Коэффициент чистой прибыли крупнейших российских производителей мебели
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских производителей мебели. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании, производящие мебель (ТОП-10). Далее они были ранжированы по объёму выручки (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг – это денежные суммы либо материальные ценности в денежном выражении, полученные в результате предпринимательской деятельности после реализации товаров и услуг. Коэффициент чистой прибыли – это отношение чистой прибыли (убытка) фирмы к выручке от реализации.
Выручка и коэффициент показывают масштаб компании и эффективность её хозяйственной деятельности. Как правило, чем больше объём выручки у компании, тем выше её устойчивость к воздействию негативных факторов, которые могли бы быть сокрушительными для малых и микропредприятий. Выручка также указывает на производственную мощность фирмы, особенно если смотреть на этот показатель в динамике. Добавляя к анализу коэффициент чистой прибыли, представляется возможным реально оценить конкурентоспособность компании на рынке. Высокое значение коэффициента чистой прибыли (выше среднеотраслевого) характеризует более удачную позицию фирмы по отношению к конкурентам.
В целом анализ отрасли производство мебели показывает, что данный рынок достаточно низкоконцентрированный, т.е. на рынке большое количество участников: 42,2% от общего объема выручки приходится на ТОП-50 компаний и 86,2% на ТОП-1000. Кроме того, как в 2016, так и в 2017 году практически половина компаний этой отрасли имела значение коэффициент чистой прибыли выше среднеотраслевого. Это свидетельствует о том, что данный рынок в большей степени представлен малыми и средними компаниями, и барьеры входа на него невысокие.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятий этого сектора необходимо обращать внимание на сочетание двух рассматриваемых показателей и учитывать динамику их изменения. Ниже представлен рэнкинг ТОП-10 компаний (Таблица 1).
| Наименование, ИНН, регион | Выручка от продаж, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Коэффициент чистой прибыли, в % | Индекс платежеспособности Глобас | |||
| 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| ООО МЕБЕЛЬ СТИЛЬ ИНН 3907046732 |  8809 |  10499 |  12,3 |  -0,3 |  0,1 |  0,0 | 275 Высокий | 
| ООО АСКОНА-ВЕК ИНН 3305037917 |  7494 |  8450 |  1052,8 |  320,6 |  14,0 |  3,8 | 227 Высокий | 
| ООО МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА МАРИЯ ИНН 6455026772 |  6486 |  7189 |  24,8 |  142,3 |  0,4 |  2,0 | 200 Высокий | 
| ООО КОРОЛЬ ДИВАНОВ ИНН 6432009756 |  5303 |  4613 |  213,8 |  161,1 |  4,0 |  3,5 | 296 Высокий | 
| ООО ДОК-15 ИНН 5050079140 |  3313 |  3906 |  27,3 |  41,3 |  0,8 |  1,1 | 222 Высокий | 
| ЗАО ОЗ МИКРОН ИНН 6002005478 |  3527 |  3884 |  546,3 |  623,1 |  15,5 |  16,0 | 175 Наивысший | 
| АО МК ШАТУРА ИНН 5049007736 |  3315 |  3611 |  0,7 |  114,8 |  0,0 |  3,2 | 210 Высокий | 
| ООО ИКЕА ИНДАСТРИ ТИХВИН ИНН 4715011103 |  3365 |  3431 |  -203,8 |  -84,5 |  -6,1 |  -2,5 | 251 Высокий | 
| ООО МЦ5 ГРУПП ИНН 4312146860 |  4137 |  3346 |  -76,3 |  4,0 |  -1,8 |  0,1 | 290 Высокий | 
| ООО ЖИВЫЕ ДИВАНЫ ИНН 5029042443 |  2937 |  2908 |  52,9 |  26,4 |  1,8 |  0,9 | 213 Высокий | 
| Итого по компаниям ТОП-10 | 48686 | 51836 | 1651 | 1349 | |||
| Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 4869 | 5184 | 165 | 135 | 2,88 | 2,81 | |
| Среднее отраслевое значение | 26,1 | 28,8 | 0,7 | 0,7 | 2,77 | 2,37 | |
  — улучшение показателя к предыдущему периоду,
 — улучшение показателя к предыдущему периоду,  — ухудшение показателя к предыдущему периоду.
 — ухудшение показателя к предыдущему периоду.
В 2017 году семь компаний из ТОП-10 улучшили показатель выручка от продаж, а по коэффициенту чистой прибыли также семь компаний повысили свою эффективность. Причём среднее значение ТОП-10 компаний по выручке от продаж улучшилось, а значение чистой прибыли немного снизилось.
 Рисунок 1. Коэффициент чистой прибыли и выручка крупнейших отечественных производителей мебели (ТОП-10)
 Рисунок 1. Коэффициент чистой прибыли и выручка крупнейших отечественных производителей мебели (ТОП-10)45,47% совокупной выручки отрасли в 2017 году создано компаниями, расположенными в Центральном федеральном округе (Рисунок 2). При этом на г. Москву и Московскую область приходиться 15,37 и 14,1% всей выручке соответственно, а в г. Санкт-Петербург создается 5,94%. Кроме того, 10,6% компаний расположены по своему юридическому адресу в г. Москве, на втором месте – г. Санкт-Петербург со значением 8,5%, а после идёт Московская область – 8%. Это свидетельствует о том, что в некоторой степени производство мебели в России сосредоточено в Центральном Федеральном округе, и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) играют существенную роль в данной отрасли.
 Рисунок 2. Распределение регионов по доле в общей выручки в 2017 г.
 Рисунок 2. Распределение регионов по доле в общей выручки в 2017 г.В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента чистой прибыли имеют определённую стабильность, за исключением кризисных годов (Рисунок 3), когда наблюдаются небольшие спады. В целом отрасль смогла справиться со спадом 2013-2015 годов и вышла на свой стабильный уровень рассматриваемого коэффициента.
 Рисунок 3. Изменение средних отраслевых значений коэффициента чистой прибыли отечественных производителей мебели в 2008 – 2017 годах
 Рисунок 3. Изменение средних отраслевых значений коэффициента чистой прибыли отечественных производителей мебели в 2008 – 2017 годахМораторий на проверки малого бизнеса
Федеральным законом от 25.12.2018 №480-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и изменения в статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
На 2019 – 2020 годы продлен мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей. Однако, возможность проведения плановых проверок сохраняется в случаях:
- осуществления лицензируемых видов деятельности;
- использования производственных объектов, относящихся к определенным категориям риска или опасности;
- при проведении пробирного надзора;
- осуществления контроля радиационной безопасности и использования атомной энергии;
- контроля защиты государственной тайны;
- внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
- наличия решений об административных наказаниях за грубые правонарушения.
Кроме этого, Федеральная антимонопольная служба в указанный период не будет проверять малый бизнес, занимающийся горячим и холодным водоснабжением и водоотведением. При том, что на региональном уровне такие плановые проверки остаются возможными.
По состоянию на 10.01.2019 в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы зарегистрировано 2 715 388 юридических лиц и 3 325 807 индивидуальных предпринимателей, подпадающих под действие данных поправок закона.
Информацию обо всех компаниях малого бизнеса, индивидуальных предпринимателях и их хозяйственной деятельности в полном объеме можно получить, подписавшись на доступ к Информационно-аналитической системе Глобас .