Тенденции в производстве бакалеи
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности российских предприятий - производителей бакалеи.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2014 – 2020* гг.) компании, осуществляющих производство круп, муки и макаронных изделий, сахара и крахмала, чая и кофе, шоколада, растительного масла, соли и пряностей (ТОП-1000). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистых активов является ООО МАРС, ИНН 5045016560, Московская область, производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий. В 2019 г. чистые активы составляли более 65 млрд рублей.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало НАО НЭФИС-БИОПРОДУКТ, ИНН 1624012256, Республика Татарстан, производство масел и жиров, находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу с 17.03.2021. Недостаточность имущества в 2019 г. выражалась отрицательной величиной -7 млрд рублей.
За пятилетний период средние размеры чистых активов ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, с отрицательными темпами прироста (Рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2015 - 2019 гг.Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 за пять лет имели негативную тенденцию к росту (Рисунок 2).
Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2015 - 2019 гг.Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2019 г. составил 39% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в производстве бакалейных товаров.
Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2019 г. ТОП-1000В целом, наблюдается тенденция к снижению объемов выручки, с падением темпов прироста (Рисунок 4).
Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2015 – 2020 гг.Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистой прибыли является также ООО МАРС. Прибыль в 2019 г. составила более 14 млрд руб.
За шестилетний период показатели средних размеров прибыли ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению, с падением темпов прироста (Рисунок 5).
Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2015 - 2020 гг.За шестилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению, при этом уменьшается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).
Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2020 гг.Основные финансовые коэффициенты
За шестилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к снижению. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2015 - 2020 гг.В течение шести лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 имели тенденцию к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2015 - 2020 гг.Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За шестилетний период показатели данного коэффициента деловой активности демонстрировали тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2015 - 2020 гг.Малый бизнес
75% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-1000 в 2019 г. составляет 11,3%, что почти в два раза ниже средних показателей по стране в 2018 - 2019 гг. (Рисунок 10).
Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 зарегистрированы в 71 регионе и распределены по территории страны неравномерно. Почти 32% от общего объема выручки 2019 г. компаний ТОП-1000 сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).
Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам РоссииСкоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).
Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетностиИндекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их возможности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).
Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности ГлобасВывод
Комплексная оценка деятельности предприятий - производителей бакалеи, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций в их деятельности в период с 2015 по 2020 гг. (Таблица 1).
| Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
| Динамика среднего размера чистых активов | 10 |
| Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | -10 |
| Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | -10 |
| Уровень концентрации капитала | 10 |
| Динамика среднего размера выручки | -10 |
| Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | -10 |
| Динамика среднего размера прибыли (убытка) | -10 |
| Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | -10 |
| Рост / снижение средних размеров чистой прибыли | -10 |
| Рост / снижение средних размеров чистого убытка | 10 |
| Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | -5 |
| Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | -10 |
| Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
| Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 20% | -10 |
| Региональная концентрация | -5 |
| Финансовое положение (наибольшая доля) | 10 |
| Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
| Среднее значение удельного веса факторов | -3,8 |
положительная тенденция (фактор),
отрицательная тенденция (фактор)
(*) – данные за 2020 г. приводятся по компаниям, представившим отчетность в ФНС РФ в марте 2021 г.
Рентабельность производства сахара 2020 г.
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских компаний - производителей сахара. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2018 - 2020 гг.) предприятия (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продукции (Таблица 1). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность продукции (%) рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности.
В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства. Анализ рентабельности продукции позволяет судить о целесообразности производства товаров. Нормативные значения для показателей данной группы отсутствуют, так как они сильно варьируются в зависимости от отрасли.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
| Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Рентабельность продукции, % | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
| 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| ПАО АТМИС-САХАР ИНН 5802000692 Пензенская область |
4 419,2 |
5 720,3 |
-190,8 |
661,1 |
2,90 |
24,41 |
227 Высокий |
| ПАО ЧИШМИНСКИЙ САХАРНЫЙ ЗАВОД ИНН 0250005763 Республика Башкортостан |
2 443,4 |
3 305,4 |
43,5 |
407,0 |
3,68 |
18,51 |
170 Наивысший |
| АО УЛЬЯНОВСКИЙ САХАРНЫЙ ЗАВОД ИНН 7322002100 Ульяновская область |
1 864,5 |
2 525,0 |
0,6 |
298,4 |
1,72 |
18,47 |
153 Наивысший |
| ПАО ДОБРИНСКИЙ САХАРНЫЙ ЗАВОД ИНН 4804000086 Липецкая область |
6 991,5 |
7 471,1 |
804,8 |
361,5 |
15,91 |
17,07 |
250 Высокий |
| ООО БАЛАШОВСКИЙ САХАРНЫЙ КОМБИНАТ ИНН 6440014975 Саратовская область |
1 464,3 |
1 864,1 |
-148,3 |
97,6 |
-4,99 |
12,99 |
239 Высокий |
| ООО РАЕВСАХАР ИНН 0202007993 Республика Башкортостан |
963,9 |
1 422,3 |
-56,4 |
181,0 |
-7,52 |
11,88 |
231 Высокий |
| ООО С-АГРОТРЕЙД ИНН 2610019895 Ставропольский край |
0,0 | 2,8 |
-0,2 |
0,1 |
-100,00 | 8,52 |
357 Удовлетворительный |
| ООО ЭРА ИНН 5033001440 Московская область |
0,0 |
1,9 |
0,0 | 0,1 |
н/д | 7,22 | 350 Удовлетворительный |
| ООО СНАБ СБЫТ СЕРВИС ИНН 5614020470 Оренбургская область |
2,6 |
1,2 |
0,1 |
0,0 |
4,47 |
0,99 |
271 Высокий |
| ООО БЕЛЛАВИСТА ИНН 5402538373 Новосибирская область |
21,0 |
11,1 |
0,1 |
0,0 |
0,31 |
0,56 |
313 Удовлетворительный |
| Среднее значение ТОП-10 | 1 817,1 |
2 232,5 |
45,3 |
200,7 |
-9,28 |
12,06 |
|
| Среднее отраслевое значение | 1 264,3 |
67,4 |
7,68 |
||||
улучшение показателя к предыдущему периоду,
ухудшение показателя к предыдущему периоду
Средний показатель рентабельности продукции компаний ТОП-10 за 2020 г. значительно выше показателя за предыдущий год. Только у одной компании в 2020 г. показатель снизился, в то время как в 2019 г. снижение наблюдалось у всех компаний ТОП-10.
При этом только две компании в 2020 г. снизили выручку, а чистая прибыль выросла у восьми компаний.
Таким образом, для компаний ТОП-10 2020 г. оказался более успешным по сравнению с 2019 г. Выручка выросла почти на 23%, а прибыль увеличилась более чем в 4 раза.
В целом, течение 10 лет средние отраслевые показатели рентабельности продукции не отличались стабильностью (Рисунок 1). Наивысших значений показатель достигал в 2015 г., а наихудший результат наблюдался в 2013 г.
Рисунок 1. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продукции производителей сахара в 2010 – 2019 гг.