Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских производителей тепловой энергии. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании отрасли (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту маневренности собственных средств (Таблица 1).
Коэффициент маневренности собственных средств (х) характеризует способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников. Показатель рассчитывается как отношение собственных оборотных средств компании к общей величине собственных средств. Рекомендуемое значение находится в интервале от 0,2 до 0,5.
Уменьшение показателя указывает на возможное замедление погашения дебиторской задолженности или ужесточение условий предоставления товарного кредита со стороны поставщиков и подрядчиков. Увеличение свидетельствует о растущей возможности погашать текущие обязательства.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактической ситуации как в экономике в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для производителей тепловой энергии практическое значение коэффициента маневренности собственных средств составляет от 0,31 до 1.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г. к 2014 г., +/- % | Коэффициент маневренности собственных средств, (х) | Индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i® |
---|---|---|---|---|---|
МУП ВОЛГОГРАДСКОЕ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ИНН 3448004130 Волгоградская область |
-932,1 | 5 561,1 | 2 | 1,91 | 321 Удовлетворительный |
НАО МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ ИНН 5190907139 Мурманская область |
-131,1 | 7 655,9 | 6 | 0,84 | 301 Удовлетворительный |
ГУП ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7830001028 Санкт-Петербург |
-287,8 | 26 508,5 | 4 | -0,17 | 255 Высокий |
НАО ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ ИНН 5503249258 Омская область |
143,6 | 7 668,4 | 2 350 | -0,20 | 266 Высокий |
ПАО МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ ИНН 7720518494 г. Москва |
-497,9 | 106 813,7 | -2 | -0,24 | 259 Высокий |
ПАО ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ №2 ИНН 7606053324 Ярославская область |
-1 430,6 | 31 038,1 | 3 | -1,37 | 306 Удовлетворительный |
ПАО УРАЛЬСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ИНН 7203203418 Тюменская область |
-118,0 | 10 592,8 | 11 | -1,64 | 272 Высокий |
НАО АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ ИНН 2312054894 Краснодарский край |
127,4 | 5 910,4 | 9 | -2,30 | 234 Высокий |
ПАО ТЕПЛОЭНЕРГО ИНН 5257087027 Нижегородская область |
73,1 | 9 480,5 | 4 | -4,54 | 223 Высокий |
ООО ПЕТЕРБУРГТЕПЛОЭНЕРГО ИНН 7838024362 Санкт-Петербург |
35,7 | 5 189,8 | -2 | -18,46 | 245 Высокий |
Итого по группе компаний ТОП-10 | -3 017,7 | 216 419,3 | 5* | -2,62* | |
Итого по группе компаний ТОП-100 | -20 718,2 | 348 839,7 | 8* | -1,04** |
*) - среднее значение по группе компаний
**) – среднее значение по отрасли
Средняя величина коэффициента маневренности собственных средств в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. имеет отрицательное значение и ниже, чем в среднем по отрасли. При этом ни одна компания из ТОП-10 не имеет показателей, отвечающих нормативному значению. Только у НАО МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ значение показателя находится в интервале практического значения.
Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 62% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в данной отрасли, с учетом того, что компании данной отрасли работают исключительно на региональном уровне. Доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ПАО МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ в суммарной выручке группы компаний ТОП-100 составила 31% (Рисунок 2).
Семи компаниям из ТОП-10 присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
Трем компаниям из ТОП-10 присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®. Так, в отношении МУП ВОЛГОГРАДСКОЕ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, НАО МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ, ПАО ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ №2 имеется информация об их участии в качестве ответчиков в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности. Эти же компании имеют незакрытые исполнительные листы и убыток в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса у всех трех компаний – стабильный.
Из числа компаний ТОП-10 только НАО ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ и ПАО ТЕПЛОЭНЕРГО в 2015 г. удалось увеличить чистую прибыль и выручку по сравнению с предыдущим периодом. Остальные компании (помечены красной заливкой в Таблице 1) снизили объемы выручки или чистой прибыли, либо имеют убыток.
В целом показатели производства тепловой энергии в натуральном выражении в период с 2010 г. по 2016 г. не отличались стабильностью, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Таблица 2).
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Доля в общем объеме отпущенной тепловой энергии в 2016 г., % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тепловая энергия | 1 346 710 | 1 310 275 | 1 312 198 | 1 292 534 | 1 296 979 | 1 250 479 | 1 272 839 | 100,0 |
Тепловая энергия, отпущенная атомными электростанциями | 3 962 | 3 556 | 3 598 | 3 527 | 3 517 | 3 398 | 3 505 | 0,3 |
Тепловая энергия, отпущенная котельными | 649 922 | 624 869 | 624 991 | 622 450 | 622 733 | 595 373 | 590 323 | 46,4 |
Тепловая энергия, отпущенная промышленными утилизационными установками | 74 491 | 77 169 | 77 848 | 75 484 | 74 705 | 78 935 | 86 040 | 6,8 |
Тепловая энергия, отпущенная прочими электростанциями | 1 904 | 2 027 | 2 062 | 2 702 | 2 790 | 3 284 | 4 072 | 0,3 |
Тепловая энергия, отпущенная тепловыми электростанциями | 611 276 | 599 082 | 600 150 | 585 089 | 590 112 | 566 413 | 586 405 | 46,1 |
Тепловая энергия, отпущенная электрокотлами | 4 622 | 3 388 | 3 369 | 3 101 | 2 949 | 3 017 | 2 494 | 0,1 |
*) В Таблице 2 красной заливкой отмечен спад производства, зеленой заливкой – рост.
Наибольший объем тепловой энергии производится котельными и тепловыми электростанциями. В 2016 г. в целом наблюдается рост производства (Рисунок 3).
Предприятия по производству тепловой энергии распределены по территории страны относительно равномерно, с учетом специфики их деятельности и концентрируются в основном в промышленно развитых регионах со значительным количеством населения. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших компании отрасли по объему выручки за 2015 г. зарегистрированы в 46 регионах России (Рисунок 4).
Начало года традиционно характеризуется активностью Правительства РФ по пересмотру или разработке текущих и перспективных планов. 2017 год не стал исключением. Серьезной корректировке подвергся так называемый «Антикризисный план» - в нем предусмотрены мероприятия, объем финансирования которых в 2017 году должен составить 107,5 млрд рублей. Причем это все внебюджетные средства, которые ещё предстоит найти. Для сравнения, финансовая составляющая антикризисного плана 2016 года равнялась 750 млрд руб., 2015 года – 2,3 трлн руб. План 2017 года в большей степени представляет собой план по поддержке отдельных отраслей промышленности.
С этой целью 17,4 млрд руб. должны быть выделены на докапитализацию Фонда развития промышленности. Планируется за счет средств Фонда профинансировать не менее 50 проектов, направленных на развитие импортозамещения и российской промышленности. 3 млрд руб. в рамках подпрограммы «Развитие производства средств производства» должны обеспечить вывод нового машиностроительного оборудования на рынок, повышение загрузки мощностей российских предприятий, а также реализацию имеющегося у производителей научно-технического потенциала.
Большая часть мероприятий представляет собой выделение средств на субсидирование российских организаций, работающих в машиностроении для различных отраслей промышленности: автомобильной, транспортной, сельскохозяйственной, строительно-дорожной, коммунальной, пищевой и легкой. Основная часть из запланированных средств (62,3 млрд рублей) направлена на поддержку автомобильной промышленности, в частности: субсидии непосредственно для автопроизводителей должны составить 17,5 млрд рублей, что позволит обеспечить дополнительное производство 250 тыс. транспортных средств и сохранение рабочих мест.
В сельском хозяйстве на субсидирование производителей сельскохозяйственной техники ожидается направить 13,7 млрд руб. В транспортном машиностроении субсидии (5,4 млрд руб.) должны получить покупатели локомотивов и вагонов на компенсацию части затрат в связи с их приобретением. В строительно-дорожном и коммунальном машиностроении объем субсидирования лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники составит 2,5 млрд руб. На поддержку легкой промышленности будет направлено 2,2 млрд рублей. Размер суммы субсидирования производителей машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности должен достигнуть 1 млрд рублей.
Следует отметить, что в настоящее время Правительство РФ согласно поручению Президента РФ разрабатывает комплексный план действий правительства до 2025 года, который должен включить предложения по структурным и институциональным преобразованиям. Структурные и институциональные преобразования должны произойти по следующим направлениям:
- снятие количественных и качественных ограничений в сфере человеческого капитала;
- решение проблемы бедности и социального неравенства;
- повышение инвестиционной активности;
- создание инноваций;
- международная кооперация и рост экспортной составляющей;
- снижение уровня транзакционных издержек в экономике;
- решение проблемы высокой доли теневой экономики в стране;
В целом данный план действий Правительства РФ направлен на повышение темпов экономического роста в России. Он должен быть готов в мае 2017 года. Разработку данного плана взял под личный контроль Премьер-министр РФ. По его словам, результатом выполнения плана действий до 2025 года экономика России должна иметь опережающие среднемировые темпы роста, стать умной экономикой и экономикой возможностей.