Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании - производители морских, железнодорожных, воздушных транспортных средств и оборудования, за исключением производства автотранспорта и боевых машин (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ | Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Стоимость чистых активов, млрд руб |
Индекс платежеспособности Глобас | ||
2015 | 2016 | 2017 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ИНН 7838395215 Санкт-Петербург Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций |
164,70 | ![]() |
![]() |
257 Высокий |
2 | ПАО АВИАЦИОННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ СУХОЙ ИНН 7740000090 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
189,16 | ![]() |
![]() |
163 Наивысший |
3 | НАО ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО ИНН 7714175986 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
-30,29 | ![]() |
![]() |
256 Высокий |
4 | НАО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИНН 2902059091 Архангельская область Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций |
33,60 | ![]() |
![]() |
170 Наивысший |
5 | НАО УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД ИНН 0323018510 Республика Бурятия Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
43,84 | ![]() |
![]() |
222 Высокий |
996 | ПАО ЛЮДИНОВСКИЙ ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 4024000014 Калужская область Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава |
0,01 | ![]() |
![]() |
318 Удовлетворительный |
997 | НАО ЭНГЕЛЬССКИЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ЗАВОД ИНН 6449062691 Саратовская область Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава |
-0,42 | ![]() |
![]() |
341 Удовлетворительный |
998 | ПАО НОВОКУЗНЕЦКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 4217101428 Кемеровская область Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов Находится в стадии ликвидации с 02.03.2017 |
-0,37 | ![]() |
![]() |
600 Неудовлетворительный |
999 | ПАО АРМАВИРСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ИНН 2302044590 Краснодарский край Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов Находится в стадии ликвидации с 13.07.2016 |
-2,64 | ![]() |
![]() |
600 Неудовлетворительный |
1000 | НАО ПРОМТРАКТОР-ВАГОН ИНН 2128701370 Чувашская Республика - Республика Чувашия Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава |
-4,81 | ![]() |
![]() |
366 Удовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду,
— снижение показателя к предыдущему периоду.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 45% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли.

В целом за десятилетний период наблюдается рост показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 60% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 6).

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, но с тенденцией к росту (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 10).

Структура производства
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на производстве вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов (Рисунок 11).

73% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила чуть более 2% (Рисунок 12).

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 67 регионах. Почти 36% объема их выручки сосредоточены в двух столицах - г. Москве и в Санкт-Петербурге (Рисунок 13).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Индекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в течение 12 месяцев 2017 – 2018 годов наблюдается тенденция к снижению индекса промышленного производства транспортных средств и оборудования. За 9 месяцев 2018 года индекс снизился в среднем на 0,8%, но в целом за период с ноября 2017 года по октябрь 2018 года - вырос в среднем 2,1% (Рисунок 16).

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о незначительном преобладании в отрасли благоприятных тенденций (Таблица 2).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | ![]() |
Уровень конкуренции / монополизации | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс промышленного производства | ![]() |
Среднее значение факторов | ![]() |
— положительная тенденция (фактор),
— отрицательная тенденция (фактор).
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014 - 2017 годы) компании - производители морских, железнодорожных, воздушных транспортных средств и оборудования, за исключением производства автотранспорта и боевых машин (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент соотношения обязательств и активов (х) рассчитывается как отношение долгосрочных и краткосрочных заемных средств к сумме баланса и указывает на долю активов предприятия, финансируемых за счет займов.
Общее рекомендуемое значение показателя - от 0,2 до 0,5. Превышение верхнего нормативного значения говорит о чрезмерной закредитованности, которая может стимулировать развитие, но отрицательно влиять на устойчивость корпоративных финансов. Значение показателя ниже нормативного значения может свидетельствовать о консервативной стратегии финансового менеджмента и об излишней осторожности в привлечении новых заемных средств.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобасрасчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для производителей транспортных средств и оборудования средние отраслевые практические значения коэффициента соотношения обязательств и активов в 2017 году составили от 0,32 до 0,99.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Выручка от продаж, млрд руб |
Чистая прибыль (убыток), млрд руб |
Соотношение обязательств и активов, (х) | Индекс платежеспособности Глобас | |||
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НАО МЕТРОВАГОНМАШ ИНН 5029006702 Московская область Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
142 Наивысший |
АО ЖЕЛДОРРЕММАШ ИНН 7715729877 г. Москва Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
226 Высокий |
НАО ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО ИНН 7714175986 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
256 Высокий |
ПАО АВИАЦИОННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ СУХОЙ ИНН 7740000090 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
163 Наивысший |
НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ИНН 7838395215 Санкт-Петербург Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
257 Высокий |
ПАО РОСТОВСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО РОСТВЕРТОЛ ИМЕНИ Б.Н.СЛЮСАРЯ ИНН 6161021690 Ростовская область Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
167 Наивысший |
ПАО ОДК-УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНН 0273008320 Республика Башкортостан Производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей и их частей |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
167 Наивысший |
НАО ТИХВИНСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 4715019631 Ленинградская область Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
269 Высокий |
ПАО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ИРКУТ ИНН 3807002509 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
175 Наивысший |
НАО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИНН 2902059091 Архангельская область Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
170 Наивысший |
Итого по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Среднее отраслевое значение | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
— улучшение показателя к предыдущему периоду,
— ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Среднее значение коэффициента соотношения обязательств и активов ТОП-10 выше рекомендуемого значения, ниже среднего отраслевого показателя и укладывается в интервал практических значений. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.

В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента соотношения обязательств и активов имеют тенденцию к улучшению. (Рисунок 2).
