Статья
Тенденции производства средств транспорта

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании - производители морских, железнодорожных, воздушных транспортных средств и оборудования, за исключением производства автотранспорта и боевых машин (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие российские производители транспортных средств и оборудования с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2015 – 2017 годах
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Стоимость чистых активов,
млрд руб
Индекс платежеспособности Глобас
2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6
1 НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
ИНН 7838395215 Санкт-Петербург
Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций
164,70 up183,06 up241,87 257 Высокий
2 ПАО АВИАЦИОННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ СУХОЙ
ИНН 7740000090 г. Москва
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
189,16 down184,66 down123,24 163 Наивысший
3 НАО ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО
ИНН 7714175986 г. Москва
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
-30,29 up73,87 down73,14 256 Высокий
4 НАО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ИНН 2902059091 Архангельская область
Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций
33,60 up44,13 up54,16 170 Наивысший
5 НАО УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД
ИНН 0323018510 Республика Бурятия
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
43,84 down38,88 up39,73 222 Высокий
996 ПАО ЛЮДИНОВСКИЙ ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ИНН 4024000014 Калужская область
Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава
0,01 down-1,05 down-1,80 318 Удовлетворительный
997 НАО ЭНГЕЛЬССКИЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ЗАВОД
ИНН 6449062691 Саратовская область
Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава
-0,42 down-0,95 down-1,87 341 Удовлетворительный
998 ПАО НОВОКУЗНЕЦКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ИНН 4217101428 Кемеровская область
Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов
Находится в стадии ликвидации с 02.03.2017
-0,37 down-0,91 down-2,37 600 Неудовлетворительный
999 ПАО АРМАВИРСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
ИНН 2302044590 Краснодарский край
Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов
Находится в стадии ликвидации с 13.07.2016
-2,64 down-2,66 down-4,48 600 Неудовлетворительный
1000 НАО ПРОМТРАКТОР-ВАГОН
ИНН 2128701370 Чувашская Республика - Республика Чувашия
Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава
-4,81 down-9,14 down-102,03 366 Удовлетворительный

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 45% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается рост показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 60% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, но с тенденцией к росту (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах

Структура производства
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на производстве вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

73% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила чуть более 2% (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 67 регионах. Почти 36% объема их выручки сосредоточены в двух столицах - г. Москве и в Санкт-Петербурге (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в течение 12 месяцев 2017 – 2018 годов наблюдается тенденция к снижению индекса промышленного производства транспортных средств и оборудования. За 9 месяцев 2018 года индекс снизился в среднем на 0,8%, но в целом за период с ноября 2017 года по октябрь 2018 года - вырос в среднем 2,1% (Рисунок 16).

Рисунок 16. Индекс промышленного производства транспортных средств и оборудования в 2017 – 2018 годах, месяц к месяцу (%) Рисунок 16. Индекс промышленного производства транспортных средств и оборудования в 2017 – 2018 годах, месяц к месяцу (%)

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о незначительном преобладании в отрасли благоприятных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки up10
Уровень конкуренции / монополизации down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% down-10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Индекс промышленного производства down-10
Среднее значение факторов up0,3

Up — положительная тенденция (фактор), Up — отрицательная тенденция (фактор).

Рэнкинг
Займы и активы производителей транспорта

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014 - 2017 годы) компании - производители морских, железнодорожных, воздушных транспортных средств и оборудования, за исключением производства автотранспорта и боевых машин (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Коэффициент соотношения обязательств и активов (х) рассчитывается как отношение долгосрочных и краткосрочных заемных средств к сумме баланса и указывает на долю активов предприятия, финансируемых за счет займов.

Общее рекомендуемое значение показателя - от 0,2 до 0,5. Превышение верхнего нормативного значения говорит о чрезмерной закредитованности, которая может стимулировать развитие, но отрицательно влиять на устойчивость корпоративных финансов. Значение показателя ниже нормативного значения может свидетельствовать о консервативной стратегии финансового менеджмента и об излишней осторожности в привлечении новых заемных средств.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобасрасчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для производителей транспортных средств и оборудования средние отраслевые практические значения коэффициента соотношения обязательств и активов в 2017 году составили от 0,32 до 0,99.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент платежеспособности, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Выручка от продаж,
млрд руб
Чистая прибыль (убыток),
млрд руб
Соотношение обязательств и активов, (х) Индекс платежеспособности Глобас
2016 2017 2016 2017 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8
НАО МЕТРОВАГОНМАШ
ИНН 5029006702 Московская область
Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава
up26,3 up43,6 up2,4 up2,8 down0,66 up0,50 142 Наивысший
АО ЖЕЛДОРРЕММАШ
ИНН 7715729877 г. Москва
Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава
up32,7 up41,2 up0,1 up0,3 up0,51 down0,55 226 Высокий
НАО ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО
ИНН 7714175986 г. Москва
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
up46,8 up55,4 up-3,8 up-1,1 up0,54span> down0,58 256 Высокий
ПАО АВИАЦИОННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ СУХОЙ
ИНН 7740000090 г. Москва
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
up108,0 up122,8 down2,4 up4,3 down0,55 down0,60 163 Наивысший
НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
ИНН 7838395215 Санкт-Петербург
Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций
up48,6 down44,8 down0,6 down0,2 down0,65 up0,64 257 Высокий
ПАО РОСТОВСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО РОСТВЕРТОЛ ИМЕНИ Б.Н.СЛЮСАРЯ
ИНН 6161021690 Ростовская область
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
up84,3 up99,1 up18,6 down16,7 up0,73 up0,68 167 Наивысший
ПАО ОДК-УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ИНН 0273008320 Республика Башкортостан
Производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей и их частей
up68,8 up73,8 up3,5 down12,5 up0,77 up0,69 167 Наивысший
НАО ТИХВИНСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ИНН 4715019631 Ленинградская область
Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава
up41,8 up49,7 up2,6 down-0,1 up0,72 down0,75 269 Высокий
ПАО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ИРКУТ
ИНН 3807002509 г. Москва
Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов
up99,9 down84,6 up2,2 up3,0 down0,90 up0,86 175 Наивысший
НАО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ИНН 2902059091 Архангельская область
Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций
up74,3 up88,8 down5,7 up8,9 up0,90 up0,88 170 Наивысший
Итого по компаниям ТОП-10 up631,5 up703,7 up34,3 up47,4    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up63,3 up70,4 up3,4 up4,7 up0,69 up0,67
Среднее отраслевое значение up1,41 down1,37 up0,04 down0,00 down0,75 down0,78

Up — улучшение показателя к предыдущему периоду, Up — ухудшение показателя к предыдущему периоду.

Среднее значение коэффициента соотношения обязательств и активов ТОП-10 выше рекомендуемого значения, ниже среднего отраслевого показателя и укладывается в интервал практических значений. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.

Рисунок 1. Коэффициент соотношения обязательств и активов и выручка крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент соотношения обязательств и активов и выручка крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента соотношения обязательств и активов имеют тенденцию к улучшению. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента соотношения обязательств и активов российских производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента соотношения обязательств и активов российских производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах