Тенденции деятельности в сфере туризма
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний в сфере туризма.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2015 – 2020* гг.) туристические агентства и прочие организации, предоставляющие туристические услуги (ТОП-1000). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов является отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистых активов является ООО ЮГ-БИЗНЕСПАРТНЕР, ИНН 2311114861, Краснодарский край, деятельность по оказанию услуг, связанных со службой предварительных заказов. В 2019 г. чистые активы составляли более 3,3 млрд руб.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО ТТ-ТРЭВЕЛ, ИНН 7714775020, г. Москва, деятельность туристических агентств. Недостаточность имущества в 2020 г. выражалась отрицательной величиной -1,4 млрд руб.
За пятилетний период средние размеры чистых активов ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению, с отрицательными темпами прироста (Рисунок 1).

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 за пять лет имели негативную тенденцию к увеличению (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2019 г. составил почти 45% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в сфере туризма.

В целом, наблюдается тенденция к сокращению объемов выручки, с падением темпов прироста (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистой прибыли является ООО ПРОМЕТЕЙ И МИР, ИНН 7702516409, г. Москва, деятельность туристических агентств. Прибыль в 2020 г. составила 98 млн руб.
За пятилетний период показатели средних размеров прибыли ТОП-1000 имеют тенденцию к падению, со снижением темпов прироста (Рисунок 5).

За последние пять лет средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению, при этом средний размер чистого убытка увеличивается. (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 находились значительно выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение пяти лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 находились на очень высоком уровне с тенденцией к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За пятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности демонстрировали тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Малый бизнес
95% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-1000 в 2019 г. составляет почти 53%, что значительно превышает средние показатели по стране в 2018 - 2019 гг. (Рисунок 10).

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 зарегистрированы в 72 регионах и распределены по территории страны крайне неравномерно. Почти 59% от общего объема выручки 2019 г. компаний ТОП-1000 сосредоточены в г. Москве (Рисунок 11).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их возможности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Вывод
Комплексная оценка деятельности компаний сферы туризма, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций в их деятельности в период с 2015 по 2020 гг. (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Динамика среднего размера чистых активов | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Уровень концентрации капитала | ![]() |
Динамика среднего размера выручки | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | ![]() |
Динамика среднего размера прибыли (убытка) | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 20% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Среднее значение удельного веса факторов | ![]() |
положительная тенденция (фактор),
отрицательная тенденция (фактор)
(*) – данные за 2020 г. приводятся по компаниям, представившим отчетность в ФНС РФ до середины апреля 2021 г.
Коэффициент чистой прибыли турагентств
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских туристических агентств. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2018 - 2020 гг.) компании, занятые продажами путешествий, туров, транспортировкой и размещением частных лиц и коммерческих клиентов (ТОП-10 и ТОП-1000). Далее они были ранжированы по коэффициенту чистой прибыли (Таблица 1). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент чистой прибыли (%) рассчитывается как отношение чистой прибыли (убытка) к выручке от реализации и характеризует уровень прибыли от продаж.
Нормативного значения для показателя не установлено. Рекомендуется сравнение предприятий одной отрасли, либо анализ изменений коэффициента во времени по конкретной компании. Отрицательное значение показателя свидетельствует о наличии чистого убытка. Высокое значение показателя свидетельствует об эффективной работе.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион, фактический вид деятельности | Выручка,млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Коэффициент чистой прибыли, % | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО САЛЮТ-ТУР ИНН 7719469605 г. Москва, деятельность туристических агентств |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
252 Высокий |
ООО АЭРОС ТРЭВЛ ИНН 7708549087 г. Москва, организация деловых поездок, выставок, конференций |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
208 Высокий |
НАО ИНТЕРСИТИ СЕРВИС ИНН 7704005657 г. Москва, внутренний и международный туризм |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
194 Наивысший |
ООО АВИАЦИОННЫЙ ЧАРТЕРНЫЙ СЕРВИС ИНН 7706105350 г. Москва, деятельность туристических агентств |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
269 Высокий |
ООО РБТ-СТМ ИНН 7733538667 г. Москва, деятельность туристических агентств |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
266 Высокий |
ООО АЭРОКЛУБ ТУР ИНН 7702520780 г. Москва, организация корпоративных мероприятий в России и за рубежом |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
222 Высокий |
ООО ТУРОПЕРАТОР КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР ИНН 7707778239 г. Москва, туроператор по Турции, России, Греции, Испании, Тунису |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
318 Удовлетворительный |
ООО С 7 ТРЭВЕЛ РИТЭЙЛ ИНН 7701607660 г. Москва, внутренний , международный въездной и выездной туризм |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
251 Высокий |
ООО ОПЕРАТОР БГ ИНН 7727281607 г. Москва, деятельность туристических агентств |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
324 Удовлетворительный |
ООО ТТ-ТРЭВЕЛ ИНН 7714775020 г. Москва, деятельность туристических агентств |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
306 Удовлетворительный |
Среднее значение ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Среднее значение ТОП-1000 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
улучшение показателя к предыдущему периоду,
ухудшение показателя к предыдущему периоду
Все компании ТОП-10 находятся в г. Москве.
Средние показатели коэффициента чистой прибыли компаний ТОП-10 и ТОП-1000 за 2020 г. имеют отрицательные значения и ниже показателей за предыдущий год. Шесть компаний снизили показатели в 2020 г., в то время как в 2019 г. снижение наблюдалось только у трех компаний.
При этом, только двум компаниям в 2020 г. удалось увеличить выручку и чистую прибыль.
Таким образом, для компаний ТОП-10 2020 г. оказался значительно менее успешным по сравнению с 2019 г. В среднем выручка снизилась почти на 62%, а прибыль упала более чем 5 раз. Наибольшие потери понесли крупные компании с большим объемом выручки за 2019 г.
В целом, в течение последних 10 лет рост средних отраслевых показателей коэффициента чистой прибыли наблюдался 5 раз (Рисунок 1). Наивысших значений показатель достигал в 2019 г., а наихудший результат показан в 2010 г. В 2020 г. прогнозируется показатель с отрицательным значением.
