Борьба с преступлениями в финансовой сфере, как во всём мире, так и в России в частности, обостряется с каждым годом.
Отток капитала из России согласно оценке ЦБ РФ за 2014 г. составил больше $150 млрд., против $61 млрд. - в 2013 г. Не является секретом и тот факт, что значительные финансовые средства оседают за рубежом на банковских счетах физических и юридических лиц зачастую с использованием нелегальных или «серых» схем. В этой связи, вопросы установления и проверки бенефициарных собственников приобретают всё большую актуальность.
Усилия международного сообщества в этом направлении воплотились в создании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF), которая была образована по инициативе стран «Большой семерки» в 1989 г. В составе Группы FATF в настоящее время 34 страны и 2 международные организации.
В 2000 г. была организована Вольфсбергская группа (The Wolfsberg Group), объединившая крупнейшие мировые банки: Banco Santander, Bank of America, Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan Chase, Société Générale, Standard Chartered Bank, UBS.
В 2012 г. Группа FATF рекомендовала к практическому применению для кредитных организаций «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Этими стандартами определены разумные меры по проверке бенефициарного владельца, конкретизированные в октябре 2014 г. специальным Руководством FATF "Прозрачность и бенефициарная собственность", описанием путей возможного сокрытия информации о бенефициарной собственности, толкованием понятия "бенефициарный владелец» и рекомендациями по обнаружению бенефициарных владельцев.
В мае 2012 г. Вольфсбергская группа опубликовала "Комментарии по вопросам определения бенефициарной собственности, возникающими в процессе применения Вольфсбергских принципов противодействия отмыванию денег при индивидуальном банковском обслуживании состоятельных клиентов".
В самом общем виде основные принципы определения и надлежащей проверки бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, определяемые вышеназванными документами, можно сформулировать так:
- бенефициарный владелец - это физическое лицо, через владение или на других основаниях, осуществляющее конечный контроль денежных средств на банковском счёте;
- бенефициарная собственность должна быть установлена для всех банковских счетов;
- надлежащая проверка в том или ином объёме обязательна, проводится в любом случае и вне зависимости от требований национальных законов по раскрытию информации в отношении компаний;
- конечными целями надлежащей проверки являются обнаружение расхождений в информации собранной при открытии счёта и выявление первоначального основного источника средств на банковском счёте, т.е. источника благосостояния, в том числе установление связей физического лица в структурах собственности и управления юридических лиц.
Банк России Письмом от 02.06.2015 N 014-12-4/4780 "О вопросах определения бенефициарных владельцев" пояснил, что для идентификации бенефициарных владельцев клиентов при операциях с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", кредитными и финансовыми организациями могут быть использованы рекомендации, из приведённых выше документов FATF и Вольфсбергской группы.
С помощью Информационно-аналитической системы Глобас-i® имеется возможность осуществить проверку структуры собственности и управления юридических лиц России, а также заказать такую информацию по иностранным компаниям.
Основные экономические показатели в России в первом квартале 2015 года, как и прогнозировалось еще в 2014 году, показали снижение в пределах 4%-10%. Как отмечают эксперты Информационного агентства Credinform, на экономику России значительным образом влияют в первую очередь внутренние проблемы. При этом ситуацию усугубляют такие факторы как: взаимные санкции России и стран Запада; падение цен на нефть и другие природные ресурсы; ослабление рубля по отношению к доллару США и евро; отток капитала из России; снижение инвестиций; падение деловой активности и прочее. Вместе с тем предварительные итоги экономического развития во 2 квартале 2015 года показывают, что, не смотря на снижение, темы падения основных показателей замедляются из месяца в месяц.
Отмеченные негативные тенденции в экономике России зеркальным образом проявляются на отечественном рынке труда. Так, численность безработных, по данным Росстата в соответствии с методологией Международной организации труда, в первом полугодии 2015 года уже превысила 4 млн человек (см. таблицу). Хотя в 2014 году этот показатель составил чуть менее 3,9 млн человек. А начиная с 2010 года и по 2014 год включительно отмечалось существенное снижение количества безработных, которое достигло почти 30% в 2014 году по сравнению с 2010 годом. Однако по итогам 1 полугодия 2015 года рост среднего значения количества безработных составил более 10% по отношению к показателю 2014 года.
Общая численность безработных |
Численность официально зарегистрированных безработных (на конец месяца) |
|||||
в % к | в % к | |||||
тыс. человек | соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду | тыс. человек | соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду | |
Январь | 4167 | 97,9 1) | 103,0 1) | 924 | 97,3 1) | 102,6 1) |
Февраль | 4410 | 101,5 1) | 105,8 | 991 | 102,1 1) | 107,2 |
Март | 4503 | 108,7 1) | 102,1 | 1001 | 104,7 1) | 101,1 |
Апрель | 4420 | 108,8 1) | 98,2 | 1017 | 107,4 1) | 101,5 |
Май | 4292 | 113,5 1) | 97,1 | 1004 | 109,6 1) | 98,8 |
Июнь | 4091 2) | 108,6 1) | 95,3 | 974 | 110,9 1) | 97,0 |
Данные Федеральной службы государственной статистики:
1) В целях обеспечения статистической сопоставимости данных, относительные показатели по Российской Федерации рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г. Севастополю.
2) Предварительные данные.
Пик количества безработных в первом полугодии пришелся на март-апрель 2015 года, когда в марте достиг 4,5 млн человек, что составило 5,9% экономически активного населения, в апреле – 4,4 млн человек (5,8%). Хотя в январе 2015 года отмечено 4,2 млн человек безработных (5,5%). Так рынок труда отреагировал на негативные тенденции первого квартала экономики России. Поскольку темпы снижения экономики во втором квартале замедлились, в оценках экспертов появились прогнозы на улучшение. Это несомненно отразилось снижающей динамикой на рынке труда. В июне по предварительным итогам количество безработных достигло только 4,1 млн человек (5,4%).
Аналогичные тенденции присущи для показателя численности официально зарегистрированных безработных в первом полугодии 2015 года (см. таблицу). Также пик численности официально безработных пришелся на март-апрель 2015 года. В марте количество официально безработных составило 1001 тыс. человек, в апреле - 1017 тыс. человек. В процентном отношении к предыдущему месяцу наибольший рост численности отмечен в феврале – 7,2%, в марте и апреле произошло замедление роста показателя до 1,1% и 1,5% соответственно, а в июне снижение уже составило 3%. С другой стороны, эксперты считают, что тенденция снижения количества безработных носит сезонный характер.
Наибольшее число сокращений персонала, по оценкам экспертов, отмечено среди менеджеров по кредитованию; специалистов по займам; аналитиков ценных бумаг; менеджеров по продажам, развитию; брокеров по недвижимости и другие. Считается, что сегодняшняя ситуация в экономике России изменила расстановку сил на рынке труда - на нем стали доминировать работодатели. Такая ситуация позволяет им диктовать свои условия при найме на работу сотрудников.
На этом фоне Министерство труда зафиксировало напряженность на рыке в 19 регионах России. Так приказом от 27 мая 2015 года Минтруд определил перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2015 году. Большинство территорий располагается в Сибирском ФО (8 территорий) и Северо-Кавказском ФО (6). Остальные территории находятся в Южном ФО – 2, в Северо-Западном – 1, Уральском ФО – 1, Дальневосточном ФО – 1.
В сложившихся экономических условиях на борьбу с безработицей в рамках антикризисного плана государство выделило 52 млрд руб. Это позволит направить государственные субсидии на организацию общественных работ; временное трудоустройство граждан; создание дополнительных рабочих мест; организовать граждан, потерявших работу, для использования их в инфраструктурных и других секторах.