Тенденции производства средств транспорта
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании - производители морских, железнодорожных, воздушных транспортных средств и оборудования, за исключением производства автотранспорта и боевых машин (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
| № | Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Стоимость чистых активов, млрд руб |
Индекс платежеспособности Глобас | ||
| 2015 | 2016 | 2017 | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ИНН 7838395215 Санкт-Петербург Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций |
164,70 | 183,06 |
241,87 |
257 Высокий |
| 2 | ПАО АВИАЦИОННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ СУХОЙ ИНН 7740000090 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
189,16 | 184,66 |
123,24 |
163 Наивысший |
| 3 | НАО ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО ИНН 7714175986 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
-30,29 | 73,87 |
73,14 |
256 Высокий |
| 4 | НАО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИНН 2902059091 Архангельская область Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций |
33,60 | 44,13 |
54,16 |
170 Наивысший |
| 5 | НАО УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД ИНН 0323018510 Республика Бурятия Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
43,84 | 38,88 |
39,73 |
222 Высокий |
| 996 | ПАО ЛЮДИНОВСКИЙ ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 4024000014 Калужская область Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава |
0,01 | -1,05 |
-1,80 |
318 Удовлетворительный |
| 997 | НАО ЭНГЕЛЬССКИЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ЗАВОД ИНН 6449062691 Саратовская область Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава |
-0,42 | -0,95 |
-1,87 |
341 Удовлетворительный |
| 998 | ПАО НОВОКУЗНЕЦКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 4217101428 Кемеровская область Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов Находится в стадии ликвидации с 02.03.2017 |
-0,37 | -0,91 |
-2,37 |
600 Неудовлетворительный |
| 999 | ПАО АРМАВИРСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ИНН 2302044590 Краснодарский край Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов Находится в стадии ликвидации с 13.07.2016 |
-2,64 | -2,66 |
-4,48 |
600 Неудовлетворительный |
| 1000 | НАО ПРОМТРАКТОР-ВАГОН ИНН 2128701370 Чувашская Республика - Республика Чувашия Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава |
-4,81 | -9,14 |
-102,03 |
366 Удовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду,
— снижение показателя к предыдущему периоду.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годахДоли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года увеличиваются (Рисунок 2).
Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годахВыручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 45% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли.
Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000В целом за десятилетний период наблюдается рост показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).
Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годахПрибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 60% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).
Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 6).
Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годахЗа трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).
Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годахОсновные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годахВ течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно невысоком уровне, но с тенденцией к росту (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годахКоэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 10).
Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годахСтруктура производства
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на производстве вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов (Рисунок 11).
Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-100073% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила чуть более 2% (Рисунок 12).
Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 67 регионах. Почти 36% объема их выручки сосредоточены в двух столицах - г. Москве и в Санкт-Петербурге (Рисунок 13).
Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам РоссииСкоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).
Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетностиИндекс платежеспособности Глобас
Большей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).
Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности ГлобасИндекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в течение 12 месяцев 2017 – 2018 годов наблюдается тенденция к снижению индекса промышленного производства транспортных средств и оборудования. За 9 месяцев 2018 года индекс снизился в среднем на 0,8%, но в целом за период с ноября 2017 года по октябрь 2018 года - вырос в среднем 2,1% (Рисунок 16).
Рисунок 16. Индекс промышленного производства транспортных средств и оборудования в 2017 – 2018 годах, месяц к месяцу (%)Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о незначительном преобладании в отрасли благоприятных тенденций (Таблица 2).
| Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | 10 |
| Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | -10 |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | 10 |
| Уровень конкуренции / монополизации | -10 |
| Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | 10 |
| Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | 10 |
| Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | -10 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | 10 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | 10 |
| Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
| Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% | -10 |
| Региональная концентрация | -10 |
| Финансовое положение (наибольшая доля) | 5 |
| Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
| Индекс промышленного производства | -10 |
| Среднее значение факторов | 0,3 |
— положительная тенденция (фактор),
— отрицательная тенденция (фактор).
Займы и активы производителей транспорта
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014 - 2017 годы) компании - производители морских, железнодорожных, воздушных транспортных средств и оборудования, за исключением производства автотранспорта и боевых машин (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент соотношения обязательств и активов (х) рассчитывается как отношение долгосрочных и краткосрочных заемных средств к сумме баланса и указывает на долю активов предприятия, финансируемых за счет займов.
Общее рекомендуемое значение показателя - от 0,2 до 0,5. Превышение верхнего нормативного значения говорит о чрезмерной закредитованности, которая может стимулировать развитие, но отрицательно влиять на устойчивость корпоративных финансов. Значение показателя ниже нормативного значения может свидетельствовать о консервативной стратегии финансового менеджмента и об излишней осторожности в привлечении новых заемных средств.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобасрасчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для производителей транспортных средств и оборудования средние отраслевые практические значения коэффициента соотношения обязательств и активов в 2017 году составили от 0,32 до 0,99.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
| Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Выручка от продаж, млрд руб |
Чистая прибыль (убыток), млрд руб |
Соотношение обязательств и активов, (х) | Индекс платежеспособности Глобас | |||
| 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| НАО МЕТРОВАГОНМАШ ИНН 5029006702 Московская область Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава |
26,3 |
43,6 |
2,4 |
2,8 |
0,66 |
0,50 |
142 Наивысший |
| АО ЖЕЛДОРРЕММАШ ИНН 7715729877 г. Москва Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава |
32,7 |
41,2 |
0,1 |
0,3 |
0,51 |
0,55 |
226 Высокий |
| НАО ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО ИНН 7714175986 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
46,8 |
55,4 |
-3,8 |
-1,1 |
0,54span> |
0,58 |
256 Высокий |
| ПАО АВИАЦИОННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ СУХОЙ ИНН 7740000090 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
108,0 |
122,8 |
2,4 |
4,3 |
0,55 |
0,60 |
163 Наивысший |
| НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ИНН 7838395215 Санкт-Петербург Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций |
48,6 |
44,8 |
0,6 |
0,2 |
0,65 |
0,64 |
257 Высокий |
| ПАО РОСТОВСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО РОСТВЕРТОЛ ИМЕНИ Б.Н.СЛЮСАРЯ ИНН 6161021690 Ростовская область Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
84,3 |
99,1 |
18,6 |
16,7 |
0,73 |
0,68 |
167 Наивысший |
| ПАО ОДК-УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНН 0273008320 Республика Башкортостан Производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей и их частей |
68,8 |
73,8 |
3,5 |
12,5 |
0,77 |
0,69 |
167 Наивысший |
| НАО ТИХВИНСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 4715019631 Ленинградская область Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава |
41,8 |
49,7 |
2,6 |
-0,1 |
0,72 |
0,75 |
269 Высокий |
| ПАО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ИРКУТ ИНН 3807002509 г. Москва Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов |
99,9 |
84,6 |
2,2 |
3,0 |
0,90 |
0,86 |
175 Наивысший |
| НАО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИНН 2902059091 Архангельская область Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций |
74,3 |
88,8 |
5,7 |
8,9 |
0,90 |
0,88 |
170 Наивысший |
| Итого по компаниям ТОП-10 | 631,5 |
703,7 |
34,3 |
47,4 |
|||
| Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 63,3 |
70,4 |
3,4 |
4,7 |
0,69 |
0,67 |
|
| Среднее отраслевое значение | 1,41 |
1,37 |
0,04 |
0,00 |
0,75 |
0,78 |
|
— улучшение показателя к предыдущему периоду,
— ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Среднее значение коэффициента соотношения обязательств и активов ТОП-10 выше рекомендуемого значения, ниже среднего отраслевого показателя и укладывается в интервал практических значений. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.
Рисунок 1. Коэффициент соотношения обязательств и активов и выручка крупнейших российских производителей транспортных средств и оборудования (ТОП-10)В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента соотношения обязательств и активов имеют тенденцию к улучшению. (Рисунок 2).
Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента соотношения обязательств и активов российских производителей транспортных средств и оборудования в 2008 – 2017 годах