Тенденции кризисных лет в сфере общепита
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний сферы общественного питания в период финансового кризиса 2008 – 2009 годов.
Для анализа были выбраны крупнейшие (ТОП-1000) по объему годовой выручки за имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2006 - 2011 годы) компании сферы общественного питания (рестораны и кафе, столовые, буфеты и кафетерии, услуги по доставке продуктов питания и т.п.). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Число действующих компаний
В период 2006 - 2011 годов число действующих компаний росло, однако в период острой фазы кризиса и начала выхода из него, темпы прироста снижались.
Рисунок 1. Динамика изменений числа действующих компаний в 2006 – 2011 годахЧистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией в данной сфере деятельности по размеру чистых активов являлось ООО МАКДОНАЛДС, ИНН 7710044140, г. Москва. В 2011 году чистые активы компании составляли более 12 млрд рублей. В 2018 году этот показатель составлял уже более 21 млрд рублей.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО РИСОНТ, ИНН 7724260447, г. Москва, находящееся в стадии ликвидации с 15.08.2016. Недостаточность имущества этой компании в 2011 году выражалась отрицательной величиной -219 млн рублей, а в 2014 году – минус 126 млн рублей.
В период 2006 - 2011 годов средние размеры чистых активов ТОП-1000 имели тенденцию к росту, однако темпы прироста снижались (Рисунок 2).
Рисунок 2. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2006 – 2011 годахДоли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в период 2006 - 2011 годов в целом имели тенденцию к снижению (Рисунок 3). В период острой фазы кризиса наблюдался рост числа предприятий с недостаточностью имущества.
Рисунок 3. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2006 – 2011 годахВыручка от реализации
Крупнейшей компанией данной сферы деятельности по размеру выручки являлось также являлось ООО МАКДОНАЛДС, ИНН 7710044140, г. Москва. В 2011 году этот показатель составлял более 34 млрд рублей, а в 2018 году –более 69 млрд рублей.
В целом наблюдалась тенденция к росту объемов выручки, со снижением темпов прироста показателя (Рисунок 4).
Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2006 – 2011 годахПрибыль и убытки
Крупнейшим предприятием по размеру чистой прибыли также являлось ООО МАКДОНАЛДС, ИНН 7710044140, г. Москва. В 2011 году прибыль компании составляла 3,6 млн рублей, а в 2018 году – 4,4 млн рублей.
В период 2006 - 2011 годов показатели средних размеров прибыли ТОП-1000 имели тенденцию к росту, со снижением темпов прироста показателя (Рисунок 5).
Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2006 – 2011 годахВ 2006 – 2011 годах средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-1000 имели тенденцию к росту, при этом увеличивался и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).
Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2006 – 2011 годахОсновные финансовые коэффициенты
В 2006 – 2011 годах средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2006 – 2011 годахВ период 2006 - 2011 годов наблюдалась общая тенденция к снижению средних показателей коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 со значительным падением в кризисном 2008 году. (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2006 – 2011 годахКоэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
В 2006 – 2011 годах показатели данного коэффициента деловой активности в целом демонстрировали тенденцию к снижению, со значительным падением в острой фазе кризиса. (Рисунок 9).
Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2006 – 2011 годахМалый бизнес
73% предприятий ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их суммарной выручки в общем объеме ТОП-1000 в 2011 году составляла более 20% (Рисунок 10).
Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства ТОП-1000 в 2011 годуОсновные регионы деятельности
Предприятия ТОП-1000 были зарегистрированы в 77 регионах и распределены по территории страны неравномерно. Более 67% крупнейших по объему выручки предприятий были сосредоточены в г. Москве, Московской области и в Санкт-Петербурге (Рисунок 11).
Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России в 2011 годуСкоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них в 2020 году находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).
Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 в 2020 году по скорингу бухгалтерской отчетности Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части предприятий ТОП-1000 в 2020 году присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).
Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 в 2020 году по Индексу платежеспособности ГлобасВывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний сферы общественного питания, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций в период 2006 – 2011 годов (Таблица 1).
| Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % | Возможный прогноз |
| Динамика числа действующих компаний | 10 |
|
| Темп прироста числа действующих компаний | -10 |
Число действующих компаний в период острой фазы кризиса может снизиться. |
| Динамика среднего размера чистых активов | 10 |
|
| Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | -10 |
В период кризиса и выхода из него темпы прироста размера чистых активов могут снизиться. |
| Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | 10 |
В период острой фазы кризиса число компаний с отрицательными значениями чистых активов может увеличиться. |
| Динамика среднего размера выручки | 10 |
|
| Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | -10 |
В период кризиса темпы прироста размеров выручки могут снизиться. |
| Динамика среднего размера прибыли | 10 |
|
| Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | -10 |
В период кризиса темпы прироста прибыли могут снизиться. |
| Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний | 10 |
|
| Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний | -10 |
В период кризиса и выхода из него размеры чистых убытков могут увеличиться. |
| Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | 5 |
|
| Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | -10 |
В период острой фазы кризиса коэффициент рентабельности инвестиций может снизиться. |
| Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
В период кризиса деловая активность снижается, а на стадии выхода из него растет медленными темпами. |
| Доля малого и среднего бизнеса по объему выручки более 20% | 10 |
|
| Региональная концентрация | -10 |
|
| Финансовое положение (наибольшая доля) | 5 |
|
| Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
|
| Среднее значение удельного веса факторов | 0,6 |
положительная тенденция (фактор),
отрицательная тенденция (фактор).
Платежеспособность в общественном питании
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний сферы общественного питания. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2006 - 2011 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент платежеспособности (х) - отношение собственного капитала к сумме баланса. Показывает зависимость предприятия от внешних займов. Рекомендуемое значение: >0,5.
Значение коэффициента ниже минимального предела свидетельствует о сильной зависимости от внешних источников получения средств, что при ухудшении конъюнктуры на рынке может привести к кризису ликвидности, неустойчивому финансовому положению компании.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
| Наименование, ИНН, регион, товарный знак | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Коэффициент платежеспособности (x), >0,5 | Индекс платёжеспособности Глобас 2020 г. | |||
| 2009 | 2011 | 2009 | 2011 | 2009 | 2011 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| НАО МОСКВА - МАКДОНАЛДС ИНН 7710044132 г. Москва (MCDONALDS, HAPPY MEAL, BIG MAC, КВОТЕР ПАУНДЕР, ФИЛЕ О ФИШ, MCHAPPY PLACE, РОЯЛ ЧИЗБУРГЕР, MCCAFE, БИГ ТЕЙСТИ) |
12 190,5 |
12 196,2 |
890,0 |
941,5 |
0,86 |
0,85 |
155 Наивысший |
| ООО МАКДОНАЛДС ИНН 7710044140 г. Москва |
21 049,4 |
34 145,0 |
1 983,3 |
3 679,9 |
0,85 |
0,80 |
176 Наивысший |
| ООО ФАСТЛЭНД ИНН 7703234453 г. Москва (МУ-МУ) |
1 503,4 |
2 415,6 |
76,0 |
160,6 |
0,31 |
0,65 |
239 Высокий |
| НАО АЭРОМАР ИНН 7712045131 Московская область (SKYSERVICE, AEROMAR) |
2 801,8 |
5 082,4 |
307,9 |
421,3 |
0,22 |
0,46 |
164 Наивысший |
| ООО СОДЕКСО ЕВРОАЗИЯ ИНН 7722267655 г. Москва |
1 777,1 |
2 529,2 |
102,0 |
64,2 |
0,63 |
0,38 |
285 Высокий |
| ООО АМРЕСТ ИНН 7825335145 Санкт-Петербург (ПИЦЦА ХАТ, KFC) |
1 651,1 |
2 167,5 |
-26,7 |
48,8 |
0,37 |
0,37 |
238 Высокий |
| ООО РЕСТОРАННАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ СЕТЬ И НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕВРОАМЕРИКАНСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСТОРАНТС ИНН 7737115648 г. Москва (ШИКАРИ, COSTACOFFEE, РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС ПОЧЕТНЫЙ ГОСТЬ, ПЛАНЕТА СУШИ, ПАТИО, ПЛАНЕТА ВОСТОК) |
5 152,4 |
6 931,1 |
101,4 |
-355,8 |
0,20 |
0,18 |
208 Высокий |
| ООО КОФЕ ХАУС. ЭСПРЕССО И КАПУЧИНО БАР ИНН 7704207300 г. Москва |
2 501,1 |
3 351,0 |
-124,9 |
-45,5 |
-0,32 |
0,12 |
302 Удовлетворительный |
| НАО КОМБИНАТ ДОШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ ИНН 7726221073 г. Москва |
1 005,4 |
1 697,0 |
6,8 |
1,2 |
0,24 |
0,06 |
170 Наивысший |
| ООО МОСКОВСКИЙ ШКОЛЬНИК ИНН 7713213445 г. Москва |
928,4 |
1 986,0 |
2,1 |
1,3 |
0,08 |
0,03 |
221 Высокий |
| Среднее значение ТОП-10 | 5 056,1 |
7 250,1 |
331,8 |
491,7 |
0,34 |
0,39 |
|
| Среднее значение ТОП-1000 | 101,2 |
131,2 |
4,9 |
6,1 |
0,49 |
0,45 |
|
улучшение показателя к предыдущему периоду,
ухудшение показателя к предыдущему периоду
Средний показатель коэффициента платежеспособности ТОП-10 ниже среднего значения ТОП-1000. Три компаний имеют показатель выше рекомендуемого значения и четыре - улучшили результат в 2011 году по сравнению с 2009 годом.
Рисунок 1. Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших российских компаний сферы общественного питания (ТОП-10)В течение 5 лет средние значения коэффициента платежеспособности ТОП-1000 имеют показатели ниже рекомендуемого значения с незначительной тенденцией к росту. (Рисунок 2).
Рисунок 2. Изменение средних значений коэффициента платежеспособности ТОП-1000 российских компаний сферы общественного питания в 2006 – 2011 годах