Вестник
Первые итоги антитабачного закона

За январь-ноябрь 2013 года совокупный объем производства табачной продукции в России составил 353 млрд сигарет, что на 6% меньше чем за аналогичный период 2012 года. По прогнозам экспертов Credinform, в 2014 году объем производства табачной продукции в России составит 386 млрд штук.

В 2013 году ставки акцизов на табачные изделия выросли до рекордных 40%, тогда как в предыдущие годы налог увеличивался в среднем на 10% ежегодно. В результате акциз на пачку сигарет вырос с 7 до 10 рублей. Российский рынок табачной продукции моментально отреагировал на подобные изменения сокращением объемов производства.

Увеличение ставки акцизов на табачную продукцию входит в план антитабачной кампании правительства. Госдумой утверждены ставки акциза на сигареты на 2014-2016 годы. Так, в 2014 году планируется рост акцизов на 42% по отношению к 2013 году, в 2015 году – на 20% по отношению к 2014 году, в 2016 – на 28% по отношению к 2015 году.

В борьбе за здоровье нации депутаты обратились к международному опыту в решении этой серьёзной проблемы, и повышение акцизов - это лишь одна из мер. Опыт показывает, что повышение цены на «вредную продукцию» является одним из самых действенных механизмов в борьбе с ней. К декабрю 2013 года средняя цена на сигареты зарубежных торговых марок в России выросла в сравнении со средней ценой в январе-декабре 2012 года на 18% и составила 61 руб. за пачку, сигареты с фильтром отечественных марок подорожали на 31%, их цена установилась на уровне 37 руб. за пачку. Однако на сегодняшний день цена сигарет в России остаётся одной из самых низких в Европе и Азии. Ниже чем у нас акцизы только в Казахстане и Белоруссии.

По данным экспертов Credinform, в 2013 году сокращение объемов российского табачного рынка в натуральном выражении на 6% сопровождалось его ростом в денежном выражении на 2%. По итогам 2013 года объем рынка составил 384 млрд сигарет или 1134 млрд рублей.

График. Объем российского табачного рынка в натуральном и стоимостном выражении

антитабачный закон

В рамках антитабачной кампании 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», согласно которому запрещается курить практически во всех общественных местах (в офисах, школах и вузах, больницах, фитнес-центрах, любых госучреждениях, на пляжах, детских площадках и т.д.). В тексте закона также предусмотрены штрафы за курение в неположенном месте: так за курение на территории больницы предусмотрен штраф в 1 тыс. рублей, а за курение на детской площадке – 3 тыс. рублей.

Согласно антитабачному закону теперь под запретом любая реклама табачной продукции, в том числе спонсорство и бесплатная раздача сигарет (промо акции). Подобные нововведения – первые шаги в сторону так называемого «слепого рынка», т.е. запрет не только рекламы, но и появления продукции на витринах. С июня 2014 года ознакомиться с ассортиментом табачной продукции в торговой точке покупатель сможет только из прейскуранта на табак, с витрин вся табачная продукция исчезнет. Некоторые европейские страны пошли еще дальше в этом вопросе, запретив брендирование табачной продукции. Так, правительство Великобритании планирует уже к 2015 году продавать сигареты в одинаковых пачках, без логотипов и указания бренда. 

Но и производители не стоят на месте. Один из мировых лидеров табачного рынка Филип Моррис Интернэшнл собирается запустить в России продажу сигарет под своей флагманской именной торговой маркой Philip Morris, заменив в портфеле компании торговую марку Союз Аполлон. Предполагается сначала провести тестовые продажи в Набережных Челнах, и при сохранении лояльности к продукции в тестируемом регионе возможен перезапуск в федеральном масштабе.

Основными производителями сигарет в мире являются США, Китай и Великобритания. В России же крупные фабрики, производящие сигареты, принадлежат в основном международным табачным корпорациям. Как изменится их финансовое положение с введением закона предсказать сложно. На текущий момент Топу крупнейших по обороту производителей табачной продукции в России агентством Credinform был присвоен высокий и наивысший индексы платёжеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит об их стабильности и финансовой устойчивости. 

Таблица 1. Выручка крупнейших производителей табачной продукции России
Наименование, ИННРегионВыручка, млрд руб., 2012 годИндекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, 2014 год

1

ЗАО Филип Моррис Ижора
ИНН 4720007247
Ленинградская область 59,299 159 (наивысший)
2 ЗАО Бритиш Американ Тобакко-СПб
ИНН 7809008119
г.Санкт-Петербург 31,932 193 (наивысший)
3 ЗАО ЛИГГЕТТ-ДУКАТ
ИНН 7710064121
г.Москва 18,493 207 (высокий)
4 ОАО ФИЛИП МОРРИС КУБАНЬ
ИНН 2311010485
Краснодарский край 9,912 231 (высокий)

5

ОАО Донской табак
ИНН 6163012571
Ростовская область 8,927 201 (высокий)
6 ООО Империал Тобакко Волга
ИНН 3443033593
Волгоградская область 8,012 202 (высокий)

7

ООО Крес Нева
ИНН 4720011412
Ленинградская область 3,886 204 (высокий)
8 ЗАО Империал Тобакко Ярославль
ИНН 7601000015
Ярославская область 3,241 212 (высокий)
9 ЗАО Донской табак
ИНН 6162063051
Ростовская область 3,079 247 (высокий)
10 ОАО Погарская сигаретно - сигарная фабрика
ИНН 3223000539
Брянская область 1,460 259 (высокий)

Несмотря на, безусловно, благие цели, которые преследуют депутаты, вводя столь жесткие законы для табачного рынка, многие эксперты отмечают, что резкое повышение акцизных ставок может привести к увеличению объемов нелегального рынка табачной продукции. Сегодня по оценкам экспертов, нелегальный табачный рынок составляет около 2%, а в некоторых областях он достигает 6-8%. Развитию так называемого серого табачного рынка также способствует различие в ценах на сигареты в странах Таможенного союза. 

Наибольшее количество табакозависимых потребителей живет в Китае, Йемене, Камбодже и Джибути. По данным Росстата, количество курильщиков в России за последние два года не изменилось: и до принятия антитабачного закона в 2011 году и после его принятия в 2013 году их доля в стране составляла 24%. Хотя всё же два года - слишком маленький срок для выводов об эффективности введённых изменений.

Вестник
Российские аэропорты обновляют исторические максимумы по пассажиропотоку

Несмотря на наметившуюся стагнацию отечественной экономики, российские аэропорты показывают впечатляющие темпы роста количества обслуживаемых пассажиров. По итогам января-ноября 2013 года пассажиропоток крупнейшей воздушной гавани России - московского Домодедово составил 28,7 млн человек, что больше, чем за аналогичный период прошлого года на 10%.

Находящийся по этому показателю на втором месте - Международный аэропорт Шереметьево (Москва), увеличил пассажиропоток по итогам одиннадцати месяцев 2013 года на 11,7% до 27,14 млн человек.

Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург) обслужил за этот же период 12 млн человек, что на 15,3% больше показателя 2012 года.

Еще один столичный аэропорт Внуково в 2013 году перевалил рубеж в 10 млн человек, за рассматриваемый период услугами хаба воспользовались 10,3 млн пассажиров, что превышает аналогичный показатель 2012 года на 14,1%.

Таким образом, все три аэропорта Москвы – Домодедово, Шереметьево, Внуково, а также петербургский Пулково демонстрируют двузначные темпы роста числа принятых-отправленных пассажиров, из чего можно сделать вывод о растущей от года к году мобильности наших граждан.

Московский авиаузел (Домодедово, Шереметьево, Внуково), являясь самым большим в Восточной Европе, обслужил в 2012 году 63,9 млн пассажиров, а за январь-ноябрь текущего года уже 66,1 млн человек. Причем Домодедово по итогам 2012 года занимал 11-е место в списке наиболее загруженных аэропортов Европы, а Шереметьево – 13-е.

Единственный аэропорт Северной столицы – Пулково, в прошлом году установил для себя новый рекорд – впервые в своей истории превысил показатель в 12 млн человек, заняв 36-е место в Европе.

Крупнейшим аэропортом за пределами Москвы и Санкт-Петербурга является аэропорт Кольцово (Екатеринбург), который 19 декабря установил собственный рекорд, обслужив четырехмиллионного пассажира с начала 2013 года.

Другие участники Топ-10 аналогично устанавливают максимальные значения за все посткоммунистическое время по числу принятых-отправленных пассажиров - это аэропорты Новосибирска, Краснодара, Сочи, Уфы и Красноярска.

Всего за весь 2012 год десять аэропортов страны обслужили 90,3 млн человек (75,4% от общего пассажиропотока), что больше уровня 2011 года на 13,2%, причем доля московского авиаузла среди Топ-10 доходит до уровня 71%. Эта цифра подтверждает факт концентрации и замыкании на Москву большого числа авиационных направлений, особенно международных. В России никого не удивляет ситуация, когда на пути из Челябинска в Якутск нужно сделать пересадку в столице.

В связи с этим напрашивается вывод о необходимости развития сети региональных авиаперевозок, в том числе в те страны мира, которые пользуется спросом у местных жителей.

 

аэропорт

Рисунок 1. Динамика пассажирооборота Топ-10 аэропортов России

По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® агентства Credinform прирост выручки Топ-10 аэропортов в 2012 году был неравномерен. Больше всего оборот удалось увеличить Международному аэропорту Шереметьево – на 66% до 15,2 млрд. рублей. Во многом это связано с открытием недавно построенного терминала D, и переводом части рейсов, в том числе правительственных, из Внуково в Шереметьево (в связи с закрытием на реконструкцию второй взлётно-посадочной полосы).

При этом аэропорт Внуково снизил свою выручку почти на 30%. Однако после завершения всех работ по реконструкции аэродромного комплекса и недавнего ввода нового терминала А, объем выручки по итогам 2013 года с большой вероятностью покажет положительную динамику.

Остальные аэропортовые комплексы, за исключением Кольцово (Екатеринбург), также показывают положительную динамику выручки.

Таблица 1. Выручка крупнейших по пассажиропотоку аэропортов России
НаименованиеВыручка,  млн руб., 2011г.Выручка, млн руб., 2012г.Изменение, %Индекс платеже-способности ГЛОБАС-i® на начало 2014г.
1 ОАО "Международный аэропорт Шереметьево"
ИНН: 7712094033
9 146,0 15 181,81 66,0 261 (высокий)
2 ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" (Пулково)
ИНН: 7703590927
6 007,7 7 367,4 22,6 232 (высокий)
3 ОАО "Аэропорт Кольцово"
ИНН: 6608000446
4 179,7 4 130,0 -1,2 204 (высокий)
4 ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово"
ИНН: 5009026330
2 958,1 3 246,8 9,8 209 (наивысший)

5

ОАО "Международный аэропорт Уфа"
ИНН: 0274108180
2 261,0 2 643,2 16,9 206 (наивысший)
6 ОАО "Международный аэропорт Сочи"
ИНН: 2317044843
2 053,1 2 155,2 5,0 282 (высокий)
7 ОАО "Международный аэропорт "Краснодар"
ИНН: 2312126429
2 066,5 2 118,3 2,5 202 (наивысший)
8 ООО "Аэропорт Емельяново"
ИНН: 2460213509
945,3 1 138,5 20,4 253 (высокий)
9 ОАО "Международный аэропорт "Внуково"
ИНН: 7710404473
1 391,0 976,1 -29,8 220 (высокий)
10 ООО "Международный аэропорт Новосибирск"
ИНН: 5448450682
229,5 305,9 33,3 295 (высокий)

Совокупный оборот Топ-10 крупнейших аэропортов в 2012 году составил более 38,12 млрд руб., увеличившись за год на 25,9%. Согласно независимой оценке финансового состояния предприятий Информационного агентства Credinform все организации представленного рейтинга имеют высокий индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит о способности всех компаний своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам, риск их невыполнения минимальный или незначительный. С инвестиционной точки зрения сотрудничество с данными организациями представляется привлекательным, ситуация в индустрии авиаперевозок в целом стабильно хорошая. Какого либо спада в ближайшее время ожидать не стоит - увеличивается туристический поток (как внешний, так и внутренний), растут, хоть и медленно, доходы населения, а значит, все больше граждан нашей страны смогут позволить себе путешествовать самым удобным видом транспорта – самолетом.