Статья
Новые преференции для импортзамещения

Информационное агентство Credinform в публикациях 2015 года неоднократно обращалось к теме импортзамещения. Агентством подготовлен и размещен в Информационно-аналитической системе Глобас-i® список потенциальных производителей продукции для импортзамещения. В основе списка - данные Министерства промышленности и торговли России по более чем 760 предприятиям.

 Проблема импортзамещения, или замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, в первую очередь, связана с диверсификацией экономики страны, как одной из важнейших ее задач. Однако разработка целостной программы в этом направлении началась только после введения российских и антироссийских экономических санкций, ограничивших доступ российского бизнеса к иностранным кредитам. С падением цен на углеводородное сырье и курса рубля по отношению к основным иностранным валютам импортзамещение становится все более актуальной темой.

О необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2014 году. Еще раз на этом акцентировалось внимание в послании Президента РФ  в 2015 году в контексте необходимости увеличения числа успешных предприятий в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом и среднем бизнесе.

Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. №98-р был утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Одним из ключевых направлений деятельности в рамках реализации плана была названа поддержка импортзамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров. Административно это было закреплено Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 года №785 «О создании правительственной комиссии по импортзамещению». В структуре комиссии созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса.

На заседании Государственного совета в ноябре 2015 года в Нижнем Тагиле были подведены первые промежуточные итоги деятельности по импортзамещению. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров констатировал завершение формирования основы  системы поддержки импортозамещения. В рамках 19 отраслевых программ реализуется 570 проектов. Большую работу провел  Фонд развития промышленности, созданный в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путем преобразования Российского фонда технологического развития. Для реализации промышленно-технологических проектов направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств Фонд на конкурсной основе предоставлял целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн рублей. В 2015 году Фонд практически полностью исчерпал свой капитал в 20 млрд рублей. Было одобрено 56 проектов на 19,2 млрд рублей.

Положительные подвижки инвестиций в сторону отраслей, вовлеченных в замещение импорта, подтверждаются данными Центрального банка РФ о прямых иностранных инвестициях в Россию.  При сокращении в первом полугодии 2015 г. объемов чистых вложений в производство нефтепродуктов, в секторы услуг, торговли, ЖКХ, электроэнергетики, информации и связи наблюдается рост вложений в сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, транспортных средств и оборудования, в химическое производство.

 В дальнейшем, новые льготы инвесторы смогут получить в рамках специальных инвестиционных контрактов с регионами. Такой инструмент предусмотрен Федеральным законом РФ от 31 декабря 2014 года №488-ФЗ "О промышленной политике". Участники таких соглашений получат гарантии на срок до десяти лет стабильности правил ведения бизнеса, льготы по налогу на имущество и прибыль. Пока подписано пять таких соглашений и на рассмотрении находится 170 заявок. Кроме этого Министерство промышленности и торговли РФ предлагает разрешить компаниям внеконкурсное участие в закупках с государственным участием в объеме не более 30% от заявленного.

Другим важным инструментом поддержки могут стать льготы для так называемых «гринфилдов», т.е. новых предприятий, создаваемых с нуля. Главной преференцией здесь может быть снижение налога на прибыль до 10% в пределах капитальных затрат. Такой законопроект был внесен в Государственную думу в мае 2015 года и требует доработки в целях дальнейшего снижения ограничений для потенциальных инвесторов.

Дальнейшее развитие импортозамещения будет зависеть от того насколько успешно Правительству России удастся преодолеть трудности связанные с кредитованием бизнеса, недостатком квалифицированных кадров, обязательствами страны в рамках членства в ВТО. В то же время, залогом успеха могут стать такие факторы как доступность сырьевых ресурсов и их относительная дешевизна,  накопленный технологический потенциал в военно-промышленном комплексе и в освоении космоса, который может быть использован в гражданских отраслях. 

Рэнкинг
Срочная ликвидность крупнейших фармацевтических компаний России

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших фармацевтических компаний России.

Для рэнкинга был составлен список Топ-10 предприятий по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.), ранжированный по убыванию годового оборота; приведены данные по динамике выручки относительно предыдущего периода, коэффициенту срочной ликвидности  и индексу платёжеспособности ГЛОБАС-i®  (см. табл. 1).  

Коэффициент срочной ликвидности –  показатель характеризующий платежеспособность предприятия в кратко/среднесрочном периоде; коэффициент дает возможность определить, сможет ли предприятие погасить свои краткосрочные обязательства за счет наиболее ликвидных активов: денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений.

Рекомендуемое значение: от 0,5 до 0,8.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании. 

Таблица 1. Выручка, коэффициент срочной ликвидности и индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших фармацевтических компаний России (Топ-10)
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2014 г.Прирост выручки,%Коэффициент  срочной ликвидности, %Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 НАО Р-Фарм
ИНН 7726311464
г. Москва 55 918,8 21,2 0,4 ниже нормы 208 высокий
2 АО Нижегородский химико-фармацевтический завод
ИНН 5260900010
Нижегородская область 20 925,3 13,2 0,1 ниже нормы 219 высокий
3 ЗАО Сандоз
ИНН 7717011640
г. Москва 19 158,8 7,5 0,1 ниже нормы 285 высокий
4 ОАО Фармстандарт-Уфимский витаминный завод
ИНН 0274036993
Республика Башкортостан 16 925,0 -32,9 0,2 ниже нормы 193 наивысший
5 ПАО Фармстандарт
ИНН 0274110679
Московская область 15 216,6 -32,5 0,3 ниже нормы 255 высокий
6 ОАО Фармстандарт-Лексредства
ИНН 4631002737
Курская область 11 477,3 -27,7 0,4 ниже нормы 208 высокий
7 ООО Биотэк
ИНН 7713053544
г. Москва 10 340,1 -10,4 0,0 ниже нормы 307 удовлетворительный
8 ОАО Валента фармацевтика
ИНН 5050008117
Московская область 9 534,0 38,4 0,3 ниже нормы 174 наивысший
9 НАО Химико-фармацевтический комбинат АКРИХИН
ИНН 5031013320
Московская область 9 440,9 16,4 0,5 норма 196 наивысший
10 ЗАО Биокад
ИНН 5024048000
г. Санкт-Петербург 8 387,8 180,3 0,0 ниже нормы 214 высокий
 
Коэффициент срочной ликвидности крупнейших фармпроизводств (за исключением НАО Химико-фармацевтический комбинат АКРИХИН) не укладывается в рекомендуемый интервал значений по нижней границе: краткосрочные обязательства компаний превышают наиболее ликвидную часть баланса, что, при определенных условиях, может привести их к кризису неплатежей.
 

Коэффициент срочной ликвидности

Рисунок 1.  Коэффициент срочной ликвидности и выручка крупнейших фармацевтических компаний России  (Топ-10)
 
Годовая выручка участников списка Топ-10 по итогам 2014 г. составила 177,3 млрд рублей, что выше суммарного показателя этих же предприятий в предыдущем отчетном периоде на символические 1,0% (главным образом, это обусловлено падением выручки группы компаний Фармстандарт). С учетом инфляции, отрасль находится в стагнации. Политика импортозамещения, реализуемая путем искусственного «выдавливания» с рынка зарубежных игроков, должная изменить тренд развития фарминдустрии. 
 
С 10 декабря вступают в силу ограничения на госзакупки импортных лекарств. Новые правила коснутся закупок «для обеспечения государственных и муниципальных нужд лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Если импортное лекарство можно заменить российским аналогом (дженерик) или аналогами из стран-членов Евразийского экономического союза, заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств. В список попали 608 препаратов.
 
В документе также сказано, что до конца 2016 года ограничения не применяются для лекарств, для которых упаковка изготовлена на территориях государств – членов Евразийского экономического союза.
 
Ранее в кабинете министров подчеркивали, что мера «направлена на развитие отечественного производства лекарственных препаратов». По заявлениям чиновников, две трети жизненно необходимых препаратов уже производится в России.
 
Однако любые ограничения носят спорный характер: отмечается, что российские аналоги имеют больше побочных эффектов и менее качественные, чем оригинальные импортные препараты. Кроме того, есть риск, что наши поставщики при проведении госзакупок будут устраивать сговор между собой и диктовать цены. А «устранение» лишних конкурентов не будет способствовать вложениям в разработки.