Статья
Территории опережающего социально-экономического развития

Информационное агентство Credinform ранее уже обращалось к теме об особых экономических зонах (ОЭЗ) в России Особые экономические зоны – прорыв для России?

Термин «территория опережающего развития» появился в нашем экономическом словаре еще в начале 90-х годов прошлого столетия, когда в правительстве был разработан соответствующий перечень территорий. Первый закон, регулирующий иностранные инвестиции был принят в 1991 году. Предполагались безвизовый режим и упрощенная процедура регистрации зарубежных предпринимателей, пониженные ставки налогообложения и таможенных пошлин, льготная долгосрочная аренда. С 1996 года начали создаваться ОЭЗ, в частности, в Калининградской и Магаданской областях, в Санкт-Петербурге, в пределах Байкало-Амурской железной дороги. Относительно успешными из 17 созданных особых зон стали всего 6. Разработанные тогда программы, по мнению экспертов, не были реализованы в полном объеме и не доведены до конца. Тем не менее, несмотря на скромные результаты, особые экономические зоны продолжали развиваться, благодаря относительной гибкости инструментов привлечения финансовых средств.

Следующим этапом стало вступление в силу с 5 января 2012 года Федерального закона РФ от 3 декабря 2011 г. №392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом было введено понятие «зон территориального развития» (ЗТР) как части субъекта РФ, где должны создаваться благоприятные условия для инвесторов. В частности, инвесторам предлагалась государственная поддержка, а управление ЗТР возлагалось на специально созданные для этого администрации. В настоящее время ЗТР действует в 20 регионах страны.

Концепция «льготного» режима инвестиционной и предпринимательской деятельности получила дальнейшее развитие после вступления в силу 30 марта 2015 года Федерального закона РФ от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

В отличие от существующих ОЭЗ и ЗТР, территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) ориентированы не только на развитие отраслей экономики в регионах и привлечение крупных инвестиций. Важнейшей целью поставлена задача создания комфортных условий для населения. ТОРы формируются под конкретных крупных инвесторов на условиях предварительных соглашений с уполномоченным федеральным органом. В соглашениях должны быть определены виды планируемой экономической деятельности, параметры инвестиционных вложений и предполагаемое количество рабочих мест. Срок деятельности ТОРов установлен в 70 лет с возможным продлением, в то время как для ОЭЗ, это – 49 лет, а для ЗТР – 12 лет.

Создание территории опережающего развития возможно по заявке любого субъекта РФ, в отличие от ЗТР, перечень регионов для которых формирует Правительство РФ. В ТОРах допускается разработка месторождений полезных ископаемых и производство подакцизных товаров. Это практически полностью или частично запрещено в ОЭЗ и ЗТР.

В первые три года действия закона ТОРы будут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов с наиболее сложной социально-экономической обстановкой в соответствии с перечнем Правительства России. Затем начнется их формирование и в других регионах.

Резидентами территорий опережающего развития могут стать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Для них предусматривается таможенные льготы, особый режим налогообложения и упрощенный порядок ведения бизнеса. Например, нулевая или не превышающая 5 процентов ставка налога на прибыль, освобождение от налога на имущество в течение первых пяти лет. Также предусмотрена возможность в ускоренном и льготном порядке (т.е. без специального разрешения и учета квот) привлекать квалифицированный зарубежный персонал.

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2015 №1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля» для резидентов ограничивается количество и продолжительность проверок их деятельности.

Созданием необходимой инфраструктуры и предоставлением резидентам таможенных, юридических и других услуг на каждой территории будут заниматься управляющие компании, определяемые Правительством РФ. Такой статус может быть получен акционерным обществом (или его дочерним предприятием) со 100% государственным участием. Управляющей компанией всех ТОРов в Дальневосточном федеральном округе утверждено ОАО "Корпорация развития Дальнего Востока”. Функции отбора территорий и рассмотрения инвестиционных проектов возложены на специальную подкомиссию при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Постановлениями Правительства РФ к настоящему времени в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской области, Якутии и на Чукотке уже утверждены девять территорий опережающего социально-экономического развития.

По мнению специалистов, в случае появления в России концепции «одно государство – две системы» (аналогично действующей в Гонконге), создание и полноценное развитие территорий опережающего социально-экономического развития может стать реальностью. Тогда наш Дальний Восток превратится в территорию с особыми административными и налоговыми параметрами и принципиально отличную от других регионов страны.

Статья
АТЕС или ТТП: что важнее?

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЕС) образовано в 1989 году. Данная организация насчитывает 21 страну, большинство из них располагается вдоль береговой линии Тихого океана. Россия завершила все процедуры вступления в АТЕС к ноябрю 1998 года. Стратегической целью сотрудничества является создание к 2020 году в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима.

В ноябре 2015 года на Филиппинах проходил очередной ежегодный саммит АТЕС. Заявленной темой встречи президентов и глав правительств АТР была международная торговля. Тем не менее, на саммите АТЕС обсуждались пути дальнейшего развития торговых отношений; растущая конкуренция между Китаем и США; перспективы Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которое активно продвигает США; китайская идея об азиатско-тихоокеанском соглашении о свободной торговле (FTAAP) и другие.

Ранее уже отмечалось, что ТТП – это, по сути, определенное локальное партнерство, главную роль в котором будут играть США. Россия и Китай не рассматриваются как участники данного партнерства, хотя являются активными экономическими фигурантами в АТР. Руководителей государств, кроме того, смутили кулуарность и скрытость переговорных процессов участников ТТП. Имеются предпосылки утверждать, что переговоры проходили под давлением США, чтобы успеть заявить о созданном партнерстве до саммита АТЕС. Поэтому ТТП также рассматривается как инструмент влияния США в регионе и противодействия Китаю. Наряду с этим считается, что участники ТТП получат новые возможности выхода на рынки АТР.

На дискуссионных площадках саммита АТЕС Китай подчеркивал преимущества FTAAP. Среди таковых выделялись следующие: зона свободной торговли (ЗСТ) способствует интеграции региональных экономик и препятствует нежелательной их фрагментации; достигнутые договоренности создают хорошие условия для принятия соглашений; партнерство реализовывается в рамках правил и требований всемирной торговой организации (ВТО). И самое важное для Китая - страна входит в FTAAP и может стать его лидером.

В целом положительным решением на саммите АТЕС является то, что в итоговой декларации организация подтвердила намерение стран участников завершить создание в АТР общей зоны свободной торговли до 2020 года. Предполагается, что, возможно, экономической основой может стать ТТП, что позволит США реализовывать свои интересы в регионе. Кроме того, ТТП путем введения новых правил международной торговли, пересмотра стандартов, нового подхода к инвестированию может положительным образом сказаться и на странах не входящих в партнерство.

Таким образом, на уровне президентов и глав правительств 21 страны АТР (ТТП охватывает 12 стран АТР) продекларировано создание в Азии и Латинской Америке единой ЗСТ, объединяющей две крупнейшие мировые экономики – США и Китай. Лидеры АТЕС согласились, что будущие торгово-интеграционные процессы в странах АТЕС будут реализованы по правилам ВТО, и выпустили специальное заявление о роли ВТО в процессе либерализации мировой торговли. В конечном итоге реализация соглашений позволит внедрить новую политику урбанизации, поддержать инновации малого и среднего бизнеса, инвестиции в человеческий капитал, региональные планы развития альтернативной энергетики и подавления коррупции в странах участницах, что должно положительно сказаться на развитии АТР.