Статья
Новации в антимонопольном законодательстве вступят в силу в январе 2016 года

Прошло чуть менее четырех лет с момента принятия так называемого «третьего антимонопольного пакета». Практика применения антимонопольного законодательства за прошедший период показала необходимость дальнейшего его совершенствования.

Федеральным законом Российской Федерации от 5 октября 2015 г. №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 5 января 2016 года вводится в действие следующий «четвертый антимонопольный пакет».

В Федеральном законе от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения в 19 статей, дополнены 3 статьи, введены одна глава и 13 новых статей. Также внесены изменения в статью 7 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» и в статью 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения в 9 статей, введена одна новая статья и одна статья признана утратившей силу.

Все перечисленное выше говорит о довольно масштабных нововведениях в антимонопольном законодательстве, суть которых мы резюмируем далее.

Во-первых, теперь четко обозначены все случаи недобросовестной конкуренции, такие, например, как использование чужого товарного знака, реклама «лучшего товара на рынке» не подтвержденная исследованиями и т.п. Ранее это также считалось нарушением, но в официальных документах отражения не находило.

Во-вторых, приобрели законный статус соглашения о совместной деятельности между предприятиями, применяющиеся, в основном, для снижения себестоимости товаров и услуг. Ранее за это можно было поплатиться штрафом в 15% от суммы выручки.

В-третьих, Федеральной антимонопольной службе теперь вменено в обязанность досудебное урегулирование вопросов связанных с претензиями к компаниям. Это закреплено в законе термином «процедуры предварительного заключения». Предпринимателям, в свою очередь, предоставлено право досудебного обжалования в центральном аппарате ФАС решений его территориальных управлений.

Очень важными являются поправки об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства органов государственной власти. Это касается, прежде всего, фактов лоббирования чиновниками интересов одних компаний и ограничения доступа на рынок других. Теперь Федеральная антимонопольная служба вправе выносить предупреждения государственным служащим любых уровней. Верхняя планка штрафных санкций для должностных лиц поднята с 30 до 50 тысяч рублей. Кроме этого, ведомство получило право на запрет создания новых государственных и муниципальных предприятий на уже сформировавшихся рынках.

По мнению экспертов, принятые поправки дают четкое понимание недобросовестной конкуренции. Новации, с одной стороны, призваны ослабить административное давление на бизнес, а с другой стороны – повысить ответственность государственных органов за соблюдение антимонопольного законодательства.

Статья
Изменения нормативной базы в части ареста имущества

В 2011 году, рассматривая жалобы ЗАО «Недвижимость-М», ООО «Соломатинское хлебоприемное предприятие» и гражданки Л.М. Костаревой, Конституционный суд России провел проверку на соответствие Конституции статьи 115 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, регулирующей порядок наложения и продления ареста имущества в целях предупреждения его сокрытия или продажи. В результате был сделан вывод о несоответствии ряда положений этой статьи основному закону страны.

В резолютивной части Постановления Конституционного суда законодателю было предписано «внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации необходимые изменения. В частности, обеспечить лицам эффективную защиту права собственности, включая возможность компенсации убытков в случае приостановки производства по уголовному делу. Необходимость обусловлена тем, что арест для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска по данному разбирательству уже наложен, и применение данной меры процессуального принуждения чрезмерно длительно.

В соответствии с этим Постановлением Конституционного суда были подготовлены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, закрепленные Федеральным законом от 29 июня 2015 года №190-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Применительно к уголовному процессу законом конкретизировано определение имущества как вещи, в том числе наличные деньги, безналичные средства на банковских счетах, имущественные права и ценные бумаги.

Значимым нововведением стало понятие «разумного срока» ареста имущества определяемого комплексом обстоятельств, среди которых, например, сложность уголовного дела, продолжительность судебного разбирательства, степень помощи следствию со стороны участников процесса. Поправками четко определена процедура и порядок продления такого ареста. В этом процессе разрешено участие лиц, имущество которых арестовано, а соответствующее решение суда может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

В случае нарушения «разумных сроков» судопроизводства установленных ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, не являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми по уголовным делам, имущество которых было арестовано, могут потребовать от государства компенсацию. Если имущество таких граждан находится под арестом более шести месяцев со дня вступления в силу приговора по делу или прекращения дела, либо общая продолжительность ареста имущества превысила четыре года, в суд может быть подано административное исковое заявление о присуждении такой компенсации.

Федеральный закон №190-ФЗ вступил в силу с 15 сентября текущего года. Это касается, в том числе, поправок об ограничении сроков ареста имущества. Однако положения закона распространяются и на случаи ареста имущества до этой даты если арест не был отменен или продлен судом в законном порядке.

Оценить важность нововведений и объем имущества, потенциально затрагиваемого данной проблемой, можно взглянув на статистику Федеральной службы судебных приставов. Так, в 2014 году количество исполнительных производств, в рамках которых накладывался арест на имущество, составило 276 123 шт., а общая стоимость арестованного имущества – более 145 млрд рублей.