Что ждет российский банковский сектор?
Волатильность валютных и сырьевых рынков, макроэкономическая нестабильность и ряд других факторов негативным образом влияют на российский финансовый сектор. Все сложнее становится выживать небольшим кредитным организациям, и по прогнозам экспертов число банков в России продолжит сокращаться. Одним из способов выживания в непростых условиях становится консолидация активов, которая, однако, имеет и негативные для банковской отрасли последствия.
Выход из кризиса. Первое полугодие 2016 г. ознаменовалось ростом доходов банков. После крайне тяжелого 2015 г., сектор начал выходить из кризиса, и за первое полугодие 2016 г. прибыль российских банков составила 360 млрд руб. – в 7 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года и за весь 2015 г. в целом. Финансовые результаты кредитных учреждений демонстрируют положительную динамику благодаря сбалансированной процентной политике, которая стимулировала рост чистого процентного дохода, а также повышению качества кредитного портфеля. Основная часть заработков банков приходится на доходы от кредитования, а также обслуживания кредитных карт и расчетных счетов.
Снижение ключевой ставки. Значительные усилия для стабилизации банковской сферы прилагает Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной, признанной журналом Euromoney лучшим руководителем среди глав центральных банков в мире в 2015 г. Одним из важных инструментов воздействия на отрасль стало регулирование ключевой ставки, резко увеличенной в декабре 2014 г. с 10,5% до 17,0%. По мере стабилизации экономической ситуации, ставка постепенно начала опускаться. В 2016 г. Банк России уже дважды понижал ключевую ставку, оба раза на 0,5%: в первый раз в июне, второй раз в сентябре – до 10,0%. И хотя, по заявлению Эльвиры Набиуллиной, дальнейшего снижение ставки в отсутствие каких-либо значимых событий на рынке в текущем году ждать не стоит, некоторые эксперты говорят, что совсем исключать такую возможность также нельзя. По мнению аналитиков, при сохранении нынешних тенденций к концу 2017 г. можно ожидать снижение ключевой ставки до 8,0%.
Два типа консолидации банковских активов. Тем не менее, сохранять рыночные позиции и не стать очередной жертвой отзыва лицензии удается все меньшему количеству банков. Одним из наиболее распространенных способов сохранения бизнеса в нынешних условиях стала консолидация банковских активов, которую можно разделить на два типа: рыночные сделки слияния и поглощения и санация. При этом рыночных сделок крайне мало (здесь следует вспомнить сделку «Бинбанка» с «МДМ Банком» и продажу банка «Возрождение» группе «Промсвязьбанка»). Наиболее распространенным вариантом консолидации стала санация, являющаяся в последние месяцы основным способом перехода прав собственности на банки. Для тех, у кого есть проблемы с капиталом, это способ получить деньги, чтобы выживать. Однако, все больше крупных игроков пытаются использовать санацию в своих интересах: расчистить собственный баланс, переведя на санируемый банк плохие или низкодоходные активы и получить крупные финансовые средства от государства. В результате значительная часть прибыли банковского сектора сегодня обеспечивается не основной деятельностью, а полученными от государства средствами на санационные сделки. Это значит, что некоторые банки получают сиюминутную выгоду и видят в этом цель консолидации, а не возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране.
Новая процедура санации. Сегодняшние темпы консолидации в банковском секторе могут сохраниться в ближайшие несколько лет. При этом действующая процедура санации через Агентство по страхованию вкладов (АСВ) становится все более затратной для государства. В связи с этим в августе Центробанк принял решение кардинально изменить процедуру санации. Если раньше банки санировали через АСВ, которое искало санатора (или само занималось оздоровлением банков) и выделяло кредиты из собственного фонда, то теперь ЦБ все возьмет в свои руки. Банк России создаст дочернюю организацию – Фонд консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал проблемных банков и улучшать его показатели, и только после оздоровления такие банки будут выставлять на продажу. Кредитов на оздоровление больше не будет: деньги фонд будет давать на невозвратной основе. АСВ же при новой схеме отстранят от санации, которая стала для него слишком тяжелым бременем. ЦБ посчитал, что вхождение в капитал при санации позволит потратить на оздоровление банков в 1,6 раза меньше средств, чем на оздоровление через кредиты АСВ.
Укрепление отрасли при сохранении конкуренции. По оценкам экспертов, сегодня существует порядка 400 банков, которые не вносят вклад в качественный рост отрасли и, по большому счету, не обладают перспективами выживания. Дальнейшая консолидация банковского сектора неизбежна, и именно поэтому важно разработать эффективный механизм санации, при котором будут сохраняться те активы, которые способны принести выгоду экономике страны, а не стать дополнительным бременем. На недавней пресс-конференции Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБ заинтересован в создании прозрачной, транспарентной и понятной для участников рынка процедуры санации. Именно такой инструмент нужен отрасли, как для ее укрепления, так и для сохранения конкуренции между ее участниками.
С 1 октября 2016 г. юридические лица обязаны вносить дополнительные сведения о своей деятельности в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Реестр). Обязанность публиковать сведения предписывается Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
К числу таких сведений отнесена информация:
- о членстве в саморегулируемой организации;
- о заключении договоров лизинга и факторинга;
- о выдаче независимой гарантии;
- об обращении взыскания на имущество, задействованное в производственном цикле;
- о возникновении у компании или предпринимателя признаков недостаточности имущества, в соответствии с законодательством о банкротстве;
- о результатах проведения обязательного аудита;
- о финансовой и бухгалтерской отчетности.
В этой связи целесообразно напомнить, что в соответствии с п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016) обязательному размещению в упомянутом выше Реестре подлежат:
1) сведения, вносимые регистрирующим органом не позднее 5 рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ:
- о создании юридического лица (в том числе - путем реорганизации);
- о нахождении юридического лица в процессе реорганизации и ликвидации;
- о предстоящем и состоявшемся исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о его ликвидации;
- о прекращении унитарного предприятия, имущество которого продано в порядке приватизации или вложено в уставный капитал открытого акционерного общества;
- об уменьшении или увеличении уставного капитала;
- о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
- о смене адреса или места нахождения юридического лица;
2) сведения, вносимые самими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение 3 рабочих дней, начиная с даты возникновения факта:
- о стоимости чистых активов акционерного общества, на последнюю отчетную дату или общества с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- о получении, приостановлении, возобновлении действия лицензии на конкретный вид деятельности, ее переоформлении, аннулировании или прекращении по иным основаниям;
- о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
- об обременении залогом движимого имущества юридического лица;
Этим же Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ определено, что Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, формируемым путем внесения в него сведений, предусмотренных законодательством. Сведения, содержащиеся Реестре, являются открытыми и общедоступными (за исключением сведений ограниченного доступа в соответствии с законодательством) и подлежат размещению в сети «Интернет».
Формирование и ведение Реестра осуществляется оператором и регламентировано Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 №178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».
Порядок проведения конкурса на определение оператора Реестра устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и должен обеспечивать возможность участия в этом конкурсе всех лиц, соответствующих критериям, установленным этим органом (в редакции Федеральных законов от 29.12.2014 №457-ФЗ, от 30.03.2015 №67-ФЗ).
За достоверность и корректность сведений, внесенных в Реестр, отвечает лицо, их предоставившее. Размещение сведений осуществляется на платной основе.