Рэнкинг
Топ-20 крупнейших экономик мира по индексу человеческого развития

При международном сопоставлении стран для определения уровня их социально-экономического развития традиционно используют универсальный показатель ВВП на душу населения. Однако он не всегда точен. Есть государства с низким значением ВВП на душу населения, но с высокой продолжительностью жизни.

В качестве примера можно привести Кубу, где средняя продолжительность жизни при рождении составляет 79,1 год, что выше, чем в США – 77,8 лет. На Кубе поддерживается высокий уровень доступной медицины и образования. Таким образом, богатство страны не всегда определяет качество жизни его граждан.

В связи с этим был разработан более объективный барометр – Индекс человеческого развития.

Индекс человеческого развития (ИЧР) - это статистический сводный индекс, ежегодно рассчитываемый в рамках Программы развития ООН исходя из следующих параметров: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, продолжительность образования и валовый национальной доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС).
Индекс принимает значения от 0 до 1 и ранжирует государства и территории по четырем группам: страны с очень высоким уровнем человеческого развития (ИЧР свыше 0,8); страны с высоким уровнем человеческого развития (ИЧР от 0,7 до 0,8); страны со средним уровнем человеческого развития (ИЧР от 0,55 до 0,7) и государства с низким уровнем человеческого развития (ИЧР меньше 0,55).

Россия в сопоставлении за 2018 г. имеет ИЧР 0,816, что соответствует очень высокому уровню. Среди Топ-20 экономик мира наша страна занимает 11-е место по ИЧР. Лидирующая позиция у Германии: при практически равном размере ВВП по ППС с Россией, ФРГ имеет значение ИЧР 0,936 (см. таблицу 1).

Таблица 1. Топ-20 экономик мира, ранжированные по убыванию индекса человеческого развития
Ранг Страна Индекс человеческого развития, 2018 г. ВВП по ППС в трлн долл., 2019 г. Место по ВВП
1 Германия ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ 0,936 4 444 5
2 Канада 0,926 1 900 16
3 США 0,924 21 439 2
4 Великобритания 0,922 3 131 9
5 Япония 0,909 5 747 4
6 Республика Корея 0,903 2 320 14
7 Франция 0,901 3 061 10
8 Испания 0,891 1 941 15
9 Италия 0,880 2 443 12
10 Саудовская Аравия 0,853 1 899 17
11 Россия 0,816 4 349 6
12 Иран ВЫСОКИЙ 0,798 1 471 18
13 Турция 0,791 2 347 13
14 Мексика 0,774 2 628 11
15 Бразилия 0,759 3 456 8
16 Таиланд 0,755 1 383 20
17 Китай 0,752 27 309 1
18 Египет СРЕДНИЙ 0,696 1 391 19
19 Индонезия 0,694 3 737 7
20 Индия 0,640 11 326 3

Источник: МВФ, Отчет о человеческом развитии (ООН), расчеты Credinform

Китай, являющейся крупнейшей экономикой мира, по Индексу человеческого развития пока уступает не только России, но и большинству участников Топ-20, занимая 17-е место.

Несмотря на третий размер экономки, Индия замыкает рэнкинг. Стране еще предстоит пройти долгий путь по значительному повышению уровня благосостояния населения и внедрению массового образования.

Ни рисунке 1 представлена зависимость размера ВВП по ППС от значения индекса человеческого развития.

Рисунок 1. Топ-20 экономках мира по Индексу человеческого развития Рисунок 1. Топ-20 экономках мира по Индексу человеческого развития

Представленная методика ранжирования стран подвергается критике за формальный подход и небольшое число показателей, учитываемых при расчёте. Но не следует забывать, что и доступ к данным везде различен. А уровень дохода, образование и продолжительность жизни – одни из самых универсальных индикаторов, характеризующих развитие общества.

Статья
Реформа статистической отчетности

В рамках национальной программы «Цифровая экономика» подготовлен и представлен к обсуждению проект постановления Правительства РФ «Положение о Цифровой аналитической платформе предоставления статистических данных».

Целью создания Цифровой аналитической платформы (ЦАП) является автоматизация процессов производства и распространения статистической информации. ЦАП представляется разработчиками как совокупность средств информационного, технологического, правового и методологического обеспечения.

Предполагается что в результате внедрения платформы снизится отчетная нагрузка на респондентов и минимизируются бюджетные расходы на производство статистической информации, улучшится удовлетворенность пользователей статистической информации и увеличатся объемы ее распространения, повысятся доступность и удобство сервисов по получению пользователями статистической информации. Оператором платформы определена Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Функционирование платформы должно обеспечить для всех категорий пользователей:

  • однократность предоставления данных (в т.ч. статистических) в режиме онлайн во все органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления;
  • возможность формировать и использовать аналитические показатели (в т.ч. традиционные статистические) в целях государственного управления, используя доступную базу первичных статистических данных учитывая меняющиеся информационные потребности;
  • предоставление всех данных, как респондентами, так и по запросам пользователей, только в электронной форме в машиночитаемом виде;
  • одновременное использование данных различного происхождения в режиме реального времени (например, данных статистических переписей и обследований, отчетности в госорганы, альтернативных и открытых источников информации), что даст возможность гибко управлять процессами хозяйственного управления с учетом всей полноты информации;
  • интеграцию бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности;
  • возможность загрузки через единое окно респондентами различных видов отчетности, интегрированных с платформами и информационными системами органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Предполагаются следующие этапы разработки и внедрения ЦАП:

Год Этап
2019 Единое окно
2020 - 2023 Единый реестр статистических форм и показателей
Единый реестр респондентов
Автоматизированная информационная система Федерального плана статистических работ
2021 - 2023 Единое хранилище статистических данных
2024 Единая технология сбора, обработки и анализа данных
Переход на потоковый сбор данных