Рэнкинг
Рентабельность продукции российских предприятий нефтепереработки

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг российских предприятий нефтепереработки. Экспертами были отобраны крупнейшие компании по объему выручки за последний имеющийся в статистическом реестре период (2014 год) с видом деятельности переработка нефти. Далее компании были ранжированы по убыванию показателя рентабельности продукции (ТОП-10).

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства, а показатель рентабельности продукции позволяет сделать вывод о целесообразности выпуска того или иного вида продукции. Нормативных значений для показателей данной группы не предусмотрено, т.к. они сильно варьируются в зависимости от отрасли.

Рентабельность продукции и индекс платежеспособности российских предприятий нефтепереработки
НаименованиеВыручка 2014 г.,  тыс. руб.Выручка 2014 г. к 2013 г., %%Рентабельность продукции, %Индекс платежеспособности Глобас-i®
1 ПАО СИБУР ХОЛДИНГ
ИНН 7727547261
285 545 215 117 34,47 261 Высокий
2 ООО ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
ИНН 3448017919
259 702 962 106 21,13 158 Наивысший
3 ПАО АНК БАШНЕФТЬ
ИНН 0274051582
582 128 345 112 17,05 189 Наивысший
4 ООО ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ
ИНН 5905099475
291 049 782 105 12,39 165 Наивысший
5 ООО ЛУКОЙЛ-НИЖЕГОРОДНЕФТЕОРГСИНТЕЗ
ИНН 5250043567
369 313 857 105 9,80 153 Наивысший
6 ПАО ОАО ТАИФ-НК
ИНН 1651025328
132 010 468 104 9,77 219 Высокий
7 ООО НЕФТЕГАЗИНДУСТРИЯ-ИНВЕСТ
ИНН 277105194
87 281 447 126 9,52 260 Высокий
8 ПАО ОАО ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ
ИНН 266008329
190 633 900 114 4,25 280 Высокий
9 ООО ЛУКОЙЛ-УХТАНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
ИНН 1102057865
83 214 664 104 3,81 221 Высокий
10 НАО АО АНТИПИНСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД
ИНН 7204084481
124 624 801 179 2,10 315 Удовлетворительный

Лидером рэнкинга стало ПАО СИБУР ХОЛДИНГ со значением рентабельности продукции 34,47%. Это высокий результат, вдвое превышающий среднеотраслевой показатель 15,78%  и свидетельствующий о наиболее низкой себестоимости продукции в отрасли. Компании присвоен высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что говорит о способности компании своевременно и в полном объеме погашать долговые обязательства. 

рентабельность продукции российских предприятий нефтепереработки

ПАО АНК БАШНЕФТЬ, показавшая по итогам 2014 г. наивысшие в отрасли результаты по объему выручки, находится на третьей строчке рэнкинга с показателем рентабельности 17,05%, т.е. близким к среднеотраслевому значению. Предприятие имеет наивысший индекс платежеспособности Глобас-i®, характеризующийся высокой способностью погашать долговые обязательства. 

Следует однако отметить, что лидирующее положение по совокупному объему выручки в отрасли в целом имеют предприятия группы компаний Лукойл. В ТОП-10 эта группа представлена четырьмя предприятиями. Суммарный объем их выручки - более 1,3 трлн руб., что составляет почти 42% от объема выручки всех предприятий ТОП-10. Показатели рентабельности продукции предприятий этой группы колеблются от 21,13% до 3,81%.

Наиболее низкий показатель рентабельности среди предприятий ТОП-10 показало НАО АО АНТИПИНСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД. По совокупности финансовых и нефинансовых показателей ему был присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i®, не гарантирующий полное и своевременное погашение долговых обязательств. Однако, именно это предприятие показало наиболее значительный в ТОП-10 прирост выручки в 2014 г., по отношению к 2013 г. Впрочем, это достижение нивелируется полученным в 2014 г. убытком в 34 млрд рублей и снижающимся показателем рентабельности продукции с 6,29% в 2012 г. до 2,1% - в 2014 г. 

В целом предприятия нефтепереработки работают рентабельно, но демонстрируют плавное снижение среднеотраслевого показателя рентабельности продукции: 22,41% - в 2010 г.; 18,7% - в 2011 г.; 15,99% - в 2012 г.; 15,71% - 2013 г., с небольшим повышением до 15,78% - в 2014 г. Это происходило на фоне относительно стабильных среднеотраслевых показателей выручки и высоких (до середины 2014 г.) мировых цен на нефть.  

В 2015 году по данным Росстата, впервые за несколько последних лет зафиксирован спад первичной переработки нефти на 2,4%. Как будет развиваться ситуация далее – покажет время. Резервы отрасли эксперты видят в структурных изменениях и переходе к более глубокой переработке сырья.

Вестник
Цветы не исчезнут в праздник

Уважаемые Дамы и Господа,

Информационное агентство Credinform поздравляет прекрасную половину человечества с праздником весны – 8 Марта! Этот день трудно себе представить без его традиционного украшения, символа красоты и обновления – букета свежих цветов.

Ни для кого не секрет, что российские цветочные бутики заполнены продукцией, поставляемой в основном из-за рубежа. Недостаток агроклиматических ресурсов, а также малое количество тепличных хозяйств не способны удовлетворить спрос в течение всего года. Дефицит отечественной продукции особенно заметен в зимний период и ранней весной, когда отмечается Международный женский день – пик самого массового спроса на цветы.

Девальвация рубля по отношению к основным иностранным валютам внесла существенные коррективы в состояние этого рынка, как в стоимостном, так и в натуральном выражении (см. рисунок 1). По итогам 2015 г. в страну было завезено 72,3 тыс. тонн цветов, что меньше уровня 2014 г. (78,9 тыс. тонн) на 8,4%. Если же говорить о денежном объеме импорта, который в 2015 г. составил 492,7 млн долл. (612,7 млн долл. в 2014 г.), то фиксируемый спад еще более существенен: минус 19,5%.

Динамика импорта свежесрезанных цветов в натуральном и денежном выражении, тыс. тонн, млн долл. Рисунок 1. Динамика импорта свежесрезанных цветов в натуральном и денежном выражении, тыс. тонн, млн долл.

Произошли изменения и в географии поставок свежих цветов (см. рисунок 2): Нидерланды, являющиеся до недавнего времени безоговорочным лидером, уступили первое место латиноамериканскому государству Эквадор, продукция которого в 2015 г. уже заняла 37% рынка в натуральном выражении. Сравнительная легкость переключения логистических потоков на Южную Америку объясняется прежде всего тем, что Эквадор уже давно является крупнейшим поставщиком бананов в РФ, а хорошие политические отношения между странами послужили упразднению дополнительных административных и таможенных барьеров на пути торговли.

Для справки, цветочная продукция закупается в 69-ти странах, в том числе, таких экзотичных как Танзания, Гана, Суринам, Малави, Мали и др.

Основные импортеры в РФ свежесрезанных цветов, % от общего объема поставок в натуральном выражении, 2015 г. Рисунок 2. Основные импортеры в РФ свежесрезанных цветов, % от общего объема поставок в натуральном выражении, 2015 г.

Розы являются самым любимыми цветами в России – 46,7% рынка приходится именно на эти великолепные растения. Далее по популярности следуют: хризантемы - 22%, гвоздики - 8,7%, лилии - 2,1%. Наименьшим спросом пользуются орхидеи и гладиолусы – 0,6% и 0,1% рынка соответственно (см. рисунок 3).

Структура российского рынка свежесрезанных цветов, % от общего объема поставок в натуральном выражении, 2015 г. Рисунок 3. Структура российского рынка свежесрезанных цветов, % от общего объема поставок в натуральном выражении, 2015 г.

Как показывает статистика, цены на цветы больше всего растут в конце февраля - начале марта, когда наблюдается наибольший спрос, что является абсолютно предсказуемым сезонным явлением. Однако в минувшем году и, по всей вероятности, в 2016 г., помимо весеннего ажиотажа, будет наблюдаться дополнительное инфляционное давление, обусловленное продолжающимся обесценением рубля, и как следствие, подорожанием импорта (см. рисунок 4).

Сегодня в Санкт-Петербурге один свежесрезанный цветок в среднем стоит 100 рублей, в Москве - 78 рублей, причём за год произошло подорожание на 15-30%.

Среднерыночные цены на свежесрезанные цветы в Санкт-Петербурге и Москве, руб. за шт. Рисунок 4. Среднерыночные цены на свежесрезанные цветы в Санкт-Петербурге и Москве, руб. за шт.

Снижение импорта и подъем цен дают хорошую возможность отечественным аграрным компаниям и фермерским хозяйствам занять освободившуюся нишу и увеличить масштабы культивирования цветов в защищенном грунте (тепличных хозяйствах) в пределах страны.

Несмотря на все сложности, нет никаких сомнений, что наступающий праздник будет также наполнен ароматом цветов, теплыми словами и особенной атмосферой.

В заключение праздничного выпуска Информационное агентство Credinform еще раз поздравляет прекрасных женщин с праздником 8 Марта и желает всем здоровья, благополучия и весеннего настроения!