Статья
Исламский банкинг в России: сделан шаг навстречу через исламский лизинг

Реалии развития экономики подтолкнули специалистов к поиску новых банковских инструментов. В последнее время все чаще звучит предложение о создании в России исламского банкинга. Под исламским банкингом понимается способ ведения банковских дел, который согласуется с религиозными правилами ислама. Главным из таких является отказ от получения процентов при кредитовании, депозитах. Кроме того, в исламском мире запрещены корпорации, занимающиеся производством алкоголя и табака; деятельность, связанная с колдовством; спекуляция; азартные игры. 

Возникает вопрос, за счет чего растет доход исламского банка? Финансовое учреждение выделяет денежные средства под инвестиционные проекты. Вкладывая их, предприниматель получает определенную прибыль, частью которой он делится с банком. И банк, в свою очередь, с вкладчиком. В этой связи в исламском мире реализуются различные специфичные формы, например: мушарака и мудараба (совместное и доверительное управление), мурабаха (продажа с отсрочкой платежа), сукук (беспроцентные исламские облигации), такафул (страхование) и другие.

По состоянию на сегодняшний день в России имели место единичные случаи внедрения исламского банка. Однако в итоге все они оказались неудачными. Главными причинами эксперты считают трудности, связанные с российским законодательством, отсутствие поддержки со стороны правительства, а также проблемность развития исламского банкинга в стране, в которой большинство граждан не исповедуют ислам. 

Тем не менее, определенные черты исламского банкинга в России могут быть претворены в жизнь через так называемые «исламские окна». Суть основывается на сотрудничестве с филиалом стандартного банка, который осуществляет свою деятельность в соответствии с шариатом. Так, например, в 2011 году Банк «АК Барс» успешно организовал размещение средств синдицированного финансирования*, привлеченного в рамках исламской сделки Мурабаха на сумму 60 млн долларов США – это сделка признана лучшей 2011 года. 

*Синдицированное финансирование — финансовый продукт, в рамках которого кредит предоставляется заёмщику по меньшей мере двумя кредиторами (синдикатом кредиторов), участвующими в данной сделке в определённых долях в рамках, как правило, единого кредитного соглашения. Гибкость структуры позволяет использовать данный вид финансирования практически под любой проект и нужды заемщика. 

В 2012 году открылось исламское окно в нижегородском «Эллипс банке» (по данным Информационно-аналитической Системы Глобас-i прекратил свою деятельность в результате присоединения в конце 2014 г. к АКБ «Российский капитал»). Еще ранее инвестиционное подразделение ВТБ «ВТБ Капитал» готовило выпуски исламских облигаций сукук. В 2014 году принято решение открыть отдел исламского финансирования в банке «МБА-Москва». Однако в целом услуги исламского банка в России так и не приобрели массовый характер.

В сегодняшних условиях экономического кризиса, при снижающемся курсе рубля к доллару США, многие отечественные институты испытывают недостаток ликвидности. Данная ситуация спровоцировала необходимость поиска и внедрения новых направлений сотрудничества, среди которых является исламская экономика. В настоящее время вопрос внедрения в России исламского банкинга находится лишь на стадии обсуждения, и пока принятие отдельного законопроекта о нем откладывается.

Вместе с тем депутатский корпус рассматривает отдельные инструменты финансирования по шариату, в частности исламский лизинг. В ноябре 2015 года в Государственную думу внесен законопроект, определяющий правила совершения лизинговых сделок согласно нормам исламского финансирования. Так, положения законопроекта исключают заключение одновременно двух сделок в отношении одного имущества (аренда и купля-продажа). В этой связи предлагается осуществлять переход права собственности, как договором лизинга, так и отдельным договором купли-продажи. Последний вариант как раз и соответствует нормам шариата.

Эксперты видят, что закрепление на законодательном уровне норм исламского финансирования будет способствовать преодолению барьеров в деловых отношениях со странами мусульманского мира. Положительным можно отметить также то, что ЦБ РФ поддержал проведение эксперимента по внедрению исламского банкинга в ряде регионов.

Статья
Новые преференции для импортзамещения

Информационное агентство Credinform в публикациях 2015 года неоднократно обращалось к теме импортзамещения. Агентством подготовлен и размещен в Информационно-аналитической системе Глобас-i® список потенциальных производителей продукции для импортзамещения. В основе списка - данные Министерства промышленности и торговли России по более чем 760 предприятиям.

 Проблема импортзамещения, или замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, в первую очередь, связана с диверсификацией экономики страны, как одной из важнейших ее задач. Однако разработка целостной программы в этом направлении началась только после введения российских и антироссийских экономических санкций, ограничивших доступ российского бизнеса к иностранным кредитам. С падением цен на углеводородное сырье и курса рубля по отношению к основным иностранным валютам импортзамещение становится все более актуальной темой.

О необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2014 году. Еще раз на этом акцентировалось внимание в послании Президента РФ  в 2015 году в контексте необходимости увеличения числа успешных предприятий в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом и среднем бизнесе.

Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. №98-р был утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Одним из ключевых направлений деятельности в рамках реализации плана была названа поддержка импортзамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров. Административно это было закреплено Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 года №785 «О создании правительственной комиссии по импортзамещению». В структуре комиссии созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса.

На заседании Государственного совета в ноябре 2015 года в Нижнем Тагиле были подведены первые промежуточные итоги деятельности по импортзамещению. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров констатировал завершение формирования основы  системы поддержки импортозамещения. В рамках 19 отраслевых программ реализуется 570 проектов. Большую работу провел  Фонд развития промышленности, созданный в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путем преобразования Российского фонда технологического развития. Для реализации промышленно-технологических проектов направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств Фонд на конкурсной основе предоставлял целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн рублей. В 2015 году Фонд практически полностью исчерпал свой капитал в 20 млрд рублей. Было одобрено 56 проектов на 19,2 млрд рублей.

Положительные подвижки инвестиций в сторону отраслей, вовлеченных в замещение импорта, подтверждаются данными Центрального банка РФ о прямых иностранных инвестициях в Россию.  При сокращении в первом полугодии 2015 г. объемов чистых вложений в производство нефтепродуктов, в секторы услуг, торговли, ЖКХ, электроэнергетики, информации и связи наблюдается рост вложений в сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, транспортных средств и оборудования, в химическое производство.

 В дальнейшем, новые льготы инвесторы смогут получить в рамках специальных инвестиционных контрактов с регионами. Такой инструмент предусмотрен Федеральным законом РФ от 31 декабря 2014 года №488-ФЗ "О промышленной политике". Участники таких соглашений получат гарантии на срок до десяти лет стабильности правил ведения бизнеса, льготы по налогу на имущество и прибыль. Пока подписано пять таких соглашений и на рассмотрении находится 170 заявок. Кроме этого Министерство промышленности и торговли РФ предлагает разрешить компаниям внеконкурсное участие в закупках с государственным участием в объеме не более 30% от заявленного.

Другим важным инструментом поддержки могут стать льготы для так называемых «гринфилдов», т.е. новых предприятий, создаваемых с нуля. Главной преференцией здесь может быть снижение налога на прибыль до 10% в пределах капитальных затрат. Такой законопроект был внесен в Государственную думу в мае 2015 года и требует доработки в целях дальнейшего снижения ограничений для потенциальных инвесторов.

Дальнейшее развитие импортозамещения будет зависеть от того насколько успешно Правительству России удастся преодолеть трудности связанные с кредитованием бизнеса, недостатком квалифицированных кадров, обязательствами страны в рамках членства в ВТО. В то же время, залогом успеха могут стать такие факторы как доступность сырьевых ресурсов и их относительная дешевизна,  накопленный технологический потенциал в военно-промышленном комплексе и в освоении космоса, который может быть использован в гражданских отраслях.