Рэнкинг
Защищённость кредитов крупнейших автопроизводителей России

Для рэнкинга был составлен список Топ-10 предприятий по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.); рассчитаны динамика выручки относительно предыдущего периода и коэффициент защищенности кредитов (см. табл. 1).

Коэффициент защищенности кредитов (x) - отношение прибыли до выплаты налогов и процентов по кредитам к сумме процентов к уплате. Характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит и показывает, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Рекомендуемое значение: >1

Таким образом, если коэффициент меньше 1, то это свидетельство отсутствия у компании возможности погасить все кредитные обязательства одномоментно. Это, в свою очередь, может привести к финансовой неустойчивости бизнеса в сегодняшних сложных макроэкономических условиях, особенно в период значительного (до 40%) падения продаж автомобилей на российском рынке.

Если значение рассматриваемого показателя отсутствует - в отчетности предприятия не значится заемных средств, а, следовательно, процентов к уплате кредиторам. Что само по себе можно рассматривать с положительной точки зрения. Однако для успешного ведения бизнеса, удержания рынка, внедрения инновационных разработок, требуется выход на рынок капитала. Поэтому, задача финансового менеджмента заключается в соблюдении разумного баланса между развитием и своим финансовым благополучием.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Выручка, коэффициент защищённости кредитов и индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших автопроизводителей России (Топ-10)
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2014 г.Прирост выручки, %Коэффициент защищенности кредитов, (х)Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 OOO Фольксваген Груп Рус
ИНН 5042059767
Калужская область 230 582,6 -4,4 0,4 284 высокий
2 OAO АвтоВАЗ
ИНН 6320002223
Самарская область 189 370,0 8,1 -7,3 297 высокий
3 OOO Ниссан
Мэнуфэкчуринг Рус
ИНН 7842337791
г. Санкт-Петербург 152 032,9 21,8 - 269 высокий
4 ЗАО Рено Россия
ИНН 7709259743
г. Москва 110 591,8 4,4 21,2 230 высокий
5 ПАО КамАЗ
ИНН 1650032058
Республика Татарстан 104 388,6 -2,6 0,4 255 высокий
6 ООО Эллада Интертрейд
ИНН 3906072056
Калининградская область 91 640,0 15,8 -18,6 218 высокий
7 ООО Хендэ Мотор
Мануфактуринг Рус
ИНН 7801463902
г. Санкт-Петербург 85 392,3 7,1 7,8 219 высокий
8 ООО Автомобильный завод ГАЗ
ИНН 5250018433
Нижегородская область 59 277,7 -13,9 0,6 302 удовлетвори
тельный
9 ООО Форд Соллерс Холдинг
ИНН 1646021952
Республика Татарстан 54 887,7 -34,7 -2,1 327 удовлетвори
тельный
10 ЗАО Автотор
ИНН 3905011678
Калининградская область 40 967,4 -4,4 - 272 высокий

Значение коэффициента защищенности кредитов у крупнейших автопроизводителей (Топ-10) варьируется от -18,6 (ООО Эллада Интертрейд), до 21,2 (ЗАО Рено Россия). Отрицательный показатель говорит о наличии чистого убытка до налогообложения (за счет изменения отложенных налоговых активов, компания может получить чистую прибыль).

выручка  и коэффициент защищенности кредитов крупнейших автопроизводителей

 Рисунок 1. Выручка и коэффициент защищенности кредитов крупнейших автопроизводителей России (Топ-10)

Годовая выручка компаний списка Топ-10 по итогам 2014 г. составила 1119,1 млрд рублей, что выше суммарного показателя этих же автопроизводителей в предыдущем периоде на 0,9%. С учетом инфляции, финансовый результат гигантов отрасли выглядит весьма скромно.

Ряд компании и вовсе снизили выручку: ООО Форд Соллерс Холдинг (-34,4%); ООО Автомобильный завод ГАЗ (-13,9%); ООО Фольксваген Груп Рус (-4,4%); ЗАО Автотор (-4,4%); ПАО КамАЗ (-2,6%).

Ситуация в автомобильной отрасли очень непростая, падение потребительского спроса обрушило продажи практически у всех компаний. Выживут те, кто успел максимально локализовать производство внутри страны, наладил работу с российскими поставщиками, тем самым защитив себя от колебаний валютных курсов.

Не обошлось без потерь: крупнейшие марки концерна General Motors - Chevrolet и Opel фактически заявили об уходе с нашего рынка.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) в октябре 2015 года в России продано 129,9 тыс. новых автомобилей, что на 38,5% меньше чем в октябре 2014 года и на 7,7% меньше предыдущего месяца.

Тройка лидеров по концернам (альянсам) выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group.

В целом за 10 месяцев реализовано 1,32 млн. автомобилей, что на 33,6% меньше чем за аналогичный период 2014 года.

Вслед за Ладой, под маркой которой продано 224,0 тыс. авто (-30%), идут: KIA - 134,1 тыс. (-13%), Hyundai 133,5 тыс. (-10%), и Renault - 98,1 тыс. (-37%)

Среди моделей лидируют: Lada Granta – 99 653 авто (-22,7%), Hyundai Solaris – 95 047 (0,0%), и KIA Rio – 80 667 (+9,7%).

Статья
Транстихоокеанское партнерство: с кем и зачем?

В начале октября 2015 года 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона достигли соглашения по договору о Транстихоокеанском партнерстве. Инициаторами создания такой организации выступили Бруней, Новая Зеландия, Сингапур и Чили. В рамках ТТП* США, Австралия, Канада, Япония, Малайзия, Мексика, Чили, Вьетнам создают еще и экономический союз. Двенадцатой страной в вышеуказанном партнерстве является Перу. Ожидается, что ТТП заработает не ранее 2016 года, так как каждая из 12 стран должна ратифицировать соглашение.

Страны ТТП образовали своего рода зону свободной торговли в юго-восточном регионе. По достигнутым договоренностям в ней должна реализоваться общая политика в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок, контроля экспорта, конкурентной политики, а также, возможно, соглашение и по валютным вопросам. 

Между странами-партнерами должны отсутствовать таможенные пошлины. Также необходимо унифицировать санитарные и фитосанитарные меры, рынки труда. Кроме того соглашением предусматривается урегулирование экологической нагрузки, интернет торговли и торговли услугами. Как отмечают аналитики, нескольким странам проще договориться между собой, чем соглашаться на снижение торговых барьеров в рамках ВТО*.

Эксперты считают, что ТТП должна стать в Азиатско-Тихоокеанском регионе альтернативой АСЕАН* и АТЭС*, так как они не являются действенными структурами по продвижению американских интересов в Азии. Создание ТТП также может являться препятствием экономической политике Китая в указанном регионе. Об этой цели прямо заявил президент США, выступая в апреле 2015 года перед Конгрессом. Также США рассматривают данное партнерство как инструмент усиления своих союзников на Юго-Востоке в их конфронтации с Китаем.

В настоящее время Китай активно участвует в формате АТЭС, ШОС*, продвигает проект Шелкового пути, ВРЭП*, что позволяет ему реализовывать свои экономические интересы. Хотя отдельные страны напрямую сотрудничают с Китаем, тем не менее, существуют трудности с входом на его внутренний рынок. Соответственно не все страны Юго-Востока соглашаются с такой ролью Китая. Поэтому пока вопрос присутствия страны в ТТП не стоит. С другой стороны США формально предлагают в ТТП равное партнерство. Однако появление в нем таких членов как Россия и Китай возможно только с одобрения США из-за доминирующей позиции.

Руководство России в настоящий момент подходит к проекту ТТП с точки зрения оценки, поскольку данное партнёрство не затрагивает интересы государства в торговле на Юго-Востоке. В свою очередь Россия развивает проект ЕАЭС* и уже заявляла об идее увязать данный формат с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути», сопряженным с ВРЭП. Появление ТТП рассматривается российским руководством как «кулуарный» проект и стремление ряда государств решать вопросы за пределами ВТО, поскольку переговоры о создании партнерства ведутся тайно не только от собственных граждан, деловых кругов и общественности, но и от других стран. 

Решение по ТТП рассматривается специалистами международниками как первый шаг к расколу региона на экономические блоки. Поэтому позиция переговорщиков по ТТП вызывает озабоченность, связанную с рисками сегментации мировой торговли в случае реализации такого партнерства. Тем не менее это не мешает России напрямую работать, например, с Вьетнамом, Новой Зеландией и другими странами.

*
ТТП - Транстихоокеанское партнерство
ВТО – Всемирная торговая организация
АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
ШОС - Шанхайская организация сотрудничества
ВРЭП - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство
ЕАЭС - Евразийский экономический союз.