При международном сопоставлении стран для определения уровня их социально-экономического развития традиционно используют универсальный показатель ВВП на душу населения. Однако он не всегда точен. Есть государства с низким значением ВВП на душу населения, но с высокой продолжительностью жизни.
В качестве примера можно привести Кубу, где средняя продолжительность жизни при рождении составляет 79,1 год, что выше, чем в США – 77,8 лет. На Кубе поддерживается высокий уровень доступной медицины и образования. Таким образом, богатство страны не всегда определяет качество жизни его граждан.
В связи с этим был разработан более объективный барометр – Индекс человеческого развития.
Индекс человеческого развития (ИЧР) - это статистический сводный индекс, ежегодно рассчитываемый в рамках Программы развития ООН исходя из следующих параметров: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, продолжительность образования и валовый национальной доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС).
Индекс принимает значения от 0 до 1 и ранжирует государства и территории по четырем группам: страны с очень высоким уровнем человеческого развития (ИЧР свыше 0,8); страны с высоким уровнем человеческого развития (ИЧР от 0,7 до 0,8); страны со средним уровнем человеческого развития (ИЧР от 0,55 до 0,7) и государства с низким уровнем человеческого развития (ИЧР меньше 0,55).
Россия в сопоставлении за 2018 г. имеет ИЧР 0,816, что соответствует очень высокому уровню. Среди Топ-20 экономик мира наша страна занимает 11-е место по ИЧР. Лидирующая позиция у Германии: при практически равном размере ВВП по ППС с Россией, ФРГ имеет значение ИЧР 0,936 (см. таблицу 1).
Ранг | Страна | Индекс человеческого развития, 2018 г. | ВВП по ППС в трлн долл., 2019 г. | Место по ВВП | |
1 | Германия | ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ | 0,936 | 4 444 | 5 |
2 | Канада | 0,926 | 1 900 | 16 | |
3 | США | 0,924 | 21 439 | 2 | |
4 | Великобритания | 0,922 | 3 131 | 9 | |
5 | Япония | 0,909 | 5 747 | 4 | |
6 | Республика Корея | 0,903 | 2 320 | 14 | |
7 | Франция | 0,901 | 3 061 | 10 | |
8 | Испания | 0,891 | 1 941 | 15 | |
9 | Италия | 0,880 | 2 443 | 12 | |
10 | Саудовская Аравия | 0,853 | 1 899 | 17 | |
11 | Россия | 0,816 | 4 349 | 6 | |
12 | Иран | ВЫСОКИЙ | 0,798 | 1 471 | 18 |
13 | Турция | 0,791 | 2 347 | 13 | |
14 | Мексика | 0,774 | 2 628 | 11 | |
15 | Бразилия | 0,759 | 3 456 | 8 | |
16 | Таиланд | 0,755 | 1 383 | 20 | |
17 | Китай | 0,752 | 27 309 | 1 | |
18 | Египет | СРЕДНИЙ | 0,696 | 1 391 | 19 |
19 | Индонезия | 0,694 | 3 737 | 7 | |
20 | Индия | 0,640 | 11 326 | 3 |
Источник: МВФ, Отчет о человеческом развитии (ООН), расчеты Credinform
Китай, являющейся крупнейшей экономикой мира, по Индексу человеческого развития пока уступает не только России, но и большинству участников Топ-20, занимая 17-е место.
Несмотря на третий размер экономки, Индия замыкает рэнкинг. Стране еще предстоит пройти долгий путь по значительному повышению уровня благосостояния населения и внедрению массового образования.
Ни рисунке 1 представлена зависимость размера ВВП по ППС от значения индекса человеческого развития.
Представленная методика ранжирования стран подвергается критике за формальный подход и небольшое число показателей, учитываемых при расчёте. Но не следует забывать, что и доступ к данным везде различен. А уровень дохода, образование и продолжительность жизни – одни из самых универсальных индикаторов, характеризующих развитие общества.
В рамках национальной программы «Цифровая экономика» подготовлен и представлен к обсуждению проект постановления Правительства РФ «Положение о Цифровой аналитической платформе предоставления статистических данных».
Целью создания Цифровой аналитической платформы (ЦАП) является автоматизация процессов производства и распространения статистической информации. ЦАП представляется разработчиками как совокупность средств информационного, технологического, правового и методологического обеспечения.
Предполагается что в результате внедрения платформы снизится отчетная нагрузка на респондентов и минимизируются бюджетные расходы на производство статистической информации, улучшится удовлетворенность пользователей статистической информации и увеличатся объемы ее распространения, повысятся доступность и удобство сервисов по получению пользователями статистической информации. Оператором платформы определена Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Функционирование платформы должно обеспечить для всех категорий пользователей:
- однократность предоставления данных (в т.ч. статистических) в режиме онлайн во все органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления;
- возможность формировать и использовать аналитические показатели (в т.ч. традиционные статистические) в целях государственного управления, используя доступную базу первичных статистических данных учитывая меняющиеся информационные потребности;
- предоставление всех данных, как респондентами, так и по запросам пользователей, только в электронной форме в машиночитаемом виде;
- одновременное использование данных различного происхождения в режиме реального времени (например, данных статистических переписей и обследований, отчетности в госорганы, альтернативных и открытых источников информации), что даст возможность гибко управлять процессами хозяйственного управления с учетом всей полноты информации;
- интеграцию бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности;
- возможность загрузки через единое окно респондентами различных видов отчетности, интегрированных с платформами и информационными системами органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Предполагаются следующие этапы разработки и внедрения ЦАП:
Год | Этап |
2019 | Единое окно |
2020 - 2023 | Единый реестр статистических форм и показателей Единый реестр респондентов Автоматизированная информационная система Федерального плана статистических работ |
2021 - 2023 | Единое хранилище статистических данных |
2024 | Единая технология сбора, обработки и анализа данных Переход на потоковый сбор данных |