Статья
Микрокредиты для бизнеса увеличатся

К теме законодательных изменений в сфере финансового рынка мы обращались ранее. В частности, в статье о создании саморегулируемых организаций на финансовом рынке. Значительные перемены коснулись также микрофинансовых организаций.

По данным Центрального банка России, в Государственном реестре микрофинансовых организаций по состоянию на 01 апреля 2016 г. зарегистрировано 3852 действующие организации, а 3946 – уже исключены из реестра. Масштаб их деятельность можно оценить, взглянув на статистику. Так, согласно экспертной оценке, в 2014 г. было выдано микрокредитов на сумму около 3 млрд рублей, а в 2015 г. - уже на более чем 15 млрд рублей. При этом эксперты прогнозируют дальнейший рост микрозаймов в 2016 г., объясняя такой прогноз как снижением реальных доходов населения, так и отсутствием полноценного рынка кредитования в целом в силу известных причин, связанных с осложнением международной обстановки.  

Деятельность микрофинансовых организаций в России регулируется Федеральным законом от 02.07.2010 г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Именно в этот документ Федеральным законом от 29.12.2015 г. №407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесено большое количество правок, существенно влияющих на эту сферу деятельности. 

Вступившими в силу с 28 марта 2016 г. поправками, микрофинансовые организации разделяются на микрофинансовые и микрокредитные компании. 

Микрофинансовые компании теперь должны обладать капиталом более 70 млн рублей. Они наделены правом привлечения денежных средств физических лиц в размере не менее 1,5 млн рублей, а также правом выпуска облигаций. В связи с этим, надзор за ними со стороны Центрального банка будет усилен.

Возможности микрофинансовых организаций по кредитованию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличены до 3 млн рублей против 1 млн рублей ранее. 

Микрокредитным компаниям с капиталом до 70 млн рублей привлекать денежные средства граждан запрещено, а выдавать займы физическим лицам они могут только за счет собственных средств.

Кроме этого,  внесенными поправками теперь четко регламентируется приобретение статуса микрофинансовой организации и ее ликвидация, в т.ч. по инициативе Центробанка, а также ограничение их деятельности и порядок отчетности.  

Упомянутым выше Федеральным законом №407-ФЗ внесены соответствующие изменения также в Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас-i могут ознакомиться как с Реестром микрофинансовых предприятий в разделе «Выборки и списки», так и с деятельностью каждого из этих предприятий.

 

Статья
Что ждет малый и средний бизнес от государства?

Эффективность деятельности малого и среднего бизнеса (МСБ) является одним из основных показателей конкурентоспособности государства. По данным экспертов, во Франции доля МСБ по обеспечению внутреннего валового продукта (ВВП) страны составляет 62%, в Италии – 60%, Японии – 55%, Германии – 54%, Великобритании 53%. В России МСБ обеспечивает внутренний валовый продукт в объеме около 20%. МСБ играет важную роль в условиях рынка, но сможет ли он реализовать потенциал и стать драйвером подъема и развития российской экономики?

В законодательстве закреплены критерии принадлежности предприятий к субъектам МСБ. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2007 года (в ред. от 29.12.2015) определяет среднесписочный состав работников для предприятий малого и среднего бизнеса. При этом постановление Правительства РФ №702 от 13 июля 2015 года установило предельные значения выручки от реализации товаров, работ и услуг для каждой из категорий. Количество предприятий по категориям, критерии разделения на микропредприятия, малые и средние представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количество предприятий МСБ в России по категориям
Категории предприятий МСБКоличество активных юридических лиц, ед.
Микропредприятия (до 15 работников, предельная выручка от реализации до 120 млн руб.) 1 428 536
Малые (до 100 работников и 800 млн руб.) 412 060
Средние (от 101 до 250 работников и 2000 млн руб.) 34 166

С учетом вышеназванных критериев, в настоящее время в России, по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i, насчитывается более 1,87 млн предприятий МСБ, что составляет 37,5% от общего количества активных юридических лиц (4,99 млн ЮЛ). Сопоставление количества предприятий МСБ и результата их деятельности демонстрирует, что сегодняшний вклад в экономику страны малого и среднего бизнеса весьма незначителен. МСБ, как и инвесторам, необходимо создавать условия для его открытия и развития.

Что малый и средний бизнес ждет сегодня от государства? Интересные предложения выдвигались на мероприятиях, посвященных малому и среднему бизнесу, которые состоялись в 1-м квартале 2016 года: на форуме «Малый бизнес – национальная идея», заседании президиума бизнес-ассоциации «Опора России», VII съезде ТПП России. Среди заслуживающих внимание предложений можно выделить следующие:

  • применение налоговых вычетов по НДС в упрощенном порядке для компаний, экспортирующих несырьевую продукцию;
  • замораживание на сегодняшнем уровне количества форм отчетности, упрощение кадрового делопроизводства на микропредприятиях;
  • внесение победителем контракта суммы обеспечения в зависимости от предложенной им цены в конкурсе (сейчас вносится от цены контракта);
  • освобождение от банковского обеспечения добропорядочных компаний;
  • увеличение предельного размера дохода для использования упрощенной системы налогообложения с 60 млн до 120 млн руб.;
  • расширение участия малого бизнеса в закупках госкомпаний до 15% годового объема закупок по прямым контрактам;
  • смягчение к бизнесу требований по исполнению контрактов, переход в закупках госкомпаний к контрактам жизненного цикла (цикл включает закупку, дальнейшее обслуживание и утилизацию);
  • установление единых правил взимания неналоговых платежей и другие.

По итогам мероприятий администрацией Президента РФ были выпущены списки поручений, которые удовлетворили представителей МСБ. Ожидается, что в апреле Правительство РФ будет рассматривать пакет законопроектов, который позволит реализовать предложения по облегчению деятельности предпринимателей. Хотя не все запросы МСБ будут удовлетворены. Министерство финансов РФ в представленном законопроекте, например, вводит ограничения по применению ряда налоговых льгот. 

В частности, отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД) перенесена на 1 января 2021 года. Также предлагается вместо налоговых вычетов за приобретение онлайн контрольно-кассовой техники (ККТ) уменьшать сумму налога на расходы по ее приобретению в случае, если ранее обязанности применять кассовые аппараты у МСБ не было, есть и другие ограничения. Но очевидно одно - улучшение условий для ведения бизнеса МСБ будет способствовать его возрождению, росту количества хозяйственных субъектов, их доходов и, соответственно, доходов государства.