Статья
Европу и Азию соединят новые транспортные пути

В последние годы в результате смещения центра экономической жизни в Азию идея «Шёлкового пути» стала более актуальной. Сегодня эта идея приобретает черты концепции «Нового шёлкового пути», выдвинутой Председателем КНР ещё в 2013 году под лозунгом «Один пояс – один путь». Поэтому в числе ключевых тем, обсуждаемых в ходе Астанинского экономического форума, проходившего в Казахстане 25-26 мая 2016 года, стали не только формирование экономических отношений вдоль «Шёлкового пути», но и построение в странах Центрально-Азиатского региона устойчивых экономик, развивающихся на основе знаний, инноваций, создания зон свободной торговли.

Глобальная стратегия, включающая проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предполагает реализацию масштабных планов строительства транспортной инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, трубопроводов, портов, по пути от западных границ Китая через страны Средней Азии и Иран в Европу. Реализация проекта должна привести к интенсификации экономического развития территорий Евразии, а также стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки и, соответственно, росту взаимовыгодных торговых отношений.

В 2015 году Китай предложил создать совместный китайско-монголо-российский экономический коридор. Суть его заключается в соединении китайской идеи построения экономического пояса Шёлкового пути «Один пояс – один путь», монгольской идеи «Степной путь», и российской идеи создания трансевразийского коридора. В целом концепция должна включать сухопутную часть, состоящую из трёх железнодорожных коридоров, и морской путь. В последующем ж/д коридоры дополнятся автомобильными. Возможно, к этому будет добавлен ещё арктический маршрут.

Не удивительно, что вокруг вышеназванных масштабных проектов, несмотря на неподтвержденную окупаемость транспортировки грузов из Китая в Европу, обостряется конкуренция за выбор конкретных маршрутов. Казахстан считает приоритетами строительство газопровода Бейней-Бозой-Шымкент, транзитной автодороги Западная Европа – Западный Китай. Таджикистан предполагает альтернативные маршруты: поставка газа в Китай из Туркмении и строительство дороги из Ирана в КНР. Сингапур интересует развитие морских перевозок и интеграция стран «Шёлкового пути» в финансовой сфере. Эстония и Латвия встали в очередь предложить услуги перевалки грузов. Россия успешно реконструирует Транссибирскую магистраль, что позволяет наращивать грузопоток через территорию страны, создает транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2».

Стоит отметить, что в целях реализации концепции «Нового Шёлкового пути» предприняты определенные шаги: 

  • подписано совместное заявление глав России и Китая о сотрудничестве государств в рамках ЕАЭС и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса «Шёлковый путь»;
  • созданы китайцами инвестиционный фонд Silk Road Company и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в котором Россия стала постоянным членом-учредителем;
  • через территорию России запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин-Гамбург;
  • 5 февраля 2016 года первый контейнерный поезд из Китая с деталями для предприятия ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» прибыл в Калужскую область;
  • - в этом же месяце текущего года открылся новый железнодорожный маршрут между Харбином и Екатеринбургом.

Участие России в проекте «Новый шёлковый путь» позволит увеличить рост грузового транзита через свою территорию, что будет способствовать увеличению окупаемости вложений в транспортную инфраструктуру, развитию регионов азиатской части государства, упрочнению своего положения как крупной транзитной страны, своего рода «связующим мостом» между Востоком и Западом.

Статья
Инвестиционный климат: налоговые льготы в атмосфере усиления контроля

Порядок предоставления государственных гарантий по кредитам и облигационным займам на реализацию инвестиционных проектов изменен Постановлением Правительства РФ от 27.04.2016 г. №365 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов». Во главу угла поставлена защита интересов страны в обеспечении гарантий от недобросовестного поведения получателей государственной поддержки. 

На весь 2016 год продлено действие правил предоставления государственных гарантий по кредитам или облигационным займам на реализацию инвестиционных проектов для юридических лиц, отобранных в установленном Правительством порядке. Эти правила дополнены методикой проведения анализа финансового состояния получателя, которая будет применяться Внешэкономбанком при проверке финансового состояния получателя на этапе рассмотрения документов. Кроме этого, в перечень документов, необходимых для получения поддержки, включена анкета, содержащая сведения о финансовом состоянии потенциального получателя и соблюдении им других условий предоставления государственных гарантий. 

После выдачи государственных гарантий получатель обязан уведомлять Внешэкономбанк обо всех корректировках в бухгалтерской отчетности. Государственные гарантии будут отзываться в случаях внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, свидетельствующих о неудовлетворительном финансовом состоянии получателя поддержки.

Наряду с усилением государственного контроля, в целях улучшения инвестиционного климата в России, Правительством по поручению Президента установлены льготы по налогу на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов. Они введены Федеральным законом от 23.05.2016 г. №144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Теперь региональным властям разрешено снижать до 10% или обнулять ставку налога на прибыль для инвесторов, которые в течение 3-х лет вложили в производство от 50 до 500 млн рублей или в течение пяти лет - более 500 млн. При этом доходы от реализации товаров, произведенных в результате инвестирования, должны составлять не менее 90% от полученной предприятием прибыли.

Однако воспользоваться налоговыми льготами не смогут инвесторы, уже применяющие специальные налоговые режимы, являющиеся резидентами особых экономических зон или участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Не смогут получить такие льготы также банки и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг и некоммерческие организации.

Данные поправки в Налоговый Кодекс вступают в силу через месяц после официального опубликования Федерального закона.

Правительство не зря уделяет пристальное внимание вопросам создания благоприятных условий для инвестирования в российскую экономику. Снижение инвестиций является характерной чертой не только для России, но и для мировой экономики в целом. Так, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) мировые прямые иностранные инвестиции в 2014 году сократились на 16,3% и составили 1,23 трлн долларов США.  Причем спад происходил на фоне роста показателей валового внутреннего продукта, торговли, капитальных вложений и занятости. В том же 2014 году снижение прямых инвестиций в российскую экономику  достигло почти 70% по сравнению с 2013 годом. Об этом свидетельствуют данные Центрального банка РФ (Рисунок 1).

Рисунок 1. Показатели прямых инвестиций в Российскую Федерацию (по данным платежного баланса, млн долларов США)

Показатели прямых инвестиций в Российскую Федерацию

Таким образом, по мнению экспертов, в условиях осложняющейся международной обстановки и остающегося сложным экономического положения страны, поиск Правительством внутренних резервов для инвестирования более чем оправдан.