Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг российских предприятий нефтепереработки. Экспертами были отобраны крупнейшие компании по объему выручки за последний имеющийся в статистическом реестре период (2014 год) с видом деятельности переработка нефти. Далее компании были ранжированы по убыванию показателя рентабельности продукции (ТОП-10).
Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства, а показатель рентабельности продукции позволяет сделать вывод о целесообразности выпуска того или иного вида продукции. Нормативных значений для показателей данной группы не предусмотрено, т.к. они сильно варьируются в зависимости от отрасли.
№ | Наименование | Выручка 2014 г., тыс. руб. | Выручка 2014 г. к 2013 г., %% | Рентабельность продукции, % | Индекс платежеспособности Глобас-i® |
---|---|---|---|---|---|
1 | ПАО СИБУР ХОЛДИНГ ИНН 7727547261 |
285 545 215 | 117 | 34,47 | 261 Высокий |
2 | ООО ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА ИНН 3448017919 |
259 702 962 | 106 | 21,13 | 158 Наивысший |
3 | ПАО АНК БАШНЕФТЬ ИНН 0274051582 |
582 128 345 | 112 | 17,05 | 189 Наивысший |
4 | ООО ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ ИНН 5905099475 |
291 049 782 | 105 | 12,39 | 165 Наивысший |
5 | ООО ЛУКОЙЛ-НИЖЕГОРОДНЕФТЕОРГСИНТЕЗ ИНН 5250043567 |
369 313 857 | 105 | 9,80 | 153 Наивысший |
6 | ПАО ОАО ТАИФ-НК ИНН 1651025328 |
132 010 468 | 104 | 9,77 | 219 Высокий |
7 | ООО НЕФТЕГАЗИНДУСТРИЯ-ИНВЕСТ ИНН 277105194 |
87 281 447 | 126 | 9,52 | 260 Высокий |
8 | ПАО ОАО ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ ИНН 266008329 |
190 633 900 | 114 | 4,25 | 280 Высокий |
9 | ООО ЛУКОЙЛ-УХТАНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА ИНН 1102057865 |
83 214 664 | 104 | 3,81 | 221 Высокий |
10 | НАО АО АНТИПИНСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД ИНН 7204084481 |
124 624 801 | 179 | 2,10 | 315 Удовлетворительный |
Лидером рэнкинга стало ПАО СИБУР ХОЛДИНГ со значением рентабельности продукции 34,47%. Это высокий результат, вдвое превышающий среднеотраслевой показатель 15,78% и свидетельствующий о наиболее низкой себестоимости продукции в отрасли. Компании присвоен высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что говорит о способности компании своевременно и в полном объеме погашать долговые обязательства.
ПАО АНК БАШНЕФТЬ, показавшая по итогам 2014 г. наивысшие в отрасли результаты по объему выручки, находится на третьей строчке рэнкинга с показателем рентабельности 17,05%, т.е. близким к среднеотраслевому значению. Предприятие имеет наивысший индекс платежеспособности Глобас-i®, характеризующийся высокой способностью погашать долговые обязательства.
Следует однако отметить, что лидирующее положение по совокупному объему выручки в отрасли в целом имеют предприятия группы компаний Лукойл. В ТОП-10 эта группа представлена четырьмя предприятиями. Суммарный объем их выручки - более 1,3 трлн руб., что составляет почти 42% от объема выручки всех предприятий ТОП-10. Показатели рентабельности продукции предприятий этой группы колеблются от 21,13% до 3,81%.
Наиболее низкий показатель рентабельности среди предприятий ТОП-10 показало НАО АО АНТИПИНСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД. По совокупности финансовых и нефинансовых показателей ему был присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i®, не гарантирующий полное и своевременное погашение долговых обязательств. Однако, именно это предприятие показало наиболее значительный в ТОП-10 прирост выручки в 2014 г., по отношению к 2013 г. Впрочем, это достижение нивелируется полученным в 2014 г. убытком в 34 млрд рублей и снижающимся показателем рентабельности продукции с 6,29% в 2012 г. до 2,1% - в 2014 г.
В целом предприятия нефтепереработки работают рентабельно, но демонстрируют плавное снижение среднеотраслевого показателя рентабельности продукции: 22,41% - в 2010 г.; 18,7% - в 2011 г.; 15,99% - в 2012 г.; 15,71% - 2013 г., с небольшим повышением до 15,78% - в 2014 г. Это происходило на фоне относительно стабильных среднеотраслевых показателей выручки и высоких (до середины 2014 г.) мировых цен на нефть.
В 2015 году по данным Росстата, впервые за несколько последних лет зафиксирован спад первичной переработки нефти на 2,4%. Как будет развиваться ситуация далее – покажет время. Резервы отрасли эксперты видят в структурных изменениях и переходе к более глубокой переработке сырья.
Уважаемые Дамы и Господа,
Информационное агентство Credinform поздравляет прекрасную половину человечества с праздником весны – 8 Марта! Этот день трудно себе представить без его традиционного украшения, символа красоты и обновления – букета свежих цветов.
Ни для кого не секрет, что российские цветочные бутики заполнены продукцией, поставляемой в основном из-за рубежа. Недостаток агроклиматических ресурсов, а также малое количество тепличных хозяйств не способны удовлетворить спрос в течение всего года. Дефицит отечественной продукции особенно заметен в зимний период и ранней весной, когда отмечается Международный женский день – пик самого массового спроса на цветы.
Девальвация рубля по отношению к основным иностранным валютам внесла существенные коррективы в состояние этого рынка, как в стоимостном, так и в натуральном выражении (см. рисунок 1). По итогам 2015 г. в страну было завезено 72,3 тыс. тонн цветов, что меньше уровня 2014 г. (78,9 тыс. тонн) на 8,4%. Если же говорить о денежном объеме импорта, который в 2015 г. составил 492,7 млн долл. (612,7 млн долл. в 2014 г.), то фиксируемый спад еще более существенен: минус 19,5%.

Произошли изменения и в географии поставок свежих цветов (см. рисунок 2): Нидерланды, являющиеся до недавнего времени безоговорочным лидером, уступили первое место латиноамериканскому государству Эквадор, продукция которого в 2015 г. уже заняла 37% рынка в натуральном выражении. Сравнительная легкость переключения логистических потоков на Южную Америку объясняется прежде всего тем, что Эквадор уже давно является крупнейшим поставщиком бананов в РФ, а хорошие политические отношения между странами послужили упразднению дополнительных административных и таможенных барьеров на пути торговли.
Для справки, цветочная продукция закупается в 69-ти странах, в том числе, таких экзотичных как Танзания, Гана, Суринам, Малави, Мали и др.

Розы являются самым любимыми цветами в России – 46,7% рынка приходится именно на эти великолепные растения. Далее по популярности следуют: хризантемы - 22%, гвоздики - 8,7%, лилии - 2,1%. Наименьшим спросом пользуются орхидеи и гладиолусы – 0,6% и 0,1% рынка соответственно (см. рисунок 3).

Как показывает статистика, цены на цветы больше всего растут в конце февраля - начале марта, когда наблюдается наибольший спрос, что является абсолютно предсказуемым сезонным явлением. Однако в минувшем году и, по всей вероятности, в 2016 г., помимо весеннего ажиотажа, будет наблюдаться дополнительное инфляционное давление, обусловленное продолжающимся обесценением рубля, и как следствие, подорожанием импорта (см. рисунок 4).
Сегодня в Санкт-Петербурге один свежесрезанный цветок в среднем стоит 100 рублей, в Москве - 78 рублей, причём за год произошло подорожание на 15-30%.

Снижение импорта и подъем цен дают хорошую возможность отечественным аграрным компаниям и фермерским хозяйствам занять освободившуюся нишу и увеличить масштабы культивирования цветов в защищенном грунте (тепличных хозяйствах) в пределах страны.
Несмотря на все сложности, нет никаких сомнений, что наступающий праздник будет также наполнен ароматом цветов, теплыми словами и особенной атмосферой.
В заключение праздничного выпуска Информационное агентство Credinform еще раз поздравляет прекрасных женщин с праздником 8 Марта и желает всем здоровья, благополучия и весеннего настроения!