За январь-ноябрь 2013 года совокупный объем производства табачной продукции в России составил 353 млрд сигарет, что на 6% меньше чем за аналогичный период 2012 года. По прогнозам экспертов Credinform, в 2014 году объем производства табачной продукции в России составит 386 млрд штук.
В 2013 году ставки акцизов на табачные изделия выросли до рекордных 40%, тогда как в предыдущие годы налог увеличивался в среднем на 10% ежегодно. В результате акциз на пачку сигарет вырос с 7 до 10 рублей. Российский рынок табачной продукции моментально отреагировал на подобные изменения сокращением объемов производства.
Увеличение ставки акцизов на табачную продукцию входит в план антитабачной кампании правительства. Госдумой утверждены ставки акциза на сигареты на 2014-2016 годы. Так, в 2014 году планируется рост акцизов на 42% по отношению к 2013 году, в 2015 году – на 20% по отношению к 2014 году, в 2016 – на 28% по отношению к 2015 году.
В борьбе за здоровье нации депутаты обратились к международному опыту в решении этой серьёзной проблемы, и повышение акцизов - это лишь одна из мер. Опыт показывает, что повышение цены на «вредную продукцию» является одним из самых действенных механизмов в борьбе с ней. К декабрю 2013 года средняя цена на сигареты зарубежных торговых марок в России выросла в сравнении со средней ценой в январе-декабре 2012 года на 18% и составила 61 руб. за пачку, сигареты с фильтром отечественных марок подорожали на 31%, их цена установилась на уровне 37 руб. за пачку. Однако на сегодняшний день цена сигарет в России остаётся одной из самых низких в Европе и Азии. Ниже чем у нас акцизы только в Казахстане и Белоруссии.
По данным экспертов Credinform, в 2013 году сокращение объемов российского табачного рынка в натуральном выражении на 6% сопровождалось его ростом в денежном выражении на 2%. По итогам 2013 года объем рынка составил 384 млрд сигарет или 1134 млрд рублей.
График. Объем российского табачного рынка в натуральном и стоимостном выражении
В рамках антитабачной кампании 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», согласно которому запрещается курить практически во всех общественных местах (в офисах, школах и вузах, больницах, фитнес-центрах, любых госучреждениях, на пляжах, детских площадках и т.д.). В тексте закона также предусмотрены штрафы за курение в неположенном месте: так за курение на территории больницы предусмотрен штраф в 1 тыс. рублей, а за курение на детской площадке – 3 тыс. рублей.
Согласно антитабачному закону теперь под запретом любая реклама табачной продукции, в том числе спонсорство и бесплатная раздача сигарет (промо акции). Подобные нововведения – первые шаги в сторону так называемого «слепого рынка», т.е. запрет не только рекламы, но и появления продукции на витринах. С июня 2014 года ознакомиться с ассортиментом табачной продукции в торговой точке покупатель сможет только из прейскуранта на табак, с витрин вся табачная продукция исчезнет. Некоторые европейские страны пошли еще дальше в этом вопросе, запретив брендирование табачной продукции. Так, правительство Великобритании планирует уже к 2015 году продавать сигареты в одинаковых пачках, без логотипов и указания бренда.
Но и производители не стоят на месте. Один из мировых лидеров табачного рынка Филип Моррис Интернэшнл собирается запустить в России продажу сигарет под своей флагманской именной торговой маркой Philip Morris, заменив в портфеле компании торговую марку Союз Аполлон. Предполагается сначала провести тестовые продажи в Набережных Челнах, и при сохранении лояльности к продукции в тестируемом регионе возможен перезапуск в федеральном масштабе.
Основными производителями сигарет в мире являются США, Китай и Великобритания. В России же крупные фабрики, производящие сигареты, принадлежат в основном международным табачным корпорациям. Как изменится их финансовое положение с введением закона предсказать сложно. На текущий момент Топу крупнейших по обороту производителей табачной продукции в России агентством Credinform был присвоен высокий и наивысший индексы платёжеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит об их стабильности и финансовой устойчивости.
№ | Наименование, ИНН | Регион | Выручка, млрд руб., 2012 год | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, 2014 год |
---|---|---|---|---|
1 |
ЗАО Филип Моррис Ижора ИНН 4720007247 |
Ленинградская область | 59,299 | 159 (наивысший) |
2 | ЗАО Бритиш Американ Тобакко-СПб ИНН 7809008119 |
г.Санкт-Петербург | 31,932 | 193 (наивысший) |
3 | ЗАО ЛИГГЕТТ-ДУКАТ ИНН 7710064121 |
г.Москва | 18,493 | 207 (высокий) |
4 | ОАО ФИЛИП МОРРИС КУБАНЬ ИНН 2311010485 |
Краснодарский край | 9,912 | 231 (высокий) |
5 |
ОАО Донской табак ИНН 6163012571 |
Ростовская область | 8,927 | 201 (высокий) |
6 | ООО Империал Тобакко Волга ИНН 3443033593 |
Волгоградская область | 8,012 | 202 (высокий) |
7 |
ООО Крес Нева ИНН 4720011412 |
Ленинградская область | 3,886 | 204 (высокий) |
8 | ЗАО Империал Тобакко Ярославль ИНН 7601000015 |
Ярославская область | 3,241 | 212 (высокий) |
9 | ЗАО Донской табак ИНН 6162063051 |
Ростовская область | 3,079 | 247 (высокий) |
10 | ОАО Погарская сигаретно - сигарная фабрика ИНН 3223000539 |
Брянская область | 1,460 | 259 (высокий) |
Несмотря на, безусловно, благие цели, которые преследуют депутаты, вводя столь жесткие законы для табачного рынка, многие эксперты отмечают, что резкое повышение акцизных ставок может привести к увеличению объемов нелегального рынка табачной продукции. Сегодня по оценкам экспертов, нелегальный табачный рынок составляет около 2%, а в некоторых областях он достигает 6-8%. Развитию так называемого серого табачного рынка также способствует различие в ценах на сигареты в странах Таможенного союза.
Наибольшее количество табакозависимых потребителей живет в Китае, Йемене, Камбодже и Джибути. По данным Росстата, количество курильщиков в России за последние два года не изменилось: и до принятия антитабачного закона в 2011 году и после его принятия в 2013 году их доля в стране составляла 24%. Хотя всё же два года - слишком маленький срок для выводов об эффективности введённых изменений.
Несмотря на наметившуюся стагнацию отечественной экономики, российские аэропорты показывают впечатляющие темпы роста количества обслуживаемых пассажиров. По итогам января-ноября 2013 года пассажиропоток крупнейшей воздушной гавани России - московского Домодедово составил 28,7 млн человек, что больше, чем за аналогичный период прошлого года на 10%.
Находящийся по этому показателю на втором месте - Международный аэропорт Шереметьево (Москва), увеличил пассажиропоток по итогам одиннадцати месяцев 2013 года на 11,7% до 27,14 млн человек.
Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург) обслужил за этот же период 12 млн человек, что на 15,3% больше показателя 2012 года.
Еще один столичный аэропорт Внуково в 2013 году перевалил рубеж в 10 млн человек, за рассматриваемый период услугами хаба воспользовались 10,3 млн пассажиров, что превышает аналогичный показатель 2012 года на 14,1%.
Таким образом, все три аэропорта Москвы – Домодедово, Шереметьево, Внуково, а также петербургский Пулково демонстрируют двузначные темпы роста числа принятых-отправленных пассажиров, из чего можно сделать вывод о растущей от года к году мобильности наших граждан.
Московский авиаузел (Домодедово, Шереметьево, Внуково), являясь самым большим в Восточной Европе, обслужил в 2012 году 63,9 млн пассажиров, а за январь-ноябрь текущего года уже 66,1 млн человек. Причем Домодедово по итогам 2012 года занимал 11-е место в списке наиболее загруженных аэропортов Европы, а Шереметьево – 13-е.
Единственный аэропорт Северной столицы – Пулково, в прошлом году установил для себя новый рекорд – впервые в своей истории превысил показатель в 12 млн человек, заняв 36-е место в Европе.
Крупнейшим аэропортом за пределами Москвы и Санкт-Петербурга является аэропорт Кольцово (Екатеринбург), который 19 декабря установил собственный рекорд, обслужив четырехмиллионного пассажира с начала 2013 года.
Другие участники Топ-10 аналогично устанавливают максимальные значения за все посткоммунистическое время по числу принятых-отправленных пассажиров - это аэропорты Новосибирска, Краснодара, Сочи, Уфы и Красноярска.
Всего за весь 2012 год десять аэропортов страны обслужили 90,3 млн человек (75,4% от общего пассажиропотока), что больше уровня 2011 года на 13,2%, причем доля московского авиаузла среди Топ-10 доходит до уровня 71%. Эта цифра подтверждает факт концентрации и замыкании на Москву большого числа авиационных направлений, особенно международных. В России никого не удивляет ситуация, когда на пути из Челябинска в Якутск нужно сделать пересадку в столице.
В связи с этим напрашивается вывод о необходимости развития сети региональных авиаперевозок, в том числе в те страны мира, которые пользуется спросом у местных жителей.
Рисунок 1. Динамика пассажирооборота Топ-10 аэропортов России
По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® агентства Credinform прирост выручки Топ-10 аэропортов в 2012 году был неравномерен. Больше всего оборот удалось увеличить Международному аэропорту Шереметьево – на 66% до 15,2 млрд. рублей. Во многом это связано с открытием недавно построенного терминала D, и переводом части рейсов, в том числе правительственных, из Внуково в Шереметьево (в связи с закрытием на реконструкцию второй взлётно-посадочной полосы).
При этом аэропорт Внуково снизил свою выручку почти на 30%. Однако после завершения всех работ по реконструкции аэродромного комплекса и недавнего ввода нового терминала А, объем выручки по итогам 2013 года с большой вероятностью покажет положительную динамику.
Остальные аэропортовые комплексы, за исключением Кольцово (Екатеринбург), также показывают положительную динамику выручки.
№ | Наименование | Выручка, млн руб., 2011г. | Выручка, млн руб., 2012г. | Изменение, % | Индекс платеже-способности ГЛОБАС-i® на начало 2014г. |
---|---|---|---|---|---|
1 | ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" ИНН: 7712094033 |
9 146,0 | 15 181,81 | 66,0 | 261 (высокий) |
2 | ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" (Пулково) ИНН: 7703590927 |
6 007,7 | 7 367,4 | 22,6 | 232 (высокий) |
3 | ОАО "Аэропорт Кольцово" ИНН: 6608000446 |
4 179,7 | 4 130,0 | -1,2 | 204 (высокий) |
4 | ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" ИНН: 5009026330 |
2 958,1 | 3 246,8 | 9,8 | 209 (наивысший) |
5 |
ОАО "Международный аэропорт Уфа" ИНН: 0274108180 |
2 261,0 | 2 643,2 | 16,9 | 206 (наивысший) |
6 | ОАО "Международный аэропорт Сочи" ИНН: 2317044843 |
2 053,1 | 2 155,2 | 5,0 | 282 (высокий) |
7 | ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" ИНН: 2312126429 |
2 066,5 | 2 118,3 | 2,5 | 202 (наивысший) |
8 | ООО "Аэропорт Емельяново" ИНН: 2460213509 |
945,3 | 1 138,5 | 20,4 | 253 (высокий) |
9 | ОАО "Международный аэропорт "Внуково" ИНН: 7710404473 |
1 391,0 | 976,1 | -29,8 | 220 (высокий) |
10 | ООО "Международный аэропорт Новосибирск" ИНН: 5448450682 |
229,5 | 305,9 | 33,3 | 295 (высокий) |
Совокупный оборот Топ-10 крупнейших аэропортов в 2012 году составил более 38,12 млрд руб., увеличившись за год на 25,9%. Согласно независимой оценке финансового состояния предприятий Информационного агентства Credinform все организации представленного рейтинга имеют высокий индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит о способности всех компаний своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам, риск их невыполнения минимальный или незначительный. С инвестиционной точки зрения сотрудничество с данными организациями представляется привлекательным, ситуация в индустрии авиаперевозок в целом стабильно хорошая. Какого либо спада в ближайшее время ожидать не стоит - увеличивается туристический поток (как внешний, так и внутренний), растут, хоть и медленно, доходы населения, а значит, все больше граждан нашей страны смогут позволить себе путешествовать самым удобным видом транспорта – самолетом.