоз: одни получают возможность расширить бизнес без существенных инвестиций, другие готовый бизнес с узнаваемым именем. Но российские реалии все же вносят свои коррективы в эту радужную картину.

Многие эксперты отмечают, что наибольшие проблемы возникают из-за того что в России не до конца понимают разницу между франшизой и запуском собственного бизнеса с нуля. Франчайзи сталкиваются с ограничением их свободы во всем: начиная от подбора помещения и заканчивая стратегиями развития компании, а так же с постоянным контролем со стороны франчайзера. Однако нередки случаи, когда франшизу покупают люди с большими деньгами, но с отсутствием всякого опыта ведения бизнеса, в этих ситуациях даже раскрученный бренд не всегда поможет. Примером может служить разорение франшизы «Пятерочка» в Перми.

Несмотря на принципиально противоположные выгоды от франшизы для франчайзера и франчайзи, обоим важно минимизировать риски, связанные с возможным разорением бизнеса. Поэтому важно перед заключением сделки проверить потенциального партнера на благонадежность и платежеспособность.

Информационно-аналитическая система ГЛОБАС-i® поможет в онлайн-режиме найти всю необходимую информацию об интересующей Вас компании. Индекс платежеспособности поможет оценить финансовое положение компании, а Индекс благонадежности выявит признаки фирмы-однодневки.

Рэнкинг
Рентабельность уставного капитала девелоперов в сфере жилищного строительства Санкт-Петербурга

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг предприятий Санкт-Петербурга, осуществляющих свою деятельность в сфере жилищного строительства. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчётный период (2012 год) организации, каждой из которых был рассчитан коэффициент рентабельности уставного капитала.

Рентабельность уставного капитала (%) - характеризует эффективность использования уставного капитала фирмы и отражает, сколько чистой прибыли приходится на рубль уставного капитала. Чем больше показатель, тем эффективнее компания использует (окупает) уставные средства. В то же время, при анализе необходимо учитывать, что большое значение показателя, превышающее среднее по отрасли в несколько раз, может свидетельствовать о незначительной сумме уставного капитала при относительно высокой сумме чистой прибыли.

Таблица 1. Рентабельность уставного капитала крупнейших девелоперов Санкт-Петербурга, топ-10
НаименованиеИННОборот 2012, млн. руб.Рентабельность УК, %Индекс платеже-способности ГЛОБАС-i®
1 ЗАО Специализированное Строительно-Монтажное Объединение ЛенСпецСМУ 7802084569 14 794,516 217,2 170(наивысший)
2 ЗАО Домостроительный комбинат Блок 7813007012 11 166,194 162,1 187(наивысший)
3 ООО НСК-Монолит 7801240198 10 277,896 -35,0 285(высокий)
4 ООО ЛСР. Недвижимость-Северо-Запад 7826090547 7 461,066 13,9 234(высокий)
5 ООО Главстрой-СПб 7839347260 6 861,646 12 773,7 347(удовлетворительный)
6 ООО КВС 7804168380 6 112,321 1 410 460,0 236(высокий)
7 ЗАО ДОРИНДА 7801072391 5 543,619 2 780 629,1 231(высокий)
8 ОАО МОНОЛИТСТРОЙ 7830001839 4 262,148 1 356,3 242(высокий)
9 ЗАО ЕВРОМОНОЛИТ 7802116122 4 202,681 -32 578,3 225(высокий)
10 ООО Генеральная строительная компания № 1 7804456269 3 553,649 3 451,4 474(низкий)

 

График 1.Рентабельность уставного капитала, выручка топ-10 девелоперов Санкт-Петербурга

Рентабельность уставного капитала, выручка топ-10 девелоперов Санкт-Петербурга

Совокупный оборот топ-10 компаний-застройщиков Санкт-Петербурга, специализирующихся в сфере жилищного строительства, по итогам 2012 финансового года составил 74,236 млрд. руб. Среднее значение показателя рентабельности уставного капитала по всей отрасли «Строительство» в 2012 году равно 40%.

Крупнейшими игроками на строительном рынке Санкт-Петербурга являются следующие предприятия: ЗАО ЛенСпецСМУ (выручка 14,8 млрд. руб.) – входит в вертикально-интегрированную группу «Эталон», возводит жилье, построенное по современным технологиям с использованием навесных вентилируемых фасадов; ЗАО Домостроительный комбинат Блок (оборот 11,2 млрд. руб.) - лидер Северо-Западного региона индустриального домостроения; ООО НСК-Монолит (оборот 10,3 млрд. руб.) - лидирует в сегменте монолитного строительства Петербурга. У первых двух компаний рентабельность уставного капитала – 217,2% и 162,1% соответственно, что выше, чем в среднем по строительной отрасли, а вот значение показателя у компании ООО НСК-Монолит – отрицательное (-35%), говорит о наличии чистого убытка за рассматриваемый период. Однако эти фирмы попадают в наивысшие и высокие значения независимой оценки платежеспособности ГЛОБАС-i® информационного агентства Credinform, что говорит о способности организаций своевременно и в полном объеме погашать долговые обязательства, риск невыполнения которых минимальный или незначительный.

ООО КВС и ЗАО ДОРИНДА, по рентабельности уставного капитала заметно опережает остальных участников рейтинга топ-10, большие цифры коэффициента (более 10 000%) могут свидетельствовать о незначительной величине уставного капитала при достаточно высокой сумме чистой прибыли.

ЗАО ЕВРОМОНОЛИТ получил самое большое отрицательное значение рентабельности уставного капитала, компания по итогам 2012 года несет чистый убыток. Остальные девелоперы из топ-10 показали достаточно высокие положительные значения анализируемого коэффициента, что подтверждает график 1.

Сфера жилищного строительства очень чувствительна к изменению экономической ситуации в стране. По итогам восьми месяцев текущего года промышленное производство находится около нулевых значений, денежные доходы и потребительские ожидания населения если не снижаются, то и не растут высокими темпами. В этот период девелопером стоит внимательно подходить к реализации новых проектов, так как задержки в сдаче объектов после кризиса 2008 года доходили до нескольких лет, репутация надежного застройщика очень важна на этом рынке и ее необходимо поддерживать на высоком уровне.