Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний ювелирной отрасли.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2016 – 2020 гг.) компании, занимающиеся изготовлением, реализацией и ремонтом изделий из драгоценных металлов и камней (ТОП-1000). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов является отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистых активов является НАО КОМДРАГМЕТАЛЛ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ИНН 1435343333, Республика Саха (Якутия), розничная торговля ювелирными изделиями в специализированных магазинах. В 2020 г. чистые активы составляли более 9,4 млрд руб.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО СТОЛИЧНЫЙ ЮВЕЛИРНЫЙ ЗАВОД, ИНН 7715602359, г. Москва, производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней, признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство 27.01.2021. Недостаточность имущества в 2020 г. выражалась отрицательной величиной -34,3 млрд руб.
За пятилетний период средние размеры чистых активов ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению, с падением темпов прироста (Рисунок 1).

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 за пять лет имели позитивную тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2020 г. составил 52% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне концентрации капитала в ювелирной отрасли.

В целом, наблюдается тенденция к сокращению объемов выручки, с падением темпов прироста (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистой прибыли является ПАО МОСКОВСКИЙ ЮВЕЛИРНЫЙ ЗАВОД, ИНН 7724181241, г. Москва, производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней. Прибыль в 2020 г. составила почти 2,3 млрд руб.
За пятилетний период показатели средних размеров прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению (Рисунок 5).

За последние пять лет средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 находились значительно выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение пяти лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-1000 демонстрировали тенденцию к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За пятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности демонстрировали тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Малый бизнес
96% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-1000 в 2020 г. составляет почти 42%, что в два раза выше средних показателей по стране в 2018 - 2019 гг. (Рисунок 10).

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 зарегистрированы в 70 регионах и распределены по территории страны крайне неравномерно. Почти 47% от общего объема выручки 2020 г. компаний ТОП-1000 сосредоточены в г. Москве (Рисунок 11).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их возможности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших предприятий ювелирной отрасли, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций в их деятельности в период с 2016 по 2020 гг. (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Динамика среднего размера чистых активов | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Уровень концентрации капитала | ![]() |
Динамика среднего размера выручки | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | ![]() |
Динамика среднего размера прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 20% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Среднее значение удельного веса факторов | ![]() |
положительная тенденция (фактор),
отрицательная тенденция (фактор)
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских компаний розничной торговли ювелирными изделиями. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2018 - 2020 гг.) компании, занятые продажей изделий из драгоценных металлов и камней (ТОП-10 и ТОП-500). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности компании и показывает долю средств, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.
Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.
Специалистами Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для предприятий розничной торговли ювелирными изделиями среднее отраслевое практическое значение рентабельности продаж составляет от 2,04 до 16,56 %%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Рентабельность продаж, % | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО ЗОЛОТО ЮГА ИНН 6164304062 Ростовская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
205 Высокий |
ООО ЗОЛОТОЙ ИНН 7805555551 Санкт-Петербург |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
202 Высокий |
ООО ЮВЕЛЛА ИНН 6163095867 Ростовская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
215 Высокий |
ООО ЗОЛОТО УРАЛА ИНН 6670352263 Свердловская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
230 Высокий |
ООО СТОЛИЦА ДАЙМОНД ИНН 9705071310 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
195 Наивысший |
ООО М СТИЛЬ ИНН 5032231313 Московская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
224 Высокий |
ООО БУЛГАРИ РАША ИНН 7710969160 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
290 Высокий |
ООО ЮВЕЛИРНЫЙ ДОМ КРИСТАЛЛ ИНН 4824030956 Липецкая область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
226 Высокий |
НАО ПАНКЛУБ ИНН 7743765161 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
338 Удовлетворительный |
ООО ЮВЕЛИРНАЯ СЕТЬ ЭПЛ ДАЙМОНД ИНН 1435171885 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
306 Удовлетворительный |
Среднее значение ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Среднее значение ТОП-500 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
улучшение показателя к предыдущему периоду,
ухудшение показателя к предыдущему периоду
Только две компании ТОП-10 в 2020 г. имеют показатели рентабельности продаж в интервале среднего отраслевого практического значения.
Средние показатели коэффициента рентабельности продаж компаний за 2020 г. ТОП-10 выше, а ТОП-500 - ниже показателей за предыдущий год. Две компании снизили показатели в 2020 г., в то время как в 2019 г. снижение наблюдалось у пяти компаний.
При этом, в 2020 г. шести компаниям удалось увеличить выручку и семи компаниям - чистую прибыль.
Однако, выручка в среднем снизилась в ТОП-10 на 3%, а в ТОП-500 – почти на 8%. При этом прибыль в ТОП-10 и ТОП-500 увеличилась почти на 32% и 30% соответственно. Наибольшие потери понесли крупные компании с большим объемом выручки за 2019 г.
В целом, в течение последних 10 лет рост средних отраслевых показателей коэффициента рентабельности продаж наблюдался 5 раз. Наивысших значений показатель достигал в 2016 г., а наихудший результат показан в 2019 г. (Рисунок 1).
