Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в декабре 2013 года утвердил список директив для представителей России в совете директоров компаний с государственным участием, закупочная деятельность которых попадает под федеральный закон, регулирующий госзакупки.
Утвержденные правила были разработаны Минэкономразвития и распространяются на любых физических лиц, включая госслужащих и иностранных специалистов, представляющих интересы страны в наблюдательных советах открытых акционерных обществ с долей государства более 50%.
В соответствии с принятыми поправками, члены наблюдательных советов госкорпораций-заказчиков теперь обязаны не только привлекать для аудита закупок представителей малого и среднего бизнеса, но и содействовать их эффективному участию в системе торгов. Заказчики должны вернуть залог за обеспечение заявки участникам закупок малым и средним предприятиям в срок не более одной недели, успеть подписать договор с победителем конкурса за 20 дней и оплатить работу подрядчика в течение десяти дней после подписания всех необходимых документов. Кроме того, представители малого и среднего бизнеса получат право выбора между банковской гарантией и денежным обеспечением по выплате залога за обеспечением заявки конкурса.
Однако нововведениям не рады как представители госкорпораций, так и малого бизнеса. На сегодняшний день в качестве главной проблемы специалисты отмечают непрозрачность госконтрактов. Так, по подсчетам экспертов Национальной ассоциации институтов закупок, из более чем двухсот тендеров общей стоимостью 0,5 триллиона рублей лишь малую часть можно считать полностью прозрачными. Разница между максимальной ценой госконтракта и «конкурентным» предложением в большинстве случаев меньше 1%. В качестве причины эксперты отмечают заточенность конкурсной документации под конкретного поставщика, при этом около 57% госконтрактов заключены с единственным поставщиком.
Главная цель предложенных нововведений – повысить долю закупок, приходящуюся на представителей малого и среднего бизнеса. Премьер отмечает, что на сегодняшний день удельный вес малого и среднего бизнеса в таких закупках составляет 10%, что не отражает его роли в экономике страны. В соответствии с ориентирами, заложенными в «дорожной карте» к 2018 году его доля в структуре госзакупок должна составлять не менее 25%, а доля прямых закупок (без посредников) должна увеличиться с 2 до 10%. По мнению Дмитрия Медведева, подобные меры позволят сделать систему закупок крупнейших компаний страны более прозрачной.
Не секрет, что малый и средний бизнес в промышленно-развитых государствах играет ключевую роль по вкладу в развитие ВВП. В нашей стране становление этой формы предпринимательства исторически началось относительно недавно и по большому счету руководство страны не уделяло данному вопросу пристального внимания. В последнее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону, в правительственных кругах есть осознание того, что малая экономика и частная инициатива должны занимать все большую роль.
Уже сегодня государство предоставило организациям высокотехнологичного сектора двухгодичные налоговые каникулы; был расширен круг предпринимателей, которые могут выкупить арендуемое помещение в собственность; на региональном уровне создан гарантийный фонд для предоставления кредитов, что во многом помогло удержаться на плаву многим компаниям в момент финансового кризиса 2008 года.
С другой стороны следует признать, что окончательный консенсус по вопросу стимулирования малого бизнеса между разными блоками правительства еще не найден. Это признал министр финансов Алексей Улюкаев на прошедшем в середине января Гайдаровском форуме, сказав, что принятые год назад поправки в законодательство, приведшие к увеличению социальных выплат для бизнеса, привели к закрытию более 500 тыс. малых компаний. В итоге был получен сомнительный экономический эффект при очевидных для всех проблемах.
Повышать налоговую нагрузку или стимулировать бизнес – вот ключевая задача, решать которую предстоит в ближайшие годы.
По словам Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, посетившего Гайдаровский форум, кабинету уже поручена задача расширить успешный региональный опыт и создать Федеральный гарантийный фонд для предоставления кредитов малым и средним предприятиям, ресурсы которого буду выступать не только гарантией перед сторонними кредиторами, но и использоваться на возвратной основе для самих компаний.
В свете того, что нефтегазовый сектор уж не обеспечивает высоких темпов экономического роста, подобная инициатива выглядит вполне оправданной. Сама идея Фонда в результате должна привести к тому, что деньги будут работать на экономику, в отличие от «кубышки на черный день» - Резервного фонда.
На форуме, кроме всего прочего, прозвучала идея предоставить налоговые каникулы не только предпринимателям высокотехнологичного сектора, но и другим малым фирмам. Бизнес должен выйти на окупаемость, прежде чем давать отдачу в казну – эта практика широко распространена в мире. Смелое предложение, в свете недавнего повышения социальных выплат, скорее всего не найдёт понимания в глазах министров, но чтобы провести так называемую диверсификацию экономики, о которой говорят уже не один год подряд, рано или поздно к этой теме придётся вернуться.